Тема урока. Особенности обособления приложений.
(ФГОС УМК для 8 класса , авторы : С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков)
Учитель русского языка
МБОУ Маньковская СОШ
Космина С.С.
Цель. 1. Повторить и обобщить сведения об обособлении приложений.
2. Развивать навыки обособления приложений.
3. Воспитывать культуру речи.
Планируемые результаты: знание правил обособления определений и приложений; умение интонационно и на письме выделять обособленные определения и приложения в предложении; умение объяснять языковые явления и процессы
Ход урока.
1.Орг. момент
2 . Проверка домашнего задания
Упр.368- обсуждение выполненных заданий
Упр.369 – изложение теоретического материала об особенностях обособления приложений с опорой на схему
3. Работа по теме урока
1). Повторение сведений о приложении. Презентация
- Что такое приложение? Расскажите об обособлении приложений
- Какие особенности обособления приложений вам известны?
- Как отличить приложение от определения и от именной части составного сказуемого?
Таблица «Знаки препинания при обособленных приложениях » составлена на предыдущих уроках и имеется у каждого ученика на парте.
Приложения – это определение, выраженное существительным, согласованным с определяемым словом в падеже, например: Не забудет народ-победитель беззаветных героев своих. | |
Обособляются | Не обособляются |
1.Приложения, которые относятся к личному местоимению. Человек дела, он всегда дорожил временем. | 1. Приложения с союзом как, если имеют значение «в качестве». Богат, хорош собою Ленский везде был принят как жених. |
2.Распространённые приложения, стоящие после определяемого слова. Отец Куприна, обнищавший дворянин, был мелким уездным письмоводителем. |
|
3.Приложения, имеющие причинное значение. Смышлёные звери, бобры зимуют разумно. |
|
4. Согласованные приложения, стоящие после определяемого существительного собственного. Тут был и капитан, и поручик, и Онисим Михайлович, фельдфебель. |
|
5. Приложения с союзом как, если имеют оттенок причинности. Её, как южанку, страшно пугали полярные холода Якутской области. |
|
6. Приложения, присоединяющиеся словами по прозвищу, по имени, по фамилии и пр. Собачка эта, по кличке Чибис, была прелюбопытнейшим созданием. |
|
Обособленные приложения могут выделяться при помощи тире, если они отделяются от определяемого слова длительной паузой, например: Пришёл ноябрь – месяц крепких заморозков. |
2). Закрепление (Запись на доске)
Спишите, вставляя, где нужно, пропущенные буквы. Графически обозначьте обособленные приложения, выделяя их соответствующими знаками препинания (запятыми и тире).
1. Мелкий дождь, предвес..ник осени, кропит землю.
2. А.С.Пушкин, великий русский поэт, родился в Москве.
3.Санкт-Петербург, северная ст.лица нашей страны, ра..положен на берегах Невы.
4. Я, ваш стари..ый сват и кум, пр..шёл мирит..ся к вам.
5. Молодые люди, друзья с детства, о чём(то) увлечё..о спорили
6. Ровесники годами, близкие родственники, они (н..)когда (не) разлучались.
Обратите внимание, что в данных предложениях обособленные приложения выделяются при помощи запятых. Какими знаками препинания можно выделить приложение?
3)Работа по учебнику
1) упр.370- устно
2)упр. 371- комментированное письмо
3)упр.372- работа в парах (по два предложения), взаимопроверка
4) Словарная работа
Записать слова из рамок (с.172, 174)
Подводим итоги урока.
В чем особенность обособления приложений?
Как отличить приложения с союзом как от сравнительных оборотов с этим союзом?
Домашнее задание.
Параграф 33, упр 375, 376