«Зимний фестиваль знаний 2025»

Конспект урока "Хорошее отношение к лошадям"

Конспект урока литературы по стихотворению В.В. Маяковского "Хорошее отношение к лошадям".

Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Технологическая карта урока «Хорошее отношение к лошадям» Два взгляда на мир в стихотворении.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Оборудование: учебник Литература 7 класс, под ред. Коровиной В. Я. Журавлева В.П. , портрет В.В. Маяковского, презентация, таблица, фотографии лошадей, фотографии Москвы начала 20в., игрушечный микрофон.

Цель урока: создание условий для формирования читательской компетенции, раскрытие гуманистического пафоса произведения.

Задачи урока:

- развивающие: развивать внимание, устную речь, воображение.

-воспитательные: воспитывать неравнодушное отношение к живым существам, сострадание, ответственность за «братьев наших меньших», гуманизм и человеколюбие.

-обучающие: обучить анализу лирического произведения, совершенствовать навыки выразительного чтения.

Планируемые результаты:

- предметные: формирование коммуникативных и речевых умений на основе работы с текстом; различение образа лирического героя и понимание его чувств; наблюдение за ритмом, лексикой, звукописью стихотворного текста; развитие навыков анализа художественного текста и способов выражения собственного отношения к произведению.

- метапредметные: формирование универсальных учебных действий.

Познавательные УУД:  определить цель деятельности на уроке с помощью учителя; составить алгоритм, определяя последовательность действий; осуществлять рефлексию деятельности; осуществлять контроль деятельности.

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Личностные УУД: усвоение гуманистических ценностей; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем; воспитание доброго отношения и любви к животным, способности сопереживать.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения; подбирать аргументы и формулировать выводы.


Этап урока

Цели этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Оргмомент

Создание доброжелательной атмосферы.

-Итак, друзья, внимание-

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее –

Начнем скорей урок!

Приветствуют учителя, настраиваются на урок

Личностные: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности

2. Актуализация знаний учащихся

Систематизация полученных ранее знаний

Проверка домашнего задания. Выразительное чтение стихотворения «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»

Беседа по вопросам пособия «Читаем, думаем, спорим…»

Что вы можете рассказать о В.В. Маяковском?

Как работал поэт над стихами?

Чего требовал поэт от чтецов?

Ученики выразительно читают стихотворение.



Отвечают на вопросы.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме.

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

Подведение учеников к формулированию темы и постановке задач урока. Создание ситуации успеха и эмоционального настроя на урок.

Эпиграф к уроку.

Эпиграфом к уроку мне хотелось бы взять удивительные строки Николая Асеева о раннем периоде Маяковского.

И вот он выходит:

Большой, длиннолапый,

обрызганный

Ледниковым дождем,

Под широкополой,

Обвиснувшей шляпой,

Под

Вылощенным нищетой плащом.

Вокруг никого.

Лишь тюрьма за плечами.

Фонарь к фонарю.

За душой – ни гроша…

Лишь пахнет Москва

Горячо калачами,

да падает лошадь,

боками дыша.

Обратите внимание на последние 4 строчки. О ком там говорится? О каком стихотворении мы будем вести речь?

Ребята, давайте определим цели урока.


Ученики слушают учителя.


















Формулируют тему урока и цели.

Познавательные: высказывание предположений на основе наблюдений.

Регулятивные: формулировка темы и целей урока.

Коммуникативные: владение устной речью.

4. Первичное усвоение новых знаний.


Первичное усвоение новых предметных знаний.

Афоризм. Если вас называют лошадью, не воспринимайте это за оскорбление…

История создания стихотворения. Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям» было написано поэтом в 1918 году. Это было трудное время для нашей страны. Шла гражданская война. Народное хозяйство было разрушено. Не было хлеба, топлива. Вот как о том времени рассказывает свидетель тех событий: «Было очень холодно. На улицах палые лошади. Убирать их было некому. Их растаскивали по кускам, разрезая перочинными ножами. Только потом приходили собаки…» Такие сцены были нередкими в голодающей Москве 1918 года, да и не только в Москве. Однажды В.В. Маяковский стал свидетелем уличного происшествия, нередкого в голодающей Москве 1918г: обессиленная лошадь упала на обледеневшую мостовую. 9 июня 1918г. в газете «Новая жизнь» было напечатано стихотворение «Хорошее отношение к лошадям»

Выразительное чтение стихотворения учителем. Комментированное чтение.

В первую очередь обращает на себя внимание необычная строфика, когда строка прерывается и продолжение пишется с новой. Такой прием получил название «лесенка Маяковского» и описан им в его статье «Как делать стихи». Давайте посмотрим как работает этот прием в стихотворении. Перед вами таблица.

«Лесенка Маяковского»

Обычная строфа

Может быть
— старая —
и не нуждалась в няньке,
может быть, и мысль ей моя казалась пошла́,
только
лошадь
рванулась,
встала на́ ноги,
ржанула
и пошла.

Может быть – старая

И не нуждалась в няньке,

Может быть, и мысль ей моя

Казалась пошла,

Только лошадь рванулась,

Встала на ноги, ржанула и пошла.

Во втором случае интонация повествовательная. Автор рассказывает о том, как лошадь встает. Но задача Маяковского не просто описать действия лошади, а передать эмоции человека, который с замиранием сердца наблюдает за бедным животным. Темп прочтения замедляется, и каждое слово становится весомым, значительным, каждое слово как рывок лошади в попытке встать на ноги. Ну вот, с необычной формой стихотворения мы разобрались. Давайте теперь поговорим о его содержании.

Ученики внимательно слушают учителя. Просмотр фотографий и презентации.














Ученики слушают учителя.







Ученики знакомятся с таблицей.













Ученики слушают учителя.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; умение работать с разными источниками информации.

Коммуникативные: умение задавать вопросы; слушать и понимать других.

Регулятивные: сознательно организовывать свою деятельность; принимать и сохранять учебную задачу.

Личностные: воспитание гуманного отношения к животным; признание для себя общепринятых морально-этических норм.



5. Первичная проверка понимания.


Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала.

Что для вас было непонятным в стихотворении?

Словарная работа. Круп – часть туловища лошади от спины до хвоста. Плеща – форма деепричастия, образованная от глагола плескаться. Клешить – от слова клеш: широкие книзу брюки. Употреблено в значении гулять. Плоше – форма сравнительной степени, образованная поэтом от прилагательного плохой.

Беседа по стихотворению.

- Какую картину вы представили себе?

-Какие образы представлены в стихотворении? Назовите главных героев этого стихотворения.

- В какое время года произошло событие, описанное в стихотворении?

- Где произошло событие? (Кузнецкий мост - одна из центральных улиц Москвы. На Кузнецком мосту помещалось кафе «Питтореск», где часто выступал Маяковский).

-Какое впечатление у вас возникло?

-Есть ли в этом стихотворении сюжет? Перескажите.

- С каких строк начинается развитие сюжета? ( Развитие сюжета начинается с первых строк).

-С чего начинается стихотворение? ( с топота копыт)

-Какова песня копыт, о чём она? (песня копыт довольно грустна: она о грабежах, гробах и грубости.

- Как эти строки «Гриб. Грабь. Гроб. Груб»? характеризуют то время?

- Какая зарисовка предстаёт перед нами в начале следующей строфы? (Начало следующей строфы—пейзажная зарисовка неухоженной зимней московской улицы).

- Как вы понимаете эти строки?

« Ветром опита» - улица как бы напоена сырым, холодным воздухом;

«Льдом обута» - панцирь льда как бы обул улицу, поэтому она скользила.

Клёшить - неологизм от слова «клёш». «Клёшит» сытый человек, ищущий развлечений.

Маяковский всего лишь в нескольких словах описал обычные явления жизни. Вот, например, улица. Поэт использует всего 6 слов, а какую выразительную картину рисуют они. Ветром опита, льдом обута, улица скользила. Что мы видим? ( зимнюю, продуваемую ветрами улицу, ледяную дорогу, по которой скачет лошадь. Все движется.) А с помощью какого художественного приема изображается гололёд? (олицетворение)

Но есть и другая улица, другие люди, те, кто пришел? (штаны, Кузнецким клешить, зеваки). И вдруг упала лошадь. Как должны отреагировать на это все, кто рядом с ней? (Броситься на помощь. Но нет, равнодушная улица продолжает движение, и лишь зеваки сгрудились.)

-Как поэт изображает зевак?( это безликая масса, бездельники, равнодушные к чужой боли. Смеются над упавшей лошадью.

- Какие строки, слова адресует лирический герой зевакам, для которых муки живого существа—зрелище? (Сгрудились - собрались в кучу, как стадо).

Смех их неживой (смех зазвенел).

–С чем сравнивает поэт смех? (с воем).

-Кто противопоставлен равнодушной смеющейся толпе? Докажите текстом. (Смеялся Кузнецкий, лишь один я голос свой не вмешивал в вой ему). Как называется такой прием в литературе?

-Какими видит лирический герой глаза лошади? (они наполнены слезами.

- Как обращается поэт к лошади? (Поэт обращается к лошади на «вы» - уважительно, подбадривает лошадь. В них было столько боли, что герой обращается к ней как к человеку, пытается успокоить, приободрить).

-Как понимаете слова «улица опрокинулась, течет по-своему»? (улица, отразившаяся в глазах упавшей лошади, кажется перевернутой)

-Какие слова выражают сочувствие лирического героя к лошади? (И какая-то общая звериная тоска, плеща, вылилась из меня и расплылась в шелесте)

-Слова поэта, обращенные к лошади, взяты в кавычки. Как вы считаете, произнесены они вслух или являются внутренним монологом? (внутренний монолог).

-Что имел в виду лирический герой, когда сказал: Деточка, все мы немножко лошади, каждый из нас по-своему лошадь. (Поэт искренне сочувствует боли живого существа, подчёркивает родственность душ. Он уподобляет случившееся судьбе человека, на долю которого порой выпадает тяжёлая жизнь, оскорбления недругов. Каждый из нас может оказаться в ситуации лошади, каждый из нас может нуждаться в поддержке).

Ученики работают с толковым словарем. Записывают в тетрадь.








Ученики по очереди читают фрагменты стихотворения, затем совместно с учителем анализируют произведение, вступают в диалог, отвечают на вопросы.














Познавательные: высказывание предположений на основе работы с текстом; формулирование своих наблюдений, понимания смысла стихотворения; использование информации для решения учебной задачи.

Коммуникативные: умение беседовать, умение грамотно выражать свои мысли, умение пересказывать, умение выразительно читать; умение аргументировать свое мнение.

Личностные: воспитание нравственно-духовных начал; желание приобретать новые знания.

Регулятивные: делать выводы по результатам работы.

6. Физкультминутка

Предупреждение переутомления.

Физминутка

Конь меня в дорогу ждет, (руки за спиной сцеплены в замок)
Бьет копытом у ворот, (ритмичные поочередные поднимания согнутых в коленях ног)
На ветру играет гривой
Пышной, сказочно красивой, (покачивания головой, затем наклоны в стороны)
Быстро на седло вскочу,
Не поеду - полечу, (подскоки на месте)
Цок - цок - цок,
Цок - цок - цок, (руки полусогнуты в локтях перед собой)
Там за дальнею рекой
Помашу тебе рукой, (подскоки на месте) 



7. Первичное закрепление


Усвоение учащимися знаний при решении задач.

-Как вы считаете, только ли о лошади стихотворение? ( не только о лошади, оно о людях, об их отношении друг к другу. Холод, лед – это не только состояние окружающей среды, это отношения между людьми.)

-Какова главная тема стихотворения ( тема одиночества).

-Какие два взгляда на мир представлены в стихотворении?

Давайте подберем цитаты, которые характеризуют каждый из образов стихотворения.

Цитатная таблица


Лошадь

«Лошадь на круп грохнулась…»

«За каплищей каплища по морде катится, прячется в шерсти…

Лошадь

Рванулась

Встала на ноги,

Ржанула

И пошла».

«Рыжий ребенок. Пришла веселая,

Стала в стойло.

И все ей казалось-

Она жеребенок,

И стоило жить,

И работать стоило»


Улица

«Ветром опита,

Льдом обута,

Улица

скользила…»

«…за зевакой, зевака,

Штаны пришедшие

Кузнецким клешить,

Сгрудились,

Смех зазвенел

И зазвякал…»


«Улица

Опрокинулась,

Течет по-своему…»


Лирический герой

«Смеялся Кузнецкий.

Лишь один я

Голос свой не

Вмешивал в

Вой ему».

«и какая-то общая

Звериная тоска

Плеща вылилась из меня

И расплылась в шелесте.

-Лошадь, не надо.

Лошадь, слушайте-

Чего вы думаете, что вы их плоше?

Деточка, все мы немножко лошади,

Каждый из нас по-своему лошадь».

Какой вывод можно сделать из этих цитатных характеристик? ( Лошадь – символ одинокой живой души, которой понадобилась поддержка, сочувствие. Также это символ стойкого характера, потому что лошадь нашла силы подняться и жить дальше).

Улица -? ( Улица – враждебный, равнодушный, холодный и жестокий мир).

Лирический герой - ? –(Своеобразный двойник лошади. Он так же одинок и затравлен толпой).

Таким образом, в стихотворении Маяковский поднимает нравственную проблему жестокого, равнодушного отношения мира к живой душе. Однако идея стихотворения, несмотря ни на что, оптимистична. Лошадь нашла в себе силы, пришла, встала в стойло, т.е. влилась в общественную коллективную систему. Стихотворение – попытка философского осмысления человеческой жизни. Это маленькая победа добра над злом, жизни над смертью вселяет оптимизм в душу поэта: и стоило жить и работать стоило. Если человек занят трудом и труд его нужен людям, он не должен обращать ни на кого внимания, все, кто самозабвенно трудятся, немножко лошади. Конец стихотворения оптимистичен, звучит жизнеутверждающее начало: и стоило жить и работать стоило.

Стихотворение Маяковского насыщено различными средствами художественной выразительности. Ребята, попробуйте найти их в тексте. При необходимости учитель использует наводящие вопросы.

-Какие звуки настойчиво повторяются? (гр-б, гр-б, гр-б – лошадь скачет, стук копыт о мостовую)

-Какой прием использует автор? (Аллитерация, звукопись – прием звукоподражания) 

Найдите в стихотворении еще примеры звукописи (зв-зв-зв-зв – звенящий смех, безжалостный, жестокий, как звон металла; ш-ш-ш-ш – шёпот; рж-рж-рж-рж – лошадиное ржание)

-Найдите пример ассонанса ( «Лошадь упала. Упала лошадь»)

-Какое средство выразительности использовано в строке «Улица льдом обута». (Здесь метонимия: не улица скользила, а люди, с трудом шагающие по неубранным тротуарам). Найдите в тексте стихотворения еще примеры использования метонимии ( «смеялся Кузнецкий»)

-Найдите эпитеты, которые автор использует при описании лошади, когда та услышала слова сочувствия и поддержки? ( «рыжий жеребенок», «пришла веселая»).

-Какие метафоры использованы в стихотворении? («ветром опита, льдом обута.«улица опрокинулась», «смех зазвякал», «тоска вылилась»)

Найдите пример зеркального повтора («Лошадь упала. Упала лошадь»).

Обратим внимание на рифмы, которые использует В. В. Маяковский:

неточные рифмы: зевака – зазвякал, плоше – лошадь.

неравносложные: в шерс-ти – в ше-лес-те, стой-ло – сто-и-ло.

омонимичная рифма: мысль пошла (кр. прил.) –лошадь пошла (гл.)

Объясните смысл афоризма, написанного на доске.

Ученики работают в группах. Каждая группа составляет цитатный план по одному из образов стихотворения и формулируют вывод.




























































Ученики работают индивидуально.






















Познавательные: осуществлять действие по заданному правилу и образцу; самостоятельно отбирать информацию, используя ее для решения поставленной задачи; умение обобщать, анализировать, сравнивать, группировать.

Коммуникативные: строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной и письменной формах; работать в группе; строить монологическое высказывание.

Регулятивные: осуществлять самоконтроль/взаимоконтроль.

Личностные: желание участвовать в творческом процессе; формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной деятельности.

8. Домашнее задание

Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Предлагает домашнее задание на выбор учащихся.

Домашнее задание - проиллюстрировать произведение / подготовить выразительное чтение стихотворения.

Записывают предлагаемые домашние задания, задают вопросы.

Коммуникативные: постановка вопроса, умение слушать и вступать в диалог.

9. Рефлексия

Обеспечение позитивного настроя на получение знаний.

Чем вам особенно понравилось творчество В. Маяковского? Согласны ли вы с его лирическим героем что «стоило жить и работать стоило»? Чему научил вас лирический герой и автор стихотворения?

Синквейн. Лошадь.

Добрая, сильная.

Скачет, ржёт, возит.

Лошадь пасется на лугу.

Домашнее животное.

Что было предметом нашего разговора сегодня? ( сочувствие, терпение)

Достигли ли мы целей урока?

Прием «Свободный микрофон» ( что впечатлило в произведении, что вызвало сложности, урок понравился/не понравился)

Выражают свое согласие/несогласие с лирическим героем



Пишут синквейн.






Формулируют конечный результат своей работы на уроке.




Познавательные: систематизировать, обобщать изученное, делать выводы.

Регулятивные: соотносить цель с достигнутым результатом; анализировать и осмысливать свои достижения, выявлять перспективы развития.

Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

Личностные: понимание важности познавательной деятельности.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее