«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Конспект урока на тему: "Текст-описание"

Повторение типов текста, изучение этапов составления текста-описания.

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области ГБПОУ СО «Свердловский областной музыкально-эстетический педагогический колледж»

Специальность 44.02.02 "Преподавание в начальных классах"






Технологическая карта занятия


по русскому языку 3Г

ФИО: Немытова Валерия Владимировна группа 35


Дата проведения 03.12.2018


База практики МАОУ Гимназия №40


Руководители:

Кандидат психологических наук, доцент М.А. Воробьёва

Педагог русского языка Е.А. Сорокожердьева




Замечания методиста: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

К уроку допущена ____________________________________________

(подпись методиста)


Екатеринбург

2018

Предмет: русский язык

Тема урока: текст-описание

Тип урока: урок открытия нового знания

Прогнозируемые результаты

Личностные:

  • учить проверять себя;

  • учить давать оценку своим действиям;

Метапредметные:

  • учить анализировать;

  • учить находить наиболее оптимальный алгоритм действий;

Предметные:

  • совершенствоватьумение различать типы текста;

  • формировать умение составлять портретное описание.

Дидактические средства:  Карточки с буквами, для определения темы, конверты, листы с заданиями, сказочный герой Карлсон, призы (банки с вареньем).

Оборудование:  ПК, презентация

Цели: уметь составлять портретное описание

Задачи:

Образовательная:

  • уметь различать типы текста;

  • уметь составлять текст-описание;

  • понимать, чем текст-описание отличается от текста-повествования;

Воспитательная:

  1. Воспитывать усердие, усидчивость;

Развивающая:

  1. Развивать умение логически мыслить;

  2. Развивать умения самостоятельно оценивать результат своих действий.





Технологическая карта урока


Этап урока

Виды работы, формы, методы, приемы

Содержание педагогического взаимодействия

Формируемые УУД

Планируемые результаты

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

  • актуализация знаний учащихся через материал предыдущих уроков



  • мотивация к учебной деятельности













Форма: фронтальная;

Метод: словесный

Ребята, здравствуйте, сегодня к нам на урок прилетел сказочный герой, а вот какой, вы узнаете, отгадав загадку.


Приветствуют учителя

Личностные:

определяют уровень своих знаний

Метапредметные:

учатся анализировать

Предметные:

Вспоминают пройденный материал

Организовать детей

Любит тортики, варенье,
Сушки, сладости, печенье.
Он упитанный вполне...
И пропеллер на спине!


-Кому уже знаком этот сказочный герой?

-Где вы сталкивались с этим героем?


- Герой всем знакомый. Сегодня он прилетел к нам на урок и случайно своим пропеллером поменял буквы местами, а там таится наша тема урока…давайте попробуем восстановить слово.


А что такое текст?









-А что ещё можно сказать про текст? Какие виды(типы) текста вы знаете?


-Что вы мне можете сказать про текст-повествование?





-А что вы можете сказать про текст-описание?






-Сегодня мы с вами закрепим знания о тексте-описании и даже попробуем сами составить такой текст.

- Карлсон





(Поднимают руку)


-(Ответы детей) Читал повесть, Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон», смотрела мультфильм.






- Это слово ТЕКСТ




- Текст-это два или несколько предложений, связанных между собой по смыслу и объединённых общей темой .Текст имеет тему и главную мысль.
Его можно озаглавить.



- Текст-описание и текст-повествование




-Текст-повествование - это текст, в котором рассказывается о действиях кого-либо или чего-либо. К нему можно задать вопрос: (Что? Где? Как? Когда произошло?)

-Текст-описание – это текст, в котором описывается какой-либо предмет, явление, человек. К нему можно задать вопрос: (Какой? Какая? Какое? Какие?)




Проверить знания пройденного материала


Изучение нового содержания

Форма: фронтальная;

Метод: наглядный, словесный, практический


-Посмотрите, Карлсон прилетел к нам не с пустыми руками, он принёс нам конверт, интересно, что же там…Давайте откроем и прочитаем, что же там написано, кто мне поможет?(Даю конверт по руке)


- Нужно выполнить задание Карлсона, открывайте учебник на странице 49. Кто прочитает начало рассказа Антона Чехова «Гриша»? (Выбираю по руке)


-Вот мы с вами прочитали начало рассказа, а кто сможет ответить, это текст-описание или текст-повествование?

-Почему вы так считаете?



-Прочитайте мне по порядку фразы из учебника, которые описывают Гришу.











-Обратите внимание, в тексте слово «бурнусик» выделено звёздочкой, куда нужно обратиться, чтобы посмотреть значение этого слова?

-Верно, в словарь, открываем словарь, кто мне прочитает значение этого слова?

-Хорошо, но у Карлсона возник ещё один вопрос, что означает слово «Бульвар»? Его нет в словаре, но нашему герою стоит объяснить значение этого слова.



- Давайте мы с вами объясни Карлсону, какова цель этого текста?



-Автор рассказывает нам только о том, как выглядит Гриша или ещё о чём-то?


-Какие слова и выражения передают то, что Гриша чувствует?



- Ребята, для написания текста-описания нужно знать план (алгоритм действий) по которому мы будем его составлять, если мы посмотрим внимательно в текст, то заметим, что в нём описывается сначала ВНЕШНОСТЬ, потом ВОЗРАСТ, дальше ХАРАКТЕР и последнее – это ПЕРЕЖИВАНИЯ. (Каждый шаг помещаю в рамку, нарисованную на доске)


-Мы с вами тоже будем пользоваться этим планом при составлении портретного-описания.


Посмотрите на нашего гостя, давайте каждый подумает 2-3 минутки. Как бы вы описали Карлсона? Затем поделимся своими рассказами с Карлсоном, ему очень интересно послушать, за самые интересные рассказы он вручит баночку варенья. Не забывайте пользоваться планом, который составлен у нас на доске.







-На этом у нас с вами задания от нашего сказочного героя не закончились, он принёс нам ещё одно письмо, кто прочитает его на этот раз?

(Выбираю по руке)



- Давайте посмотрим, как же его описывают в учебнике. Перевернём страницу. Кто мне прочитает текст? (Спрашиваю по руке)


-Какие слова и выражения в этом тексте помогают представить его внешность? Прочитайте мне их.





- А какие слова и выражения говорят о характере Карлсона?


-Почему автор называет Карлсона не совсем обычным существом?


-Расскажите мне подробно о чудесной способности Карлсона.












- (Тянут руку) «Дорогие мои друзья, откройте учебник на странице 49 и прочитайте начало рассказа Антона Чехова «Гриша» под номером 22.


С уважением, мужчина в полном расцвете сил.»



(Читают начало рассказа)








-Это текст-описание.





Потому что в этом тексте описывается мальчик Гриша.

- Гриша, маленький, пухлый мальчик, родившийся два года и восемь месяцев тому назад.На нем длинный ватный бурнусик*, шарф, большая шапка с мохнатой пуговкой и теплые калоши.
Вся его неуклюжая, робко, неуверенно шагающая фигура выражает крайнее недоумение.


-В словарь.






-Бурнусик — пальто, плащ.



- Бульва́р — широкая аллея или полоса зелёных насаждений вдоль улицы.







- Цель данного текста, сделать так, чтобы мы представили себе то, как выглядит Гриша, его внешность.

-Нет, автор рассказывает не только о внешнем виде Гриши, но и о том, что он делает, какие ощущения испытывает.

- «Вся его неуклюжая, робко, неуверенно шагающая фигура выражает крайнее недоумение.»


















-(Составляют портретное описание Карлсона, рассказывают устно)

Например:

У Карлсона рыжие волосы, тёмно-коричневые глаза, большой нос, пухлые ручки, да и сам он не худой. Одет он в зелёную футболку, серые штаны с лямкой через плечо и красные ботинки. Самое главное, у него есть красная кнопка на животе и пропеллер на спине.

Точный возраст неизвестен, но про себя говорит, что он мужчина, в полном расцвете сил.

Карлсон-добрый, озорной, хороший товарищ, но при этом ленивый и страшно обидчивый.

А ещё он очень любит варенье.

- «Ребята, вы очень интересно описали меня в своих рассказах. Прошу вас посмотреть, как описывают меня в учебнике на странице 50, задание 23.

С уважением, всеми любимый Карлсон»






(Читают текст)


-«Карлсон - это маленький толстенький самоуверенный человечек, и к тому же он умеет летать.Стоит ему только нажать кнопку на животе, как у него за спиной тут же начинает работать хитроумный моторчик.»

-«…,с таким важным и достойным видом, словно какой-нибудь директор.»


-Потому что Карлсон живёт на крыше, в отдельном маленьком домике.

- Стоит ему только нажать кнопку на животе, как у него за спиной тут же начинает работать хитроумный моторчик. С минуту, пока пропеллер не раскрутится как следует, Карлсон стоит неподвижно, но когда мотор заработает вовсю, Карлсон взмывает ввысь и летит, слегка покачиваясь, с таким важным и достойным видом, словно какой-нибудь директор.


Развивать умение различать типы текстов и находить нужную информацию из текста

Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Вид:объяснительно-иллюстративный;

Форма: фронтальная;

Метод: словесный, практический

-Теперь я вам даю 5 минут, прочитайте внимательно этот текст несколько раз, буду спрашивать пересказ. За самый точный пересказ Карлсон вручит варенье.


- Молодцы, у вас получились хорошие пересказы. А сейчас я вам на собственном примере покажу, как можно описать своего любимого сказочного героя. (2СЛ)

-Моим любимым сказочным героем является Баба Яга.

У Бабы Яги длинный нос крючком и лохматые седые волосы. Одета Баба Яга в длинную юбку, старый фартук, а голову повязывает платком.

Она очень старая, вся в морщинах.

В некоторых сказках эта героиня злая, она грозится съесть сказочных персонажей, а иногда, наоборот, добрая, помогает им.

Живет Баба Яга в чаще дремучего леса, в избушке на курьих ножках. Она умеет летать по воздуху в ступе, помогая себе метлой. Избушка у бабки тоже непростая. Она может поворачиваться кругом и даже бегать по лесу на своих курьих лапах.


- Теперь вы имеете представление о том, как можно описать своего любимого сказочного героя. Посмотрите, Карлсон принёс нам третье письмо с заданием, давайте прочитаем его.(Выбираю по руке)












-Мы послушали ваши ответы устно, а теперь откройте тетради, запишите дату, сегодня у нас 3 декабря, классную работу, обратите внимание, слово «классная» пишется с двумя буквами «с». Сочинение на тему: «Мой любимый сказочный герой». И напишите небольшой рассказ, пользуясь планом.


В конце урока включаю фрагмент мультфильма.

-(Читают и пересказывают текст)











































-(Рассказывают о своих любимых персонажах)




-«Я уверен, что у вас у каждого есть любимый сказочный герой, подумайте 3-4 минуты, что можно о нём рассказать так, чтобы получился текст-описание? Я послушаю вас и за самое правильное и интересное описание подарю баночку с вареньем. Не забывайте про план.

С уважением, Карлсон, который живёт на крыше»








-(Пишут сочинение)

Личностные:

формируется стремление к выполнению всех дел до конца

Метапредметные:

учатся логически мыслить

Предметные:

Учатся выполнять задания разного уровня сложности

Формируется умение составлять портретное описание

Рефлексивная деятельность


Форма: коллективно-групповая;

Метод: словесный

-Давайте подведем итоги нашего урока.


1. Чем мы сегодня на уроке с вами занимались?


2. На какой вопрос отвечает текст-описание?

3. Что можно написать в тексте-описании?




4. Какое задание вызвало у вас затруднение?




1. Научились писать текст-описание, описывать своего любимого сказочного персонажа.

2. Какой? Какая? Какое? Какие?

3. Размер, форму, цвет, вкус, запах; материал, из которого изготовлен предмет; возраст, черты характера внешний вид.

4. (Отвечают на вопрос)

Личностные:

формируется умение оценивать происходящее

Метапредметные:

учатся анализировать свою деятельность

Предметные:

Учатся осознавать ценность изученного материала

Развивать умение логично отвечать на вопросы



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее