«Осенний фестиваль знаний 2024»

Конспект урока по русскому языку на тему "Спряжение глаголов"

конспект урока на тему "Спряжение глагола"

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Мотивационно-целевой этап



Актуализация знаний






































Минутка чистописания













Словарная работа

-Прежде, чем начать урок, откройте свои тетради ,запишите число, «классная работа».

-Назовите тему прошлого урока. (Спряжение глагола)

-Для чего нам в речи нужен глагол?

-Сможем ли мы обойтись в нашей речи без глаголов?

- Для чего нужно знать, как правильно употреблять и писать глаголы?

Вывод: По частоте употребления в нашей речи глагол занимает второе место после существительного. Поэтому образованному человеку необходимо много знать о глаголе, правильно его употреблять и не делать ошибок в его написании.


-Что нового вы узнали на прошлом уроке? (как определять спряжение глагола, если окончание ударное).

-Сегодня мы продолжаем работать по теме «Спряжение глагола», но прежде, чем подложить изучение, проверим вашим знания о глаголе.

Сегодня 1 вариант будет в роли учителя, он проверит, насколько хорошо 2 вариант знает эту часть речи. Если 2 вариант ответит не на все вопросы, 1 вариант помогает с ответом, а также консультирует, что нужно сделать, чтобы больше не допускать ошибок в ответах.


Карточка-опросник «Вспомним»

1.Что такое глагол? (это самостоятельная часть речи)

2.Что обозначае6т глагол? (обозначает действие предмета)

3.На какие вопросы отвечает? (отвечает на вопрос что делать? что сделать?)

4.Что такое спряжение? (Спряжение- это изменение глагола по лицам и числам в настоящем и будущем времени)

5.Сколько спряжений существует? Как определить спряжение глагола, если ударение падает на окончание? (Есть I и II спряжение. Спряжение определяют по окончанию глагола. I спряжение, если в окончании есть е (ё), -ут (ют).

II спряжение, если в окончании и, -ат (ят)


-Перед вами на доске написаны каллиграфически некоторые окончания глаголов 1 и 2 спряжений, выделите, прочитайте их. (ут, ат, ют, ят)

-К какому спряжению относятся данные окончания? (-ут (ют)-1 спр., -ат (ят)-2 спр.)

-Какие ещё личные окончания относятся к глаголам 1 спряжения? (-у-ю- -ешь-ёшь –ет-ёт –ем(ём) –ете (ёте)

- Какие ещё не назвали личные окончания, которые относятся к глаголам 2 спряжения? (-у(ю) –ишь –ит –им –ите)

-В тетрадях, соблюдая правильное соединение букв, запишите до конца строчки данные окончания.


-Определите спряжение глаголов:

Говорим, пищат, идёт, молчите, жужжит.

Укажите лексическое значение слова идёт. В скольких значениях можно употребить это слово? (направление, перемещение, н-р: Идти домой; значение- исполнение, падение, н-р: Идёт спектакль. Идёт снег)

-Как называются слова, которые имеют несколько значений? (многозначные слова)

-1 вариант запишите предложение со словом «идёт» в значении перемещение,2 вариант – в значении исполнения.

Прочитайте получившиеся предложения.


-Отгадайте загадку:

Сам не едет, не идёт,

Не поддержишь- упадёт.

Если ноги пустишь в ход,

Он помчит тебя вперёд.

(велосипед)


-Желающий может выйти к доске, чтобы записать эту загадку, остальные в тетради.

Сверьте записанное с доской,. Может кто-то не согласен с написанием каких-то слов?

-С написанием каких слов, у вас возник вопрос, почему? (Потому что не уверенны в правильности написаниям слова, т.к. гласные не под ударением)

-В каких частях слов возник вопрос? (в окончаниях)

- Кто же из вас правильно записал слова едет, поддержишь, пустишь? Кто-нибудь из вас знает, какую букву нужно написать в глаголах с безударным личным окончанием? (нет)

-Какую же цель мы поставим перед собой? (узнать, как правильно писать безударные личные окончания глаголов).


Проверяют готовность к уроку.

Открывают тетради, записывают число, «классная работа».



Отвечают на вопрсоы.










Слушают инструктаж по выполнению задания.









Работа в парах.
















Читают окончания.



Отвечают на вопросы.








Каллиграфически пишут сочетания букв, соблюдая правильное соединение.


Работают фронтально, отвечают на вопросы, определяют спряжение слаголов.





Работают над составлением предложения. Записывают предложение в тетрадь.




Отгадывают загадку.






Один ученик пишет возле доски, остальные в тетрадях.



Фиксируют затруднение в выполнении пробного учебного действия.

Осознают недостаточность знаний.



Ставят с помощью учителя цель урока.


Личностные:

- мотивировать к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.


Познавательные:

-воспринимать информацию с устной форме;

- уметь ориентироваться в своей системе знаний.


Коммуникативные:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме;






Регулятивные:

-работать, основываясь на выделенные учителем ориентиры


Коммуникативные:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме;

– развивать умение работать в паре; выполнять роли контролера, исполнителя;









Регулятивные:

-работать, основываясь на выделенные учителем ориентиры.



Коммуникативные:

-воспринимать другие мнения и позицию;

- участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;






Регулятивные:

-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;

– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

Познавательные:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

Проектировочный этап

-Какие знания помогут нам написать окончания глаголов?

(мы знаем, какие окончания относятся к глаголом 1 и 2 спряжения, эти знания могут нам пригодиться)

-В каких источниках мы можем найти нужную нам информацию? (в учебнике, в правилах, помощь учителя)


Соотносят свои действия с усвоенным способом определения спряжения глаголов и фиксируют причину затруднения.

Ищут поиск решения проблемы.

Регулятивные:

– планировать последовательность действий на уроке;

Коммуникативные:

-участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

Процессуальный этап

-Чтобы определить, какую букву писать в безударном личном окончании глагола, сначала нужно определить спряжение глагола. (на слайде: 1.определить спряжение глагола)

-Как определить спряжение глагола? Ответ на вопрос найдите в учебнике на стр.81 в оранжевой рамке.

-Что нужно сделать, чтобы определить спряжение глаголов? (поставить глагол в неопределённую форму, найти суффикс, который стоит перед ть.)

-Какие глаголы относятся к глаголам неопределённой формы? (глаголы, которые не изменяются по лицам, числам, родам, отвечают на вопросы что делать? что сделать?)

-Если суффикс и, то какое спряжение глагола? (2)

-Если все остальные суффиксы (о,а,е,я,у), то …(1 спряжение).

-Если суффикс и, то окончания пишу какого спряжения? ( 2 спряжения –ат,ят-ишь,ит и т.д.)

-Если остальные суффиксы, то окончания какого спряжения пишу? (1 спряжения, -ут-ют, ешь-,ет и т.д.)

На слайде появляется схема


Определить спряжение глагола



Поставить глагол в неопределённую форму



Найти суффикс неопределённой формы


Если:

и остальные суффиксы


II спряжение I спряжение


-ишь -ите -ешь(ёшь) -ете(ёте)

-ит -ат (ят) -ет (ёт) -ут(ют)

-им -ем(ём)


-Как вы думаете, над чем нужно поупражняться, чтобы начать писать безударные личные окончания глаголов? (над определением спряжения по суффиксам).

-Верно.

-Откройте упр.255.Прочитайте самостоятельно задание. Что нужно сделать? (выписать инфинитив, определить спряжение)

-Правила выразительного чтения: соблюдать паузы, с интонацией, четко проговарить слова, с чувством.

1.Первое чтение самостоятельное. Второе-вслух.


Работа по заданию.

На доске: делать (1спр.) служить (2 спр) ходить (2спр), наряжаться (1 спр), кататься (1 спр), быть (1 спр),не драться (1 спр), давать (1 спр),высыпаться (1спр).

-Для чего нужно уметь определять спр.гл. с безударными личными окончаниями? (чтобы безошибочно писать безударные личные окончания глаголов).


-Как вы думаете, чем теперь необходимо заняться на уроке? (определять и писать гласную в безударных личных окончаниях глагола)

Учитель возле доски показывает образец выполнения работы на примере 2 слов упр.257.

-Грустим. Нужно ли обращаться к нашему алгоритму, чтобы определить, какую букву писать? (нет, т.к.падает ударение)

-Это ударное окончание. Нет необходимости проверять, пишем так, как слышим.

-Спорят. Ударение не падает на окончание, значит обращаемся к нашему алгоритму.

1.Чтобы написать правильное окончание, определяем спряжение гл, для этого ставим его в н.ф.

-что делать? (спорить)

2.какаой суффикс стоит перед ть? (и)

3.Если суффикс и ,значит 2 спр, окончание пишем 2 спр. -ят


Разбор устно.

-В парах, следуя алгоритму, вставьте пропущенные буквы в следующих 3 глаголах.

Проверка по слайду.

-Чья пара допустила ошибку?


Физминутка.

Учитель читает глаголы. Если для определения спряжения надо ставить глагол в неопределённую форму, то ученики приседают, если нет необходимости в неопределённой форме-определяют спряжение. Занимают положение стоя, Одна поднятая рука-1 спр. Две руки-2 спряжение.

Благодарим, мешаем, сотрёшь, привезут, читаем, рисуете, трём, носят, кость, злишься.


Организует дифференцированную самостоятельную работу с последующей проверкой работы по эталону.

А) Определи спряжение: читать, сеять, владеет, слышит, делите.

Б*) Вставь пропущенные буквы, определи спряжение глаголов.

Концерт буд…т сегодня вечером.

Каждый день будильник буд…т нас.

-Кто выполнил работу без ошибок, поднимите руку?

- Кто допустил ошибки в работе?

-Кто не смог справиться с задание?

-В чем была трудность?


Слушают объяснение учителя.



Добывают новые знания: находят ответы на вопросы из правила учебника.




Отвечают на вопросы, вспоминают.



Работают по коллективно составленному алгоритму действия.








Воспринимают схему зрительно.


















Отвечают на вопросы.





Самостоятельное чтение задания.

Выразительное чтение отрывка из сказки «Конёк-горбунок».



Фронтальная работа. Ученик выписывает на доску слова, объясняет определение спряжения у глаголов, остальные работают в тетрадях.




Контролирует последовательность выполнения шагов для достижения цели урока.



Фронтально с помощью учителя работают по алгоритму.





Контролируют свою деятельность.







Выполняют упр. парами поочередно проговаривая или контролируя выполнения каждой операции алгоритма.

Записывают словосочетания, в глаголах выделяют окончание


Выполняют требования учителя.








Выбирают задание для самостоятельной работы. Самостоятельно выполняют задание, используя новый способ действия по определению спряжения глаголов.



Проверяют свою работу по эталону.


.

Регулятивные:

- планировать действие в соответствии с поставленной задачей;

-высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;


Познавательные:

-развивать умения извлекать информацию из текстов;

– устанавливать причинно-следственные связи


Коммуникативные:

-участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

- уметь оформлять свои мысли в устной форме.


Познавательные:

-воспринимать информацию в устной форме;

- развивать умения извлекать информацию из схем.


Регулятивные:

- планировать действие в соответствии с поставленной задачей;

-работать, основываясь на выделенные учителем ориентиры.















– уметь работать по коллективно составленному алгоритму действия;











Коммуникативные:

– развивать умение работать в паре; выполнять роли контролера, исполнителя.




Регулятивные:

-работать, основываясь на выделенные учителем ориентиры.



– уметь работать по коллективно составленному алгоритму действия;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.


Коммуникативные:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме.


Рефлексивно-оценочный этап

-Чему должны были научиться на уроке?

- Как решали эту задачу?

-Давайте вернемся к загадке, которую записали в начале урока и применяя новые знания, исправим допущенные ошибки.

- Достигли ли цели урока?

- В чем были затруднения?

-Заполните таблицу

Утверждения

Поставь знак

«+» или «?»

1) Тема урока мне понятна.


2) Я достиг цели урока.


3) Я умею определять спряжение глаголов с безударным личным окончанием


4) Я могу определить спряжение глаголов по неопределённой форме.



Делают выводы о результатах совместной работы на уроке и о достигнутых личных результатах урока.

Заполняют таблицу.





Оценивает свою работу.

Личностные:

- уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности .


Познавательные:

- делать выводы о результатах совместной работы


-Сегодня на уроке мне помогали в работе:,….. Спасибо за работу.





Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее