«Осенний фестиваль знаний 2024»

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе на тему "Строчная гласная буква ё"

Урок обучения грамоте в 1 классе по программе "Школа 2100" на тему "Строчная гласная буква ё" (2 часа)

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Урок обучения грамоте в 1 классе (2 часа)

Тема: Строчная гласная буква ё

Цель: Создание условий для ознакомления с гласной буквой “ё” и звуками, которые она обозначает; научить писать строчную букву “ё”

Задачи:

образовательная: формировать  понятия гласные и согласные звуки, давать характеристику звука, показать зрительный образ-букву, создать условия для закрепления навыка слогового чтения;

развивающая: развивать речь, мышление, орфографическую зоркость, фонематический слух, память, любознательность.

воспитательная: воспитывать аккуратность, усидчивость, воспитывать доброе отношение к животным.

Ход урока.

1.     Организационный момент.

Дидактическая задача. Подготовить учащихся к работе на уроке, определить цели и задачи урока.

-  Ребята послушайте внимательно задание:

- сядут те дети, чьи имена начинаются с гласного звука;

- теперь сядут те дети, чьи имена начинаются с согласного твёрдого звука;

- а сейчас сядут те дети, чьи имена начинаются с согласного мягкого звука.

-  Ребята, расскажите, как  вы отличали гласные звуки?

-  А почему одни согласные звуки произносим твёрдо, а другие согласные звуки – мягко?

( С гласными а, о, у, ы согласные произносим твёрдо, а с гласными е, и согласные звуки произносим мягко. )

2. Этап подготовки к сознательному усвоению нового материала. Постановка перед учащимися учебной проблемы.

Дидактическая задача. Организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся.

-    Сегодня на уроке мы познакомимся с очень интересной буквой. А познакомит нас с ней наш гость. Хотите узнать, кто это? Отгадайте загадку:

К нам в сад заходит гость лесной-
Неразговорчивый, смешной.
Пыхтит чудак, как паровоз,
И морщит чёрный круглый нос.

- Привет, колючий мой сосед!

- Фыр-фыр!- Ворчанье мне в ответ.

- Куда ты яблочки везёшь?

Но молча в лес потопал: . (ёж)

- Посмотрите, какой он хорошенький, совсем даже не колючий. (Давайте назовем его ласково. (Ёжик)

2.     Усвоение новых знаний.

- Ребята, а кто-нибудь догадался, какова тема нашего сегодняшнего урока?

- Чем мы будем заниматься на уроке?

-  Ёжик хочет загадать вам загадку.

Я прихожу с подарками,

Блещу огнями яркими,

Нарядная, забавная,

На Новый год я главная!

-  Сколько слогов в слове ёлка?

( В слове ёлка 2 слога, потому что два гласных.)

- Сколько в первом слоге слышится звуков? Назовите эти звуки.

- Какой вывод можно сделать?

( Когда буква ё,  стоит в начале слова или после гласного, образует два звука.)

- К нам сегодня пришёл не только ёжик, но и его друг медвежонок. Что больше всего он любит?

- Сколько слогов в этом слове? Почему?

-  Какой это звук?

-  Произнесите ещё раз и послушайте [ м”от]

- Какой первый звук?

- Охарактеризуйте его

 Согласный, звонкий, мягкий.

- А какой звук на конце слова?

-  Значит,  какой вывод можно сделать о звуке [ё]?

( Гласный звук [ё] смягчает согласные звуки.)

-  Когда гласная ё смягчает согласные звуки?

( Когда стоит после согласной.)

- Какая буква обозначает эти звуки?

-   Мы познакомились с буквой ё.  Что вы можете рассказать об этой букве?

- Откройте буквари на странице 104. Почему звуковички держатся за руки?

Е и Ё родные сёстры,

Различить сестёр не просто.

Но у буквы Ё две точки

Словно в лесенке гвоздочки.

Физкультминутка

Дети читают стихотворение и выполняют соответствующие движения.

Ёлочка

Были бы у ёлочки ножки,

Побежала бы она по дорожке,

Заплясала бы она вместе с нами,

Застучала бы она каблучками.

Закружились бы на ёлочке игрушки –

Разноцветные фонарики, хлопушки.

3. Графический анализ буквы ё

Работа в прописи.

– Чем отличаются на письме буквы е и ё?

1) Запись букв е и ё.

2) Чтение и запись слогов с Ё.

– Прочитайте слоги с буквой Ё. (ёл, ём, ёс, ён...)

– Какие звуки обозначает буква Ё в этих слогах? (Два: [й’о].) Гра­фически отмечаем точками под буквой: зелёная и красная точки.

Обведение образца.

3) Чтение слогов: лё, мё, сё, нё...

– Назовите звуки в этих слогах. ([л’ о], [м’ о]...)

Запись слогов по образцу.

– Прочитайте слоги, заменив букву Ё на букву Е. Сравните произ­ношение. Графически отмечаем согласный и гласный звуки в слогах.

4. Применение нового знания

- Ну а сейчас давайте повторим, что мы узнали о новом звуке.

( ё гласная, смягчает согласный звук, когда стоит после согласного. Если ё стоит в начале слова или после гласного образует два звука.)

- Как вы думаете, всё ли мы узнали о новом звуке?

-  Об этом мы узнаем, выполнив следующее задание. Давайте поиграем в игру  «Солнышко спит». (Дети склонили голову на парту и крепко закрыли глаза, в это время вывешиваются картинки и схемы слов: мёд, ёлка, утёнок)

-  Рассмотрите картинки, справа от них расположены схемы, ваша задача, соотнести картинки к схемам. (По одному ученику выходят и соотносят картинку к её схеме)

- А теперь ребята, посмотрите на схемы слов и скажите,  что общего заметили в этих словах?

(Во всех словах, на гласную падает ударение.)

- Правильно заметили, ё в словах всегда стоит под ударением. Вот послушайте,  как об этом пишет Александр Шибаев:

Расскажи – кА буква Ё,

Как твоё житьё – бытьё?

Буква Ё даёт отчёт:

Ничего житьё течёт.

Я ударная всегда!

-Ой - ё – ей,

Вот это да!

– Сейчас я вам расскажу сказку «Почему звук, обозначенный бук­вой Ё, всегда ударный».


Однажды буква Е убежала в лес. Вдруг подул сильный ветер, закачались деревья. Букве Е стало страшно, и она спряталась под ель. Ель тоже закачалась от ветра, и на букву Е упали две шишки, от которых на голове у Е образовались шишки. От этого она превратилась в другую букву – букву Ё. Вот, оказывается, почему звук, обозначенный буквой Ё, всегда ударный.



-  Ну а сейчас давайте сделаем вывод о гласной ё, что вы о ней узнали.

( Гласная ё смягчает согласный звук, когда стоит в начале слова или после гласного образует два звука. Гласная ё всегда ударная.)

Ф И З М И Н У Т К А

Работа в «Букваре» (с. 104).

1) Продолжение наблюдения над словами с буквой Ё. Чтение парами слогов и слов с буквой Ё.

– Прочитайте первый слог.

– Теперь ниже слово, которое начинается с этого слога (ёл – ёлка) и т.д.

2) – Найдите однокоренные слова, выделите корень. Прочитайте.

(Ёрш – ёршик.)

– Какую часть слова можно ещё выделить в слове ёршик? (Суффикс -ик-.)

3) – Прочитайте в 1-м столбике слова парами.

– Сравните первые звуки. (Нос – нёс [н] – [н’].)

– Какие гласные слышим после этих согласных? ([о].)

– Почему разные буквы гласных в этих словах? (Буква Ё обознача­ет звук [о] после согласных и показывает, что этот согласный мяг­кий. Буква О обозначает звук [о] и показывает, что согласный звук перед ней твёрдый.)

4) Лексическая работа.

–– Что такое соло? (Главная музыкальная партия в оркестре или  исполнение музыки одним лицом с  аккомпанементом или без аккомпанемента.)

– Прочитайте следующий столбик про себя. Поставьте знак ударения.


– На что обратили внимание? (Звук, обозначенный буквой Ё, всегда ударный.)

– Поэтому знак ударения над словом, где есть буква Ё, никогда не ставят.

– Сейчас я вам расскажу сказку «Почему звук, обозначенный бук­вой Ё, всегда ударный».

5) – Прочитайте про себя слова следующего столбика.

– В каких словах одинаковое количество слогов, букв, звуков?

(Вёсла, дрёма.)

– Что такое дрёма? (Полусон.)

– В какую группу можно объединить другие два слова? (Имена мальчиков.)

– Как пишутся имена людей?

– Подчеркните заглавную букву.

6) Чтение однокоренных слов. (Шёл, пошёл…)

Работа над лексическим значением слов.

Звуко-буквенный анализ слова шёл (см. конспект урока № 64).

7) – Что мы сейчас делали? (Читали слова. Наблюдали над их лексическим значением.)

– Что нового для себя открыли?

– Какое умение формировали? (Умение работать с информацией и умение владеть речью.)

Зарядка для глаз

5. Работа в прописи (с. 26).

1) Чтение и анализ, запись слов в столбиках.

Обозначение зелёной точкой мягкости согласных перед буквой Ё.

Выборочное списывание. Например, только слов с буквой Ё.

2) Письмо слов с изученными буквами под диктовку учителя (по выбору учителя). Самопроверка по образцу на доске.

3) – На с. 27 схемы-«человечки» взялись за руки. Как вы думаете, почему?

Характеристика глухих согласных звуков, закрашивание схем­ «человечков».

4) Запись слов еле, ели (с. 27).

– Что общего у этих слов? (Произношение.)

– Чем они отличаются? (Значением, написанием.)

– Запишите их. Точками снизу обозначьте звуки.

5) Запись слов ёлка, шишки (с. 27).

– У этих слов одинаковое количество букв?

– Звуков?

– Слогов?

– Где «опасные» места?

– Запишите эти слова. Подчеркните ши.

– Какие ещё слова на тему «Лес» мы можем записать?

Комменти­рованная запись слов: сосна, иголки, лес.

6. Работа в «Букваре».

Чтение слов и предложений (с. 104).

1) Чтение однокоренных слов, выделение корня, постановка ударения, определение ударных и безударных гласных в корне (по аналогии с работой на предыдущем уроке): дети, детки, дет­ские, детёныши.

(Корень -дет-.)


2) – Прочитайте слова, обозначающие детёнышей животных.

– Что придаёт этим словам уменьшительно-ласкательное значе­ние? (Суффикс -ёнок-.)

3) Рассматривание картинок и прочитывание подписей к ним.

– Прочитайте подписи под картинками.

– Где изображено взрослое животное, а где детёныш?

– Как меняет суффикс -ёнок- смысл слова?

– Назовите других детёнышей с суффиксом -ёнок-. (Тигрёнок, львёнок, кенгурёнок...)

4) Чтение предложений.

– Прочитайте первое предложение.

– Что значит проворонила? (Не заметила, как он исчез.)

– Подчеркните буквы, которые много раз повторяются.

– Это скороговорки. Повторяя их, можно научиться правильно произносить звуки. Их даже рекомендуют взрослым артистам, пото­му что скороговорки развивают органы речи.

– А что интересного в словах этой скороговорки? (Все слова одно­коренные.)

– Выделите в словах корень.

– Прочитайте первую скороговорку быстрее, старайтесь не оши­баться, думайте о смысле.

– Теперь ещё быстрее.

Аналогично проводится работа с остальными скороговорками.

5) Самостоятельная работа в парах.

– Выберите скороговорку, которую хотелось бы произнести перед всем классом. Прочитайте её медленно несколько раз, проанализи­руйте её, запомните, проговорите несколько раз медленно, затем бы­стрее и быстрее. Расскажите друг другу в парах.

– Кто хочет выступить перед классом?

Проговаривание скороговорок.

6) – Что мы сейчас делали? (Читали слова и предложения.)

– Какие знания повторили?

– Какое умение формировали? (Умение работать с информацией и умение владеть речью.)


7. Работа в прописи (с. 27).

1) Запись пар слов, анализ.

– Прочитайте пары слов.

– Какие звуки обозначены буквами Е, Ё?

– Какие ещё слова с буквой Ё вы знаете?

Запись слов по заданию учителя (списывание с заданием).

Проверка.

2) Запись слов под диктовку с комментированием: испёк, стёр, лёд, клён, плёл, пёс, плётка.

Взаимопроверка.

8. Работа в «Букваре» (с. 105).

Работа над текстом Н. Сладкова «Земля!»

1) Работа с текстом до чтения.

– Прочитайте название текста.

– Что интересного вы заметили в названии?

– Рассмотрите иллюстрацию.

– Интересно, при чём тут земля?

2) Работа с текстом во время чтения.

а) Чтение текста вслух с комментированием.


Земля!

Сосна была высоченная, мачтовая. (То есть такие высокие со­сны обычно идут на изготовление корабельных мачт, очень высокая!)

И на ней, как на корабельной мачте, было воронье гнездо. На­стоящее воронье гнездо на настоящей корабельной сосне. (Чему удивляется автор?)

В гнезде сидел зоркий наблюдатель – воронёнок, сын ворона. (Почему писатель так его называет?) Он вылупился из яйца очень рано, когда вокруг ещё лежал снег. И вот сегодня он первый раз в своей жизни увидел среди безбрежного снежного моря тёмное большое пятно – проталину. (А откуда взялось море?) Над про­талиной струился пар, и она плыла и колыхалась, как далёкий мираж. (Как это проталина могла плыть, колыхаться? От солнца снег тает, проталину окружает вода, которая колышется от ветра.)

– Ко-рр! Ко-рр! – на весь лес крикнул удивлённый воронёнок. – Кор-рр! Вот так наблюдательный моряк, завидя далёкий берег, кри­чит радостно и громко: «Земля! Земля!»


б) Выявление первичного восприятия.

– Чему же мог удивиться воронёнок? (Предположения детей.)

в) Обобщающая беседа.

– Какие сравнения использовал автор в тексте?

– Обратили ли вы внимание, что через весь текст автор проводит «морские» сравнения? С чего всё началось в тексте?

– Почему автор сравнивает проталину с миражом? (Не верится, что уже наступает весна.)

– Почему писатель сравнивает воронёнка с наблюдательным моря­ком? (Воронёнок увидел проталину, землю, первые признаки весны, которые его очень удивили и обрадовали, как и моряка, увидевшего долгожданную землю.)

– Что крикнул воронёнок? Почему? (Он очень удивился увиден­ному.)

– С какой интонацией надо прочитать «слова» воронёнка?

3) Работа с текстом после чтения.

– Вот, оказывается, почему свой рассказ Николай Сладков назвал «Земля!» Согласны ли вы с заглавием текста? Почему?

– О чём рассказал Н. Сладков? (Как воронёнок познаёт мир.)

– Каким показал нам Н. Сладков воронёнка? (Воронёнок любозна­тельный, наблюдательный, интересующийся жизнью птенец.)

– Что же можно сказать о писателе, который написал такой текст?

– Итак, мы с вами прочитали текст. Какие умения мы формировали? (Умение работать с информацией, умение владеть речью)

5. Итог урока

– Что нового узнали?

– Какую букву научились писать?

– Какие необычные слова встретились сегодня на уроке?


– Какой вид работы вам понравился больше всего?

– С каким настроением уходите с урока?

– Как бы вы сами оценили свою работу?

– Отметьте своё настроение с помощью смайлика.





Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее