Урок обучения грамоте в 1 классе (2 часа)
Тема: Строчная гласная буква ё
Цель: Создание условий для ознакомления с гласной буквой “ё” и звуками, которые она обозначает; научить писать строчную букву “ё”
Задачи:
образовательная: формировать понятия гласные и согласные звуки, давать характеристику звука, показать зрительный образ-букву, создать условия для закрепления навыка слогового чтения;
развивающая: развивать речь, мышление, орфографическую зоркость, фонематический слух, память, любознательность.
воспитательная: воспитывать аккуратность, усидчивость, воспитывать доброе отношение к животным.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Дидактическая задача. Подготовить учащихся к работе на уроке, определить цели и задачи урока.
- Ребята послушайте внимательно задание:
- сядут те дети, чьи имена начинаются с гласного звука;
- теперь сядут те дети, чьи имена начинаются с согласного твёрдого звука;
- а сейчас сядут те дети, чьи имена начинаются с согласного мягкого звука.
- Ребята, расскажите, как вы отличали гласные звуки?
- А почему одни согласные звуки произносим твёрдо, а другие согласные звуки – мягко?
( С гласными а, о, у, ы согласные произносим твёрдо, а с гласными е, и согласные звуки произносим мягко. )
2. Этап подготовки к сознательному усвоению нового материала. Постановка перед учащимися учебной проблемы.
Дидактическая задача. Организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с очень интересной буквой. А познакомит нас с ней наш гость. Хотите узнать, кто это? Отгадайте загадку:
К нам в сад заходит гость лесной-
Неразговорчивый, смешной.
Пыхтит чудак, как паровоз,
И морщит чёрный круглый нос.
- Привет, колючий мой сосед!
- Фыр-фыр!- Ворчанье мне в ответ.
- Куда ты яблочки везёшь?
Но молча в лес потопал: . (ёж)
- Посмотрите, какой он хорошенький, совсем даже не колючий. (Давайте назовем его ласково. (Ёжик)
2. Усвоение новых знаний.
- Ребята, а кто-нибудь догадался, какова тема нашего сегодняшнего урока?
- Чем мы будем заниматься на уроке?
- Ёжик хочет загадать вам загадку.
Я прихожу с подарками,
Блещу огнями яркими,
Нарядная, забавная,
На Новый год я главная!
- Сколько слогов в слове ёлка?
( В слове ёлка 2 слога, потому что два гласных.)
- Сколько в первом слоге слышится звуков? Назовите эти звуки.
- Какой вывод можно сделать?
( Когда буква ё, стоит в начале слова или после гласного, образует два звука.)
- К нам сегодня пришёл не только ёжик, но и его друг медвежонок. Что больше всего он любит?
- Сколько слогов в этом слове? Почему?
- Какой это звук?
- Произнесите ещё раз и послушайте [ м”от]
- Какой первый звук?
- Охарактеризуйте его
Согласный, звонкий, мягкий.
- А какой звук на конце слова?
- Значит, какой вывод можно сделать о звуке [ё]?
( Гласный звук [ё] смягчает согласные звуки.)
- Когда гласная ё смягчает согласные звуки?
( Когда стоит после согласной.)
- Какая буква обозначает эти звуки?
- Мы познакомились с буквой ё. Что вы можете рассказать об этой букве?
- Откройте буквари на странице 104. Почему звуковички держатся за руки?
Е и Ё родные сёстры,
Различить сестёр не просто.
Но у буквы Ё две точки
Словно в лесенке гвоздочки.
Физкультминутка
Дети читают стихотворение и выполняют соответствующие движения.
Ёлочка
Были бы у ёлочки ножки,
Побежала бы она по дорожке,
Заплясала бы она вместе с нами,
Застучала бы она каблучками.
Закружились бы на ёлочке игрушки –
Разноцветные фонарики, хлопушки.
3. Графический анализ буквы ё
Работа в прописи.
– Чем отличаются на письме буквы е и ё?
1) Запись букв е и ё.
2) Чтение и запись слогов с Ё.
– Прочитайте слоги с буквой Ё. (ёл, ём, ёс, ён...)
– Какие звуки обозначает буква Ё в этих слогах? (Два: [й’о].) Графически отмечаем точками под буквой: зелёная и красная точки.
Обведение образца.
3) Чтение слогов: лё, мё, сё, нё...
– Назовите звуки в этих слогах. ([л’ о], [м’ о]...)
Запись слогов по образцу.
– Прочитайте слоги, заменив букву Ё на букву Е. Сравните произношение. Графически отмечаем согласный и гласный звуки в слогах.
4. Применение нового знания
- Ну а сейчас давайте повторим, что мы узнали о новом звуке.
( ё гласная, смягчает согласный звук, когда стоит после согласного. Если ё стоит в начале слова или после гласного образует два звука.)
- Как вы думаете, всё ли мы узнали о новом звуке?
- Об этом мы узнаем, выполнив следующее задание. Давайте поиграем в игру «Солнышко спит». (Дети склонили голову на парту и крепко закрыли глаза, в это время вывешиваются картинки и схемы слов: мёд, ёлка, утёнок)
- Рассмотрите картинки, справа от них расположены схемы, ваша задача, соотнести картинки к схемам. (По одному ученику выходят и соотносят картинку к её схеме)
- А теперь ребята, посмотрите на схемы слов и скажите, что общего заметили в этих словах?
(Во всех словах, на гласную падает ударение.)
- Правильно заметили, ё в словах всегда стоит под ударением. Вот послушайте, как об этом пишет Александр Шибаев:
Расскажи – кА буква Ё,
Как твоё житьё – бытьё?
Буква Ё даёт отчёт:
Ничего житьё течёт.
Я ударная всегда!
-Ой - ё – ей,
Вот это да!
– Сейчас я вам расскажу сказку «Почему звук, обозначенный буквой Ё, всегда ударный».
Однажды буква Е убежала в лес. Вдруг подул сильный ветер, закачались деревья. Букве Е стало страшно, и она спряталась под ель. Ель тоже закачалась от ветра, и на букву Е упали две шишки, от которых на голове у Е образовались шишки. От этого она превратилась в другую букву – букву Ё. Вот, оказывается, почему звук, обозначенный буквой Ё, всегда ударный.
- Ну а сейчас давайте сделаем вывод о гласной ё, что вы о ней узнали.
( Гласная ё смягчает согласный звук, когда стоит в начале слова или после гласного образует два звука. Гласная ё всегда ударная.)
Ф И З М И Н У Т К А
Работа в «Букваре» (с. 104).
1) Продолжение наблюдения над словами с буквой Ё. Чтение парами слогов и слов с буквой Ё.
– Прочитайте первый слог.
– Теперь ниже слово, которое начинается с этого слога (ёл – ёлка) и т.д.
2) – Найдите однокоренные слова, выделите корень. Прочитайте.
(Ёрш – ёршик.)
– Какую часть слова можно ещё выделить в слове ёршик? (Суффикс -ик-.)
3) – Прочитайте в 1-м столбике слова парами.
– Сравните первые звуки. (Нос – нёс [н] – [н’].)
– Какие гласные слышим после этих согласных? ([о].)
– Почему разные буквы гласных в этих словах? (Буква Ё обозначает звук [о] после согласных и показывает, что этот согласный мягкий. Буква О обозначает звук [о] и показывает, что согласный звук перед ней твёрдый.)
4) Лексическая работа.
–– Что такое соло? (Главная музыкальная партия в оркестре или исполнение музыки одним лицом с аккомпанементом или без аккомпанемента.)
– Прочитайте следующий столбик про себя. Поставьте знак ударения.
– На что обратили внимание? (Звук, обозначенный буквой Ё, всегда ударный.)
– Поэтому знак ударения над словом, где есть буква Ё, никогда не ставят.
– Сейчас я вам расскажу сказку «Почему звук, обозначенный буквой Ё, всегда ударный».
5) – Прочитайте про себя слова следующего столбика.
– В каких словах одинаковое количество слогов, букв, звуков?
(Вёсла, дрёма.)
– Что такое дрёма? (Полусон.)
– В какую группу можно объединить другие два слова? (Имена мальчиков.)
– Как пишутся имена людей?
– Подчеркните заглавную букву.
6) Чтение однокоренных слов. (Шёл, пошёл…)
Работа над лексическим значением слов.
Звуко-буквенный анализ слова шёл (см. конспект урока № 64).
7) – Что мы сейчас делали? (Читали слова. Наблюдали над их лексическим значением.)
– Что нового для себя открыли?
– Какое умение формировали? (Умение работать с информацией и умение владеть речью.)
Зарядка для глаз
5. Работа в прописи (с. 26).
1) Чтение и анализ, запись слов в столбиках.
Обозначение зелёной точкой мягкости согласных перед буквой Ё.
Выборочное списывание. Например, только слов с буквой Ё.
2) Письмо слов с изученными буквами под диктовку учителя (по выбору учителя). Самопроверка по образцу на доске.
3) – На с. 27 схемы-«человечки» взялись за руки. Как вы думаете, почему?
Характеристика глухих согласных звуков, закрашивание схем «человечков».
4) Запись слов еле, ели (с. 27).
– Что общего у этих слов? (Произношение.)
– Чем они отличаются? (Значением, написанием.)
– Запишите их. Точками снизу обозначьте звуки.
5) Запись слов ёлка, шишки (с. 27).
– У этих слов одинаковое количество букв?
– Звуков?
– Слогов?
– Где «опасные» места?
– Запишите эти слова. Подчеркните ши.
– Какие ещё слова на тему «Лес» мы можем записать?
Комментированная запись слов: сосна, иголки, лес.
6. Работа в «Букваре».
Чтение слов и предложений (с. 104).
1) Чтение однокоренных слов, выделение корня, постановка ударения, определение ударных и безударных гласных в корне (по аналогии с работой на предыдущем уроке): дети, детки, детские, детёныши.
(Корень -дет-.)
2) – Прочитайте слова, обозначающие детёнышей животных.
– Что придаёт этим словам уменьшительно-ласкательное значение? (Суффикс -ёнок-.)
3) Рассматривание картинок и прочитывание подписей к ним.
– Прочитайте подписи под картинками.
– Где изображено взрослое животное, а где детёныш?
– Как меняет суффикс -ёнок- смысл слова?
– Назовите других детёнышей с суффиксом -ёнок-. (Тигрёнок, львёнок, кенгурёнок...)
4) Чтение предложений.
– Прочитайте первое предложение.
– Что значит проворонила? (Не заметила, как он исчез.)
– Подчеркните буквы, которые много раз повторяются.
– Это скороговорки. Повторяя их, можно научиться правильно произносить звуки. Их даже рекомендуют взрослым артистам, потому что скороговорки развивают органы речи.
– А что интересного в словах этой скороговорки? (Все слова однокоренные.)
– Выделите в словах корень.
– Прочитайте первую скороговорку быстрее, старайтесь не ошибаться, думайте о смысле.
– Теперь ещё быстрее.
Аналогично проводится работа с остальными скороговорками.
5) Самостоятельная работа в парах.
– Выберите скороговорку, которую хотелось бы произнести перед всем классом. Прочитайте её медленно несколько раз, проанализируйте её, запомните, проговорите несколько раз медленно, затем быстрее и быстрее. Расскажите друг другу в парах.
– Кто хочет выступить перед классом?
Проговаривание скороговорок.
6) – Что мы сейчас делали? (Читали слова и предложения.)
– Какие знания повторили?
– Какое умение формировали? (Умение работать с информацией и умение владеть речью.)
7. Работа в прописи (с. 27).
1) Запись пар слов, анализ.
– Прочитайте пары слов.
– Какие звуки обозначены буквами Е, Ё?
– Какие ещё слова с буквой Ё вы знаете?
Запись слов по заданию учителя (списывание с заданием).
Проверка.
2) Запись слов под диктовку с комментированием: испёк, стёр, лёд, клён, плёл, пёс, плётка.
Взаимопроверка.
8. Работа в «Букваре» (с. 105).
Работа над текстом Н. Сладкова «Земля!»
1) Работа с текстом до чтения.
– Прочитайте название текста.
– Что интересного вы заметили в названии?
– Рассмотрите иллюстрацию.
– Интересно, при чём тут земля?
2) Работа с текстом во время чтения.
а) Чтение текста вслух с комментированием.
Земля!
Сосна была высоченная, мачтовая. (То есть такие высокие сосны обычно идут на изготовление корабельных мачт, очень высокая!)
И на ней, как на корабельной мачте, было воронье гнездо. Настоящее воронье гнездо на настоящей корабельной сосне. (Чему удивляется автор?)
В гнезде сидел зоркий наблюдатель – воронёнок, сын ворона. (Почему писатель так его называет?) Он вылупился из яйца очень рано, когда вокруг ещё лежал снег. И вот сегодня он первый раз в своей жизни увидел среди безбрежного снежного моря тёмное большое пятно – проталину. (А откуда взялось море?) Над проталиной струился пар, и она плыла и колыхалась, как далёкий мираж. (Как это проталина могла плыть, колыхаться? От солнца снег тает, проталину окружает вода, которая колышется от ветра.)
– Ко-рр! Ко-рр! – на весь лес крикнул удивлённый воронёнок. – Кор-рр! Вот так наблюдательный моряк, завидя далёкий берег, кричит радостно и громко: «Земля! Земля!»
б) Выявление первичного восприятия.
– Чему же мог удивиться воронёнок? (Предположения детей.)
в) Обобщающая беседа.
– Какие сравнения использовал автор в тексте?
– Обратили ли вы внимание, что через весь текст автор проводит «морские» сравнения? С чего всё началось в тексте?
– Почему автор сравнивает проталину с миражом? (Не верится, что уже наступает весна.)
– Почему писатель сравнивает воронёнка с наблюдательным моряком? (Воронёнок увидел проталину, землю, первые признаки весны, которые его очень удивили и обрадовали, как и моряка, увидевшего долгожданную землю.)
– Что крикнул воронёнок? Почему? (Он очень удивился увиденному.)
– С какой интонацией надо прочитать «слова» воронёнка?
3) Работа с текстом после чтения.
– Вот, оказывается, почему свой рассказ Николай Сладков назвал «Земля!» Согласны ли вы с заглавием текста? Почему?
– О чём рассказал Н. Сладков? (Как воронёнок познаёт мир.)
– Каким показал нам Н. Сладков воронёнка? (Воронёнок любознательный, наблюдательный, интересующийся жизнью птенец.)
– Что же можно сказать о писателе, который написал такой текст?
– Итак, мы с вами прочитали текст. Какие умения мы формировали? (Умение работать с информацией, умение владеть речью)
5. Итог урока
– Что нового узнали?
– Какую букву научились писать?
– Какие необычные слова встретились сегодня на уроке?
– Какой вид работы вам понравился больше всего?
– С каким настроением уходите с урока?
– Как бы вы сами оценили свою работу?
– Отметьте своё настроение с помощью смайлика.