Дата:
Класс:
Урок: история Казахстана
Учитель:
Тема урока : «Первобытный мир — первые шаги человечества»..
Цель Цель урока:повторение, закрепление, систематизация полученных знаний по теме с использованием методов коллективно-познавательной деятельности учащихся.
Задачи
Обучающая:
- Повторить и обобщить знания учащихся по разделу «Жизнь древнейших людей»;
- активизировать познавательную деятельность учащихся;
Развивающая: - способствовать активизации интереса учащихся, стимулировать творчество и поиск неординарных решений;
- развивать навыки групповой работы;
- способствовать закреплению умений обобщать, сравнивать, выделять главное, устанавливать последовательность, делать выводы;
Воспитательная: - воспитывать чувство взаимопонимания; чувство толерантности; расширение кругозора учащихся.
- продолжить формирование интереса к древней истории страны.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний
Форма урока: урок-исследование
ХОД УРОКА
Этап урока | содержание учебного материала | МО | ФОПД | Подготовка к ВОУД | Индивидуально-коррекционная работа |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Организационный момент
Слово учителя, целеполагание
Активизация (стадия «вызова»)
Работа в группах (стадия осмысления)
закрепление
Итог урока
Домашнее задание
закрепление
рефлексмя | А) Взаимное приветствие Б) фиксация отсутствующих
Учитель: Один никому неизвестный грек по имени Герострат желал любыми способами прославиться и остаться в памяти людей. Ради этого он пошел на преступление и в 356 г до н.э. поджог красивый храм богини Артемиды в г.Эфесе. Вот такой след в истории оставил этот человек, став тем самым известным. Каждый человек хочет он того или нет, оставляет следы в истории страны. Кто-то хочет прославиться, совершая зло, а кто-то, - совершая хорошие поступки. Поднимите руки, кто хотел бы оставить свой след в истории?
Учитель: ученикам предлагается разгадать «Путаницу» 1.Вера в существование сверхъестественных сил, богов или Бога «ГИЛИЯРЕ» (религия) 2. Возникшее из собирательства занятие, надежно обеспечивающее людей растительной пищей «ДЕЗЕЛЕМЛИЕ» (земледелие) 3. Занятие древних людей, позволяющее добыть в основном растительную пищу «ВОЛЬТЕСТБИРАСО»- (собирательство) 4. Как называется община, состоящая из постоянного коллектива родственников «ЯДОРОВА» (родовая) 5. Термин, обозначающий последовательность событий во времени «ГИЛОЯРОХНО» (хронология) Объявление темы урока: «Первобытный мир — первые шаги человечества»)
Учитель: Итак,у нас с вами урок-исследование.Каждая группа будет исследовать свою определенную проблему. У нас будет группы археологов, антропологи, религиоведы, обществоведы. Знатоки .Группы получают свои задания. Внутри групп распределены роли участников групп: исследователь, секретарь, художник, оратор, тайм-кипер. Время на работу 10 минут. 1 группа «Археологи» Задание: - составить археологическую карту каталог древних орудий труда;, Древнего Казахстана; - уметь рассказать, объяснить свою карту; - придумать два вопроса по вашей теме- один «тонкий» и один «толстый».
2 группа «Антропологи» Задание: - представить этапы развития древних людей; - уметь рассказать и объяснить; - придумать два вопроса по вашей теме- один «тонкий» и один «толстый». 3 группа «Обществоведы» Задание: - представить в виде рисунков, схем, таблиц, кластеров занятия и типы общественного устройства древних людей; - уметь рассказать и объяснить; - придумать два вопроса по вашей теме- один «тонкий» и один «толстый». 4 группа «Религиоведы» Задание: - представить в виде рисунков, схем, таблиц, кластеров мировоззрения и религиозные представления древних людей; - уметь рассказать и объяснить; - придумать два вопроса по вашей теме- один «тонкий» и один «толстый».
Патриотическая физминутка. Все встали. Если вы с радостью идете в школу, помашите правой рукой. Если вы цените в людях честность и порядочность, сделайте шаг вперед. Если вы уверены в своих силах, топните ногой. Если вы считаете, что мы должны уважать права людей, независимо от их национальной и социальной принадлежности, сделайте шаг назад. Если вас волнует судьба вашей страны, хлопните в ладоши. Если вы считаете себя патриотами, поднимите обе руки вверх. Если вы верите в то, что ваша страна займет достойное место в мире, протяните обе руки вперед. Если вы верите, что будущее страны зависит от вас, возьмитесь за руки.
Работа с 5 группой ( пока 1-4 группы работают самостоятельно)
Происхождение человека - предмет научных дискуссий. Человечество развивалось долго и неравномерно. Период первобытности охватывает миллионы лет. В этот период на Земле появляется человек. - Он осваивает землю, учится жить в ладу с природой. Иначе говоря, делает первые шаги в познании мира. - Развиваясь, он проходит определённую школу жизни.
- Давайте посмотрим на рисунки. - Чем древний человек отличался от животного? - Чем был похож на животное? - Делим наши выводы в две колонки: сходство и отличие.
Проблемный вопрос Почему Первобытный мир называют «детством человечества»? Поиск решения проблемы Версии детей, актуализация знаний. - Что такое Первобытный мир?( Первая эпоха всемирной истории
А что такое историческая эпоха? Большой промежуток времени, часть истории человечества. Чем судьба человечества в эпоху первобытного мира похожа на судьбу маленького ребёнка? ( рисунок) Прародина людей – колыбель, кроватка человека, который ещё не умеет ходить. - Расселение по планете – знакомство со своей комнатой, домом. Проблемный вопрос для чего древние люди объединялись в группы. - Чему же научились древние люди, чтобы выжить? Для решения проблемной задачи, необходимо ответить на вопросы,
Учитель: Итак, мы с вами провели большую работу. Исследовали каменный век. Теперь необходимо выяснить, что же вы, как ученые , узнали об этом периоде. (группы представляют результаты своей работы, ватманы на доске).2-3 мин
Выражение решения проблемы. 2-3 мин - Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить? - Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос?
Почему Первобытный мир называют «детством человечества»? Ученики совещаются в группах. Вывод:
Слова из песни Если б небыло школ….» - Как вы думаете, ребята, почему я прочитала слова из этой песенку? - У слова «школа» не одно значение… - Ещё «школа» - это какое-то испытание, пройденное человеком. - Можно ли сказать, что человек прошёл определённую школу жизни, перенеся голод, холод, выживая в древнем мире? - Но пройдя через трудности, главное – оставаться человеком. - В чём проявлялась доброта в первобытном мире? - А сейчас?
Итог урока. «Свободный микрофон» - Что вам показалось трудным, непонятным? - Что, на ваш взгляд, показалось самым интересным?
Д/з повторить тему древнекаменный век ,
|
ЧП
Р
ЧП
ПП
.
,
ПП
ЧП
|
инд
инд
групп
групп
Групп
групп
инд |
|
|