Министерство общего и профессионального образования Свердловской области ГБПОУ СО «Свердловский областной музыкально-эстетический педагогический колледж»
Специальность 44.02.02 "Преподавание в начальных классах"
Технологическая карта занятия
по русскому языку 3Г
ФИО: Немытова Валерия Владимировна группа 35
Дата проведения 03.12.2018
База практики МАОУ Гимназия №40
Методист: Сорокожердьева Елена Александровна
Замечания методиста: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
К уроку допущена ____________________________________________
(подпись методиста)
Екатеринбург
2018
Предмет: русский язык
Тема урока: текст-описание
Тип урока: урок открытия нового знания
Прогнозируемые результаты
Личностные:
учить проверять себя;
учить давать оценку своим действиям;
Метапредметные:
учить анализировать;
учить находить наиболее оптимальный алгоритм действий;
Предметные:
совершенствоватьумение различать типы текста;
формировать умение составлять портретное описание.
Дидактические средства: Карточки с буквами, для определения темы, конверты, листы с заданиями, сказочный герой Карлсон, призы (банки с вареньем).
Оборудование: ПК, презентация
Цели: уметь составлять портретное описание
Задачи:
Образовательная:
уметь различать типы текста;
уметь составлять текст-описание;
понимать, чем текст-описание отличается от текста-повествования;
Воспитательная:
Воспитывать усердие, усидчивость;
Развивающая:
Развивать умение логически мыслить;
Развивать умения самостоятельно оценивать результат своих действий.
Технологическая карта урока
Этап урока | Виды работы, формы, методы, приемы | Содержание педагогического взаимодействия | Формируемые УУД | Планируемые результаты | |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||
|
Форма: фронтальная; Метод: словесный | Ребята, здравствуйте, сегодня к нам на урок прилетел сказочный герой, а вот какой, вы узнаете, отгадав загадку.
| Приветствуют учителя | Личностные: определяют уровень своих знаний Метапредметные: учатся анализировать Предметные: Вспоминают пройденный материал | Организовать детей |
Любит тортики, варенье,
-Кому уже знаком этот сказочный герой? -Где вы сталкивались с этим героем?
- Герой всем знакомый. Сегодня он прилетел к нам на урок и случайно своим пропеллером поменял буквы местами, а там таится наша тема урока…давайте попробуем восстановить слово.
А что такое текст?
-А что ещё можно сказать про текст? Какие виды(типы) текста вы знаете?
-Что вы мне можете сказать про текст-повествование?
-А что вы можете сказать про текст-описание?
-Сегодня мы с вами закрепим знания о тексте-описании и даже попробуем сами составить такой текст. | - Карлсон
(Поднимают руку)
-(Ответы детей) Читал повесть, Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон», смотрела мультфильм.
- Это слово ТЕКСТ
- Текст-это два или несколько предложений, связанных между собой по смыслу и объединённых общей темой .Текст имеет тему и главную мысль.
- Текст-описание и текст-повествование
-Текст-повествование - это текст, в котором рассказывается о действиях кого-либо или чего-либо. К нему можно задать вопрос: (Что? Где? Как? Когда произошло?) -Текст-описание – это текст, в котором описывается какой-либо предмет, явление, человек. К нему можно задать вопрос: (Какой? Какая? Какое? Какие?)
| Проверить знания пройденного материала | |||
| |||||
Изучение нового содержания | Форма: фронтальная; Метод: наглядный, словесный, практический
| -Посмотрите, Карлсон прилетел к нам не с пустыми руками, он принёс нам конверт, интересно, что же там…Давайте откроем и прочитаем, что же там написано, кто мне поможет?(Даю конверт по руке)
- Нужно выполнить задание Карлсона, открывайте учебник на странице 49. Кто прочитает начало рассказа Антона Чехова «Гриша»? (Выбираю по руке)
-Вот мы с вами прочитали начало рассказа, а кто сможет ответить, это текст-описание или текст-повествование? -Почему вы так считаете?
-Прочитайте мне по порядку фразы из учебника, которые описывают Гришу.
-Обратите внимание, в тексте слово «бурнусик» выделено звёздочкой, куда нужно обратиться, чтобы посмотреть значение этого слова? -Верно, в словарь, открываем словарь, кто мне прочитает значение этого слова? -Хорошо, но у Карлсона возник ещё один вопрос, что означает слово «Бульвар»? Его нет в словаре, но нашему герою стоит объяснить значение этого слова.
- Давайте мы с вами объясни Карлсону, какова цель этого текста?
-Автор рассказывает нам только о том, как выглядит Гриша или ещё о чём-то?
-Какие слова и выражения передают то, что Гриша чувствует?
- Ребята, для написания текста-описания нужно знать план (алгоритм действий) по которому мы будем его составлять, если мы посмотрим внимательно в текст, то заметим, что в нём описывается сначала ВНЕШНОСТЬ, потом ВОЗРАСТ, дальше ХАРАКТЕР и последнее – это ПЕРЕЖИВАНИЯ. (Каждый шаг помещаю в рамку, нарисованную на доске)
-Мы с вами тоже будем пользоваться этим планом при составлении портретного-описания.
Посмотрите на нашего гостя, давайте каждый подумает 2-3 минутки. Как бы вы описали Карлсона? Затем поделимся своими рассказами с Карлсоном, ему очень интересно послушать, за самые интересные рассказы он вручит баночку варенья. Не забывайте пользоваться планом, который составлен у нас на доске.
-На этом у нас с вами задания от нашего сказочного героя не закончились, он принёс нам ещё одно письмо, кто прочитает его на этот раз? (Выбираю по руке)
- Давайте посмотрим, как же его описывают в учебнике. Перевернём страницу. Кто мне прочитает текст? (Спрашиваю по руке)
-Какие слова и выражения в этом тексте помогают представить его внешность? Прочитайте мне их.
- А какие слова и выражения говорят о характере Карлсона?
-Почему автор называет Карлсона не совсем обычным существом?
-Расскажите мне подробно о чудесной способности Карлсона.
| - (Тянут руку) «Дорогие мои друзья, откройте учебник на странице 49 и прочитайте начало рассказа Антона Чехова «Гриша» под номером 22.
С уважением, мужчина в полном расцвете сил.»
(Читают начало рассказа)
-Это текст-описание.
Потому что в этом тексте описывается мальчик Гриша. - Гриша, маленький, пухлый мальчик, родившийся два года и восемь месяцев тому назад.На нем длинный ватный бурнусик*, шарф, большая шапка с мохнатой пуговкой и теплые калоши.
-В словарь.
-Бурнусик — пальто, плащ.
- Бульва́р — широкая аллея или полоса зелёных насаждений вдоль улицы.
- Цель данного текста, сделать так, чтобы мы представили себе то, как выглядит Гриша, его внешность. -Нет, автор рассказывает не только о внешнем виде Гриши, но и о том, что он делает, какие ощущения испытывает. - «Вся его неуклюжая, робко, неуверенно шагающая фигура выражает крайнее недоумение.»
-(Составляют портретное описание Карлсона, рассказывают устно) Например: У Карлсона рыжие волосы, тёмно-коричневые глаза, большой нос, пухлые ручки, да и сам он не худой. Одет он в зелёную футболку, серые штаны с лямкой через плечо и красные ботинки. Самое главное, у него есть красная кнопка на животе и пропеллер на спине. Точный возраст неизвестен, но про себя говорит, что он мужчина, в полном расцвете сил. Карлсон-добрый, озорной, хороший товарищ, но при этом ленивый и страшно обидчивый. А ещё он очень любит варенье. - «Ребята, вы очень интересно описали меня в своих рассказах. Прошу вас посмотреть, как описывают меня в учебнике на странице 50, задание 23. С уважением, всеми любимый Карлсон»
(Читают текст)
-«Карлсон - это маленький толстенький самоуверенный человечек, и к тому же он умеет летать.Стоит ему только нажать кнопку на животе, как у него за спиной тут же начинает работать хитроумный моторчик.» -«…,с таким важным и достойным видом, словно какой-нибудь директор.»
-Потому что Карлсон живёт на крыше, в отдельном маленьком домике. - Стоит ему только нажать кнопку на животе, как у него за спиной тут же начинает работать хитроумный моторчик. С минуту, пока пропеллер не раскрутится как следует, Карлсон стоит неподвижно, но когда мотор заработает вовсю, Карлсон взмывает ввысь и летит, слегка покачиваясь, с таким важным и достойным видом, словно какой-нибудь директор. |
| Развивать умение различать типы текстов и находить нужную информацию из текста |
Интеллектуально-преобразовательная деятельность | Вид:объяснительно-иллюстративный; Форма: фронтальная; Метод: словесный, практический | -Теперь я вам даю 5 минут, прочитайте внимательно этот текст несколько раз, буду спрашивать пересказ. За самый точный пересказ Карлсон вручит варенье.
- Молодцы, у вас получились хорошие пересказы. А сейчас я вам на собственном примере покажу, как можно описать своего любимого сказочного героя. (2СЛ) -Моим любимым сказочным героем является Баба Яга. У Бабы Яги длинный нос крючком и лохматые седые волосы. Одета Баба Яга в длинную юбку, старый фартук, а голову повязывает платком. Она очень старая, вся в морщинах. В некоторых сказках эта героиня злая, она грозится съесть сказочных персонажей, а иногда, наоборот, добрая, помогает им. Живет Баба Яга в чаще дремучего леса, в избушке на курьих ножках. Она умеет летать по воздуху в ступе, помогая себе метлой. Избушка у бабки тоже непростая. Она может поворачиваться кругом и даже бегать по лесу на своих курьих лапах.
- Теперь вы имеете представление о том, как можно описать своего любимого сказочного героя. Посмотрите, Карлсон принёс нам третье письмо с заданием, давайте прочитаем его.(Выбираю по руке)
-Мы послушали ваши ответы устно, а теперь откройте тетради, запишите дату, сегодня у нас 3 декабря, классную работу, обратите внимание, слово «классная» пишется с двумя буквами «с». Сочинение на тему: «Мой любимый сказочный герой». И напишите небольшой рассказ, пользуясь планом.
В конце урока включаю фрагмент мультфильма. | -(Читают и пересказывают текст)
-(Рассказывают о своих любимых персонажах)
-«Я уверен, что у вас у каждого есть любимый сказочный герой, подумайте 3-4 минуты, что можно о нём рассказать так, чтобы получился текст-описание? Я послушаю вас и за самое правильное и интересное описание подарю баночку с вареньем. Не забывайте про план. С уважением, Карлсон, который живёт на крыше»
-(Пишут сочинение) | Личностные: формируется стремление к выполнению всех дел до конца Метапредметные: учатся логически мыслить Предметные: Учатся выполнять задания разного уровня сложности | Формируется умение составлять портретное описание |
Рефлексивная деятельность |
Форма: коллективно-групповая; Метод: словесный | -Давайте подведем итоги нашего урока.
1. Чем мы сегодня на уроке с вами занимались?
2. На какой вопрос отвечает текст-описание? 3. Что можно написать в тексте-описании?
4. Какое задание вызвало у вас затруднение? |
1. Научились писать текст-описание, описывать своего любимого сказочного персонажа. 2. Какой? Какая? Какое? Какие? 3. Размер, форму, цвет, вкус, запах; материал, из которого изготовлен предмет; возраст, черты характера внешний вид. 4. (Отвечают на вопрос) | Личностные: формируется умение оценивать происходящее Метапредметные: учатся анализировать свою деятельность Предметные: Учатся осознавать ценность изученного материала | Развивать умение логично отвечать на вопросы |