«Зимний фестиваль знаний 2025»

И.А.Бунин "Косцы"

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 6 КЛАССЕ ПО РАССКАЗУ БУНИНА "КОСЦЫ".

Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки

И.А. Бунин "Косцы". Изображение природы и народного труда. Образ Родины. 5-й класс


Цели и задачи:

  • Познакомить учащихся с личностью И.А. Бунина; с содержанием рассказа “Косцы”, его основными темами.

  • Развивать умение анализа произведения малой формы; учить определять основную мысль, ключевые темы, их роль в произведении; умения определять способы воссоздания
    основных образов произведения, способы выражения авторской позиции.

  • Развивать умение видеть образную природу слова, оттенки его значений.

  • Развивать умения выразительного чтения, связного выступления по теме с опорой на текст произведения.

  • Развивать умения сопоставлять произведения, относящиеся к разным видам искусства.

  • Воспитывать чувства патриотизма, любви к природе; чувства уважения к автору, любви к художественному слову.

Оборудование:

Портрет писателя, учебник литературы для 5 класса под редакцией Коровиной В.Л.; толковый словарь Ожегова; памятки “Основные художественно-изобразительные средства языка”; презентация “Бунин и Орёл”; репродукции с картин художников Г.Г.Мясоедова и А.А.Пластова; магнитофонная запись русской народной песни “Ах ты, степь широкая”.

Ход урока

1. Сообщение целей и задач урока. Организация класса на работу.

2. 3накомство с личностью писателя:

а) воспроизводящая беседа;

б) сообщение ученика.

3.Чтение и анализ рассказа:

а) беседа по выявлению первичного восприятия;

б) выделение основных микротем;

в) беседа по основным микротемам (тема природы, нар.труда, нар. песни, тема Родины), составление опорной схемы.

4. Подведение итогов урока, выводы.

Домашнее задание. Оценка.

Выразительное чтение рассказа учащимися.

Словарь урока:

  • Нобелевская премия

  • лексический повтор

  • эмиграция

Эпиграфы к уроку:

Я пишу о красоте - всё равно, в чём бы она ни была, и даю читателю с природой часть своей души. (И.А.Бунин) Разве можем мы забыть родину? Может человек забыть родину? Она - в душе. Я очень русский человек. Это с годами не пропадает. (И.А.Бунин)

Подробная запись урока

1. Чтение учителем стихотворения И.А.Бунина “И цветы, и шмели, и трава, и колосья...”

- Эти строки принадлежат великому русскому писателю и поэту И.А.Бунину.

- О чём это стихотворение? Как вы поняли его основную мысль? (В этом стихотворении описывается природа, которая является самым важным в жизни лирического героя).

- Если есть в жизни человека любовь к природе, а значит, к Родине, всё остальное отходит на второй план.

- В центре нашего внимания на сегодняшнем уроке будет небольшой рассказ И.А.Бунина “Косцы”, который во многом близок этому стихотворению.

2. 3апишите тему урока:

“И.А.Бунин. “Косцы”. Изображение природы и крестьянского труда. Образ Родины”.

- Наша задача - выяснить, как представлена природа и народный труд в рассказе, а также определить, из чего складывается образ Родины в рассказе “Косцы”.

3. Но прежде чем обратимся к произведению, поговорим о его авторе.

И.А.Бунин...Вы видите его портрет на доске и в учебниках. Знакомо ли вам это имя? Что вы знаете об этом писателе?

Детские годы ИА.Бунина прошли в Орловской губернии, среди неброской красоты природы. Многие произведения писатель посвятил описанию природы, народа. Например, поэма “Листопад”).

- К сегодняшнему уроку группой учащихся нашего класса подготовлена презентация, посвященная И.А.Бунину. (Просмотр презентации, комментарий авторов)

Прослушаем сообщение о жизни и творчестве И.А.Бунина.

(Выступление ученика).

Что вам больше всего запомнилось? Чем мы вправе гордиться? (Творчество Бунина высоко оценено во всём мире. В 1933г. ему была присуждена Нобелевская премия - первому из русских писателей.)

А что такое Нобелевская премия? За какие заслуги она присуждается? (Справка. Сообщение уч-ся.) Нобелевская премия, международная премия, названная в честь её учредителя - шведского инженера-химика Нобеля. Присуждается ежегодно с 1901г. За выдающиеся заслуги в области физики, химии, медицины, экономики, литературы, за деятельность по укреплению мира.

За какие выдающиеся заслуги была присуждена Нобелевская премия И.А.Бунину? Читаем в учебнике на стр. 3 эпиграф к разделу.

- Мировое признание И.А.Бунин получил за воссоздание русского характера, за воссоздание в творчестве образа России. Эта тема была ведущей в произведениях писателя. Этой теме и посвящен рассказ “Косцы”.

4. Чтение наизусть учеником начала рассказа на фоне музыки “Звуки природы”.

5. Беседа. Анализ рассказа.

Какую картину вы представили, слушая начало рассказа? Помогла ли музыка лучше представить эти картины? Какие краски вы увидели? Ответ докажите текстом.

- Если бы вы оказались там, какие запахи вы бы уловили? Какие звуки услышали?

- Какие художественно-изобразительные средства, используемые автором, помогают донести до нас эти краски, запахи, звуки? Пользуйтесь памяткой (Эпитеты, олицетворения, метафоры).

- К сегодняшнему уроку вы должны были прочитать рассказ и выделить основные микротемы. Назовите их. (Тема труда, природы, народная песня, тема родины)

- Сейчас мы о какой теме говорили? (Тема природы).

Поместим это слово на доску. (Учитель прикрепляет слово “природа” на доску).

Какой представлена природа в рассказе Бунина? Как себя чувствуют герои рассказа на лоне этой природы? Свои ответы подтверждайте текстом.

Одним из эпиграфов к уроку являются слова И.А. Бунина: “Я пишу о красоте.. .всё равно, в чём бы она ни была, и даю читателю с природой часть своей души”. Как вы понимаете эти слова?

(Выразить душу в описании природы, чтобы читатель это почувствовал и разделил с писателем восторг и радость).

Удалось ли автору в данном описании “дать с природой часть своей души”?

А теперь обратимся к следующей теме - теме крестьянского труда. Поместим и это слово на доску, с какой целью - узнаете чуть позже. (Прикрепляет слово “труд”).

Кто герои рассказа? (Косцы, косари). Найдите их описание. (Стр.5)

Какие слова вам показались непонятными? (Онучи, бахилы, ластовица).

Словарная работа. Бахилы - вид крестьянской обуви. Онучи - куски материи, наматываемые на ногу (голень). Ластовица - матерчатая вставка на крестьянской рубахе, чаще всего подмышкой. (Комментирует учитель).

Что отмечает в героях рассказчик? Как они друг к другу относятся? Как относятся к работе? (“Охочи к работе”).

Как понимаете эти слова? (Любят работать).

А вы когда-нибудь видели сенокос? Процесс кошения травы? Что вы можете сказать об этом труде? (Тяжёлый труд).

А как этот труд описывается в рассказе? Найдите в тексте. (Стр.5-6). Что значат слова “без малейшего напряжения, без малейшего усилия”? Что хочет сказать о косцах Бунин? (Они сильные, тяжёлый труд им не в тягость, приносит радость).

На прошлом уроке мы разбирали отрывок из стихотворения А.В.Кольцова “Косарь”. Дома вы должны были сравнить описание крестьянского труда в этом стихотворении и в рассказе “Косцы”. Какие общие и различные черты в изображении героев и их труда вы отметили? Прослушаем выразительное чтение этого стихотворения и ответ на вопрос.

(В обоих произведениях герои ощущают родство с природой, они сильные, тяжёлый труд для них - не в тягость. Последние строчки стихотворения перекликаются со строками рассказа “Косцы”: “Они подвигались без малейшего усилия…”(Стр.6). Но в стихотворении труд описывается более эмоционально, т.к. поэт использует восклицательные побудительные предложения).

- Мы рассмотрели изображение крестьянского труда в произведениях искусства слова. Посмотрим, как представлена эта тема в произведениях живописи. Перед вами репродукции с картин художников Г.Г. Мясоедова “Страдная пора (Косцы)” и А.А. Пластова “Сенокос”. Рассмотрите их.

Какая из этих репродукций может служить иллюстрацией к рассказу “Косцы”? А герои какой из картин ближе? Аргументируйте.

Обратимся вновь к тексту рассказа “Косцы”. Как вам кажется, автор относится к героям? Докажите ответ текстом. (Стр.6 “.. .и прекрасны совершенно особой, чисто русской красотой были те чувства, что рассказывали они...”. Рассказчик любуется и восхищается ими).

Герои сильные, могучие, тяжёлый труд доставляет им радость. Но не только это удивляет и поражает рассказчика, когда он наблюдает за косцами. Что ещё?

(Они поют песню)

(Включается фонограмма русской народной песни “Ах ты, степь широкая”. В это время учитель прикрепляет на доску слово “песня”.)

Мы прослушали сейчас не ту песню, которую поют герои в рассказе “Косцы”. Но любая народная песня производит сильное впечатление, наводит на размышления. Наверняка у вас русская народная песня “Ах ты, степь широкая” вызвала светлые, возвышенные чувства, близкие тем, что испытывает герой-рассказчик, слушая песни косцов в берёзовом лесу на закате июльского дня. Найдите и зачитайте строки произведения, которые передают чувства и размышления рассказчика, вызванные народной песней. (Стр.6,1 абзац).

Чем необычно построение этих предложений? Какую особенность вы заметили? (Каждое предложение начинается с одного слова “прелесть”).

А как вам кажется, какую роль играет повторение этого слова? (Повторение слова привлекает внимание читателя, усиливает воздействие этого слова).

Такой композиционный приём называется лексический повтор- повторение ключевого слова в начале строки или предложения с целью усиления эмоционального воздействия этого слова. Запишите в тетрадь термин: лексический повтор.

- Найдём в толковом словаре СИ. Ожегова значение этого слова.

1. Обаяние, очарование, привлекательность. 2. Приятные, пленяющие явления, впечатления.. 3 0 ком-то, чём-то прелестном, чарующем. 4. Внешние черты женской красоты.

- В каком значении употреблено слово “прелесть” в данном фрагменте текста “Косцы”? Ответ аргументируйте.

(Рассказчик пытается передать свои впечатления от народной песни (2), раскрыть, в чём же её очарование, привлекательность (1), песня действует чарующе на рассказчика (3).

В данном случае, действительно, подходят все значения слова, кроме четвёртого. Но всё же ближе первое значение, т.к. рассказчик пытается понять сам и передать читателю необыкновенное очарование народной песни, понять причину её необычайно сильного воздействия на душу).

В чём же было очарование, привлекательность народной песни, в чём её прелесть? Найдите и зачитайте строки, которые вам кажутся ключевыми при ответе на этот вопрос.

(“.. .прелесть была в том, что мы дети своей родины.. .”и далее о родине стр.6.)

- Как вы понимаете эти строки? Что значат слова “.. .были все вместе”, “наш общий дом была - Россия...”?

(Русские люди едины в любви к Родине).

Так мы переходим к центральной теме-теме Родины. Поместим и это слово на доску.

В чём конкретно в данном отрывке и во всём рассказе выражается любовь русского человека к Родине, единство с ней? (В любви к природе).

Какое словосочетание использует автор, чтобы передать это единство человека и природы? (Кровное родство).

Поместим и это слово на доску.

Вспомним описание труда косцов. Почему же тяжёлый труд даётся им легко? (Они чувствуют единство с природой и родиной).

Кто ещё ощущает это единство? Ответ докажите текстом. (Рассказчик.“.. .в кровном родстве, что было между ими и нами, между ими, нами и этим хлебородным полем...”).

Вспомним задачу, которую мы поставили в начале урока: выяснить, из чего складывается образ Родины в рассказе “Косцы”? Посмотрим на слова, которые мы поместили на доску. Кто желает ответить на этот вопрос? (Образ Родины в рассказе “Косцы” складывается из описания природы, народного труда, народной песни, из ощущения кровного родства русского человека с природой и родиной).

Какая фигура получится, если добавить в основание ещё одно слово? (Дом).

Какое слово необходимо? Что является для нас, русских людей, домом? (Россия).

(Учитель прикрепляет в основание фигуры слово “Россия”).

ПРИМЕЧАНИЕ

По ходу урока опорные слова размещаются в виде схемы-фигуры дома. “Стены” - слова родство и родина, “потолок”-слово природа, “крыша”- слова труд и песня, основание фигуры - слово Россия.

Перепишите в тетрадь эту схему. А теперь найдите в тексте предложение, которое можно подписать под нашим домом. Запишите его часть. (“Наш общий дом была - Россия”).

В этой опорной схеме и заключён ответ на вопрос, поставленный в начале урока.

“Беспредельная родная Русь”, - говорит Бунин. Единство с нею всегда давало поддержку русскому человеку. Любовь к ней воспета в русских народных сказках, песнях, о которых упоминает автор в конце рассказа “Косцы”. (Зачит.стр.8).

Мы говорили сегодня, что жизнь И.А.Бунина сложилась так, что ему пришлось покинуть Родину; эмиграция бывает вынужденной или добровольной. И.А.Бунин покинул Россию добровольно в 1920 г. Мы не будем сегодня говорить о причинах, заставивших писателя уехать из России. Очень часто у людей складывается мнение, что человек, который уезжает из страны добровольно, не любит свою Родину. Вспомните, о чём мы сегодня говорили, и скажите: любил ли И.А.Бунин свою Родину?

(Так писать о России, о её природе, народе может только человек, искренне любящий свою Родину).

- Находясь в эмиграции (данный рассказ тоже написан в эмиграции) И.А.Бунин писал только о России, о русском народе. Недаром Нобелевскую премию он получил за воссоздание в прозе русского характера. Верным сыном своей Родины И.А.Бунин чувствовал себя всегда и в ответном слове во время вручения высшей литературной награды подчеркнул, что эта премия не столько ему, сколько всему русскому народу.

На доске записаны слова И.А.Бунина, которые должны стать самыми важными для каждого русского человека, для вас в первую очередь: “Разве можем мы забыть родину? Может человек забыть родину? Она - в душе. Я очень русский человек. Это с годами не пропадает”.

- Я хочу, чтобы вы выучили эти слова наизусть к следующему уроку, а также я попрошу вас выполнить одно из двух заданий, записанных на доске. (Переносная доска).

Д. зад. 1. Составить связное, развёрнутое сообщение на тему: “Из чего складывается образ Родины в рассказе И.А.Бунина “Косцы”.

2. Сочинение-миниатюра: “Что является для меня малой родиной”.

Оценки.  - А теперь, когда у нас осталось немного времени, я хочу, чтобы вы выразительно прочитали строки, которые произвели на вас сильное впечатление. Постарайтесь в чтении выразить чувства.



4



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее