Тема. Лекарственные растения Беларуси
Цель: формирование представления о лекарственных растениях, их значении в жизни человека.
Задачи:
познакомить с некоторыми видами лекарственных растений, правилами их сбора, учить распознавать лекарственные растения Беларуси;
способствовать развитию речи, кругозора, познавательного интереса, творческих способностей учащихся, наблюдательности, вниманию, памяти;
создать условия для воспитания бережного отношения к природе родного края, умения работать в паре, уважать мнение товарищей.
Тип урока: урок усвоения нового материала.
Оборудование: учебник, тетради на печатной основе, карточки для работы в паре, картинки лекарственных растений, цветочки для самооценки.
Ход урока
I.Организационный момент.
Сегодня на уроке у нас гости.
Вы рады гостям ?
Повернитесь, гостям улыбнитесь.
И, пожалуйста, садитесь.
Интересный урок сегодня у нас,
К нему готовился каждый из вас.
II. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний.
а) Вступительная беседа.
Вспомним, о чем вели разговор на прошлом уроке.
Отгадайте загадку.
Дышит, растёт, а ходить не может…….летом зелёное, осенью жёлтое…..бывает на зиму пропадает ……. а бывает стоит голое, что ЭТО?
На доске слово : РАСТЕНИЯ
Человек тесно связан с растительным миром. Некоторые растения выращивает сам, а есть и такие , которые произрастают без его участия. Поэтому мы можем сказать, что все растения делятся на 2 группы. Какие? (напомните мне, пожалуйста).
Растения.
Культурные. Дикорастущие.
С какой группой растений вы работали дома?(Дикорастущие)
б) Проверка домашнего задания.
Подчеркните названия дикорастущих кустарников.
Боярышник, калина, лещина, подорожник, бузина красная, крушина, мать-и-мачеха, можжевельник.
- Названия, каких растений у вас остались не подчеркнутыми?
(подорожник, мать-и-мачеха)
- Какие это растения? Что вы можете о них рассказать?
( Оцените свою работу на цветочке. Закрасьте 1 лепесток цветочка в нужный цвет.
Зеленый – усвоил материал.
Синий – были затруднения.
Красный – нужна помощь в усвоении материала.)
- Как вы думаете, какая тема урока у нас сегодня будет?
в) Постановка темы и цели урока.
- В течение урока мы будем говорить о лекарственных растениях.
Исходя из темы нашего урока , что мы должны будем узнать:
Узнать…
Научиться…
Применять…
III. Этап усвоения новых знаний.
а) Подготовительная беседа.
Послушаем стихотворение о лекарственных растениях.
Здесь, в зарослях лесных,
Где всё для сердца мило,
Где так легко и сладостно дышать,
Есть в травах и цветах
Целительная сила
Для всех умеющих
Их тайну разгадать.
Лекарственные растения были известны человеку с давних времен. Люди обращали внимание на то, что животные с жадностью поедали некоторые растения. И человек постепенно начал собирать эти травы и сушить. Занимаясь сбором плодов ,кореньев и трав, человек пытался с их помощью избавиться от страданий, которые причиняли ему различные болезни. Люди передавали сведения о таких растениях из поколения в поколение, сочиняли про них легенды и мифы.
Физкультминутка.
Вместе по лесу идем. Не спешим. Не отстаем.
Вот выходим мы на луг (ходьба на месте)
Тысяча цветов вокруг! ( протягиваем руки в стороны)
Вот ромашка, василек,
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковер
И направо и налево ( повороты в стороны).
К небу руки протянули,
Позвоночник растянули. (потягивание - руки вверх)
Отдохнуть едва успели, Поработать захотели.
С какими цветами мы встретились в лесу?
б) Работа с учебником.
А теперь поближе познакомимся с лекарственными растениями Беларуси.
1. Загадка.
- Тонкий стебель у дорожки , на конце его серёжки.
На земле лежат листки – маленькие лопушки.
Нам он – как хороший друг, лечит ранки ног и рук.
Подорожник.
Прочитаем из учебника, чем же полезен подорожник ( с.52).
2. Мать-и-мачеха.
Легенда
Одна злая женщина задумала погубить падчерицу, потому что не хотела, чтобы муж ходил встречаться с ней и своей бывшей женой. Заманила она ее к обрыву и столкнула с него. Тем времeнем мать, обнаружив пропажу девочки, бросилась ее искать, но опоздала: девочка уже не дышала. Бросилась мать на мачеху и, сцепившись, полетели они на дно оврага. А на следующий день покрыло склоны его растение, листья которого с одной стороны были мягкие, а с другой стороны жесткие, и возвышались над ними маленькие желтые цветки, напоминавшие светлые волосы девочки.
Зачитаем из учебника, что говорится о мате-и-мачехе.
3. Тысячелистник.
Расправит свой ажурный листик
Король всех трав... (тысячелистник)
Как вы думаете , почему это растение получило такое название?
Кто зачитает, какую пользу приносит тысячелистник?
4. Зверобой.
Зверобой является одним из самых популярных растений в народной медицине. Эта многолетняя трава в изобилии произрастает на светлых лесных полянах и открытых лугах.
Название этого растения очень грозное, но не совсем верное. Зверобой не убивает съевших его домашних животных, а лишь вызывает зуд: животные чешутся, на коже появляются трещины и язвы. Лечение несложное: достаточно поместить заболевших на несколько дней в тёмный сарай.
Зато по-настоящему губительно зверобой действует на вредные микробы. Поэтому из него приготовляют лекарства. В старину растение называли травой от 99 недугов.
Что говорится о зверобое в учебнике?
5. Ромашка лекарственная.
Называют её белой,
полевой, лечебной,
От болезней и простуд
силою волшебной.
Знает лечащий цветок
Даже Чебурашка,
Ведь приносит пользу всем..
Белая...(ромашка!)
Учебник с.52
6. Медуница.
Ученик. Еле-еле, тяжело
Лось просунул рог в дупло.
Лось. – Наступил на кочку я,
А под ней жила змея.
Так ужалила гадюка…
Дятел. – Это, Лось, тебе наука –
Где бы ты ни шёл,
В пути всюду под ноги гляди.
А сейчас давай лечиться:
Тут поможет медуница.
О каком лекарственном растении вы узнали из инсценировки?
- С какими лекарственными растениями вы познакомились?
- Что о них узнали?
Физкультминутка для глаз.
Закрываем мы глаза, вот какие чудеса.(Закрывают оба глаза,)
Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют. ( Продолжают стоять с закрытыми глазами.)
А теперь мы их откроем, через речку мост построим. ( Открывают глаза, взглядом рисуют мост.)
Нарисуем букву о, получается легко (Глазами рисуют букву о.)
Вверх поднимем, глянем вниз, ( Глаза поднимают вверх, опускают вниз.)
Вправо, влево повернем, (Глаза смотрят вправо-влево.)
Заниматься вновь начнем.
IV. Этап закрепления новых знаний.
а)Самостоятельная работа в тетради. Взаимооценка.
С.31, №48
б) Правила сбора лекарственных растений.
Сегодня известно около 12 тысяч лекарственных растений. Но не каждое растение полезно. В природе много и ядовитых растений. Собирать можно только те растения, которые вам хорошо известны. Иначе можно нанести непоправимый вред своему здоровью. А теперь давайте послушаем, как правильно собирать растения.
Советы сборщика лекарственных растений.
Из лекарственных растений можно собирать только те, которых в вашей местности много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе.
Собирать растения должен знающий человек. Он должен различать лекарственные растения и знать, что у этого растения надо взять: лист, корень или цветки.
Нельзя собирать лекарственные растения около шоссе, дороги, трассы, потому что в цветах и листьях растений накапливаются вредные вещества.
Собирают лекарственные растения тогда, когда они обладают наиболее целебной силой. Например, валериана – в апреле и сентябре, мать-и-мачеха – лишь в мае, подорожник – в середине августа.
Не нужно брать растения, занесённые в Красную книгу.
в) Работа в паре.
Ребята, вы прослушали правила сбора лекарственных растений. И теперь, работая в паре, должны составить сами правила сбора растений, соединяя слова с одного столбиками со словами с другого.
1.СОБИРАТЬ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ ДОЛЖЕН |
НАДО БРАТЬ СТОЛЬКО, СКОЛЬКО НУЖНО |
2.ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ |
ОКОЛО ШОССЕ, ДОРОГИ, ТРАССЫ
|
3. НЕЛЬЗЯ СОБИРАТЬ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ |
ЗНАЮЩИЙ ЧЕЛОВЕК. ОН ДОЛЖЕН РАЗЛИЧАТЬ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ И ЗНАТЬ, ЧТО У ЭТОГО РАСТЕНИЯ НАДО ВЗЯТЬ: ЛИСТ, КОРЕНЬ ИЛИ СОЦВЕТИЕ.
|
4. СОБИРАЮТ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ ТОГДА, |
РАСТЕНИЯ, ЗАНЕСЁННЫЕ В КРАСНУЮ КНИГУ.
|
5. НЕ НУЖНО БРАТЬ |
КОГДА ОНИ ОБЛАДАЮТ ЦЕЛЕБНОЙ СИЛОЙ |
Самооценка.
- Ребята, важны ли эти правила?
Почему их надо знать?
Расскажите ли вы дома их своим родителям?
V. Этап информации учащихся о домашнем задании.
С.51-53, читать и отвечать на вопросы.
Подготовить небольшое сообщение о лекарственном растении, о котором мы не говорили на нашем уроке.
VI. Итог урока. Рефлексия.
Что было самым интересным?
Что полезного для себя вы узнали на уроке?
Пригодятся ли вам полученные знания на уроке в дальнейшем?
Покажите ваши цветочки, я хочу увидеть, как вы оценили свою работу на уроке. Молодцы!!!