«Осенний фестиваль знаний 2024»

Конспект урока на тему "Раскаяние" по Истокам

Разработку урока на тему "Раскаяние" можно использовать по Истокам в 3 классе.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки



Тема урока истоки в 3 классе: «Раскаяние»

Цели: 1. Знакомство с понятием слов раскаяние, «прощение».

2. Помочь ребятам осознать важность , пользу прощения и то, к чему приводит неумение прощать.

3. Воспитание дружелюбия, умения прощать, быть терпимыми к недостаткам товарищей , радоваться успехам других людей.



Оборудование: Презентация «Болезнь непрощения», карточки с заданиями для групп, рассказ-притча «Учитель и картошка», плакаты с изречениями мудрых о прощении.


Ход урока:

  1. Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята!

2. Актуализация знаний.

Ребята ,бывает,что люди наносят друг другу обиды-иногда словом,а иногда и делом.

От обиды страдают все-и обиженные,и обидчики. Как же примириться, как загладить вину?Уроки прошлого донесли до нас только один достойный способ попросить прощения, искренне раскаяться.

Раскаяние-это признание своей вины,желание никогда не повторять недобрых дел,не творить зла

Есть в русском календаре день когда все должны помириться и попросить друг у друга прощения за обиды. Это-Прощеное воскресенье.

Работа с учебным пособием с. 94-96

Вопросы по содержанию:

-Какие обычаи прощения жили на Руси?

- Как эти добрые обычаи помогали жить?


3. Знакомство со сказкой.

- Сегодня мы и поговорим о том , как полезно уметь прощать, и по этому поводу давайте послушаем сказку


Болезнь непрощения

В далекой жаркой Африке в прохлад­ной воде тихого озера жил Бегемот. В одно прекрасное утро он заболел неви­данной и заразной болезнью, которой на целый день заразились и заболели все жители озера. А как это все произошло, вы сейчас узнаете.

В то самое утро очень-очень рано Бегемота разбудил чей-то крик. А пото­му с утра у него было плохое, можно ска­зать, прескверное настроение. Он немно­го повалялся на дне озера, а потом всплыл наверх и подался к берегу, чтобы найти себе пищу. В тот самый момент, когда его спина показалась из воды, на него приземлились маленькие птички. Та­кое часто случалось и раньше, и Бегемот всегда прощал разгуливающих по его спине птиц. Ведь на спине у Бегемота любили жить разные червячки, жучки и комары, от этого его спина сильно чеса­лась, а птицы, склевывая насекомых пря­мо со спины, очень ему помогали.

Но в этот раз одна из птичек клюнула Бегемота чуть сильнее, а Бегемот вдруг взял, да и не простил ей этого. Он нео­жиданно рассердился и стал прогонять со своей спины всех птиц. Поворачива­ясь, он нечаянно наступил на хвост Кро­кодилу, лежащему на берегу. Крокодил тоже сильно рассердился и почему-то тоже не захотел простить Бегемота. Но Бегемот был большой и сильный, а пото­му Крокодил решил от злости укусить кого-нибудь поменьше себя и погнался он тогда за зубастой Щукой. Еле уплыла Щука от Крокодила, но при этом и она успела заразиться от него непрощением. Вместо того чтобы простить и успокоить­ся, она решила сделать что-нибудь пло­хое маленьким лягушкам. Щука стала за ними гоняться, а лягушки еле-еле успели доплыть до берега и выпрыгнуть из воды. Рассердились лягушки на злую Щуку, тоже не захотели ее прощать и стали го­няться за комарами.

Растревожили лягушки всех комаров, мирно сидящих в траве. Целое облако ко­маров взлетело над берегом озера. Уви­дели комары, что на спине у Бегемота нет ни одной птицы, и дружно сели к нему на спину. Вскоре над озером раздался рев. Это ревел Бегемот, потому что на его спине комары устроили себе настоящий пир. Зачесалась у Бегемота спина, начал он опять крутиться и снова наступил на Крокодила. А Крокодил опять рассердил­ся и погнался за Щукой. И так целый день все гонялись друг за другом.

Только к вечеру, когда все озеро ужас­но переполошилось и наполнилось ревом и криками, решил Бегемот простить пти­чек и опять пустил их к себе на спину. Птички прогнали комаров, и Бегемот, на­конец-таки успокоился. Следом за Беге­мотом успокоился и Крокодил. Он про­стил Бегемота, потому что тот перестал наступать на его хвост. Щука простила Крокодила и перестала злиться на лягу­шек, а лягушки перестали обижаться на Щуку и больше не трогали комаров. Так к заходу солнца над озером вновь воцари­лось спокойствие и тишина, а его обита­тели погрузились в мирный сон.

В далекой Африке до сих пор вспо­минают ту странную болезнь. Долго спо­рили между собой звери и птицы, что же за болезнь была у жителей озера и поче­му они целый день так ревели и гонялись друг за другом. И после долгих споров с помощью мудрого льва звери придума­ли этой болезни название – болезнь не­прощения.

4. Беседа по сказке.

– Из-за чего обитатели озера стали ссориться, сер­диться и гоняться друг за другом? (Разучились прощать)

– Злость и непрощение похожи на заразную болезнь, когда она с одного переходит на другого?

– Почему вечером опять на озере воцарилось спо­койствие и тишина?

– Если кто-то не любит и не хочет прощать другого, то что может случиться потом? (Начнет обижаться, сер­диться, дразниться, драться и в конце останется надол­го с плохим настроением).

– Кому навредили обитатели озера тем, что расхо­тели друг друга прощать? (Только самим себе).

– Для кого полезно умение прощать и почему? (Оби­женному, прощением он побеждает обиду и свое пло­хое настроение).

5. Практико-ориентированное задание.

- Без ссор и конфликтов, выяснили ученые, не обходится в жизни ни один человек, поэтому, что мы с вами должны уметь делать, чтобы не остаться одному? (Уметь прощать и просить прощение.)


А) Ребята, я предлагаю вам разрешить следующую конфликтную ситуацию: «Давай помиримся».

Автор: «Валя пересаживала комнатные цветы, разговаривала с ними, любовалась. Мимо пробегал ее младший братишка Дима и нечаянно уронил горшок с цветком на пол».

Дима (искренне): «Ой, прости, Валюша!»

Валя (громко): «Что прости?! Ты уронил мой любимый цветок!»

Дима (с раздражением): «Ну прости, я же сказал!»

Валя: «Он сказал! Да ты посмотри, что сделал!»

Дима: «Хорошо еще, что не растоптал его! Разнюнилась тоже, рассердилась! А еще у тебя прощения попросил!»

Автор: «Дима вышел в другую комнату, сел на диван, задумался, т.к. не понимал, почему сестра не хочет с ним примириться, хотя он и извинялся. Посоветовался с бабушкой».

Бабушка: «Да разве так мирятся? Сперва простите друг друга и свою вину каждый осознайте...»

Далее ситуация прерывается. Учитель обращается к участникам тренинга с вопросами:

* В чем вина Димы? Вали?

* Как они должны поступить дальше?

После обсуждения все досматривают ситуацию.

Бабушка: «Ведь ты, Димушка, сам не потерпел оскорбления, был невнимателен, шалил. Да еще и любимый цветок сестры уронил. И Валя напрасно обидела брата. Он ведь не нарочно цветок уронил».

Дима: «Да, пожалуй, я пойду помогу сестренке».

Валя: «Зачем я только накричала на Диму!»

Дима (с виноватыми глазами): «Прости меня, Валя! Я действительно виноват. Я помогу тебе».

Валя: «И ты прости меня, Дима, я тоже виновата».

Автор: «И брат с сестрой дружно продолжали работу. Добрые дела начинаются с добрых мыслей и чувств».

Задание. Какие чувства испытывает человек после покаяния?


Мир и любовь в душе

Стыд

Радость

Страх наказания

Растерянность

Надежда

Спокойная совесть

Легкость на сердце

Самоуважение

Желание изменить себя в лучшую сторону


Нужные ответы подчеркни.

2. Основной этап.

Шаг 1. Самостоятельный выбор.

Шаг 2. Подчеркните после обсуждения ваш общий выбор двумя чертами.

Делегирование ответа.

3. Рефлексия. В ресурсном круге.

* Какой урок получил каждый из вас, работая в этом тренинге?




Особенности тренинга


При делегировании ответа пара взаимодополняет друг друга.

Развитие способности определять положительные и отрицательные последствия решений, укрепляется мотивация на самосовершенствование и самоутверждение. Тренинг способствует осуществлению нравственного выбора в решении конфликтных ситуаций в семье, классе, на улице.

Экспертная оценка


Мир и любовь в душе

стыд

радость

страх наказания

растерянность

надежда

спокойная совесть

Легкость на сердце

самоуважение

желание изменить себя в лучшую сторону



Б) – Всех нас когда-либо обижали; несправедливо, как нам кажется, ругали, толкали, били. И внутри нас до сих пор сидит обида, горечь на того, кто их нам нанес. А правильно-ли это?

- По этому поводу мне хочется вам рассказать притчу «Учитель и картошка».( Притча- это рассказ со скрытым смыслом.)

Учитель и картошка


Однажды учитель сказал своим ученикам принести чистый пакет и мешок картошки в школу.

Когда они всё это принесли, каждый из учеников набрал несколько картофелин - по 1 клубню за каждого человека, на которого они держали обиду за что-то. После этого они написали на каждом клубне имена людей, которых они отказывались прощать, и дату, и положили картофелины в пластиковый пакет. Некоторые из этих пакетов оказались достаточно тяжёлыми.

Затем им было сказано носить эти мешки с собой везде, куда бы они ни шли, в течение нескольких недель, ставя этот мешок рядом с кроватью ночью, а также рядом с рабочим столом во время занятий.

Проблемы и трудности, связанные с ношением этого мешка с собой повсюду, вскоре стали очевидны, как стало очевидным и то, какой груз они носили с собой на духовном уровне, и как на самом деле им приходилось всё время уделять этому внимание, чтобы не забыть об этом и не упускать из виду даже в неподходящих для этого местах.

Разумеется, со временем картошка начала портиться и превращаться в отвратительно пахнущую слизь. В свою очередь это привело к тому, что с самими этими людьми было неприятно находиться рядом.

Не понадобилось много времени, как ребята поняли, что избавиться от этой картошки было намного важнее, чем таскать её за собой повсюду.

Это превосходная притча, чтобы проиллюстрировать нам, какую цену мы платим за то, чтобы сохранять нашу боль и тяжёлые негативные переживания!

Так часто мы думаем о прощении как о подарке для другого человека.

На самом же деле прощение нужно именно нам самим!!!


- Как вы думаете, что нужно нам сделать, чтобы освободиться от этой отвратительной гадости?


- Вам нравится, когда вас прощают и не наказы­вают? Значит, и вы тоже должны прощать других. Вспомните! Поступай с другими так, как хочешь, чтобы по­ступали с тобой. (Чтение высказываний с плакатов).

6. Рефлексия.

-Вам понравился наш сегодняшний разговор?

Выскажите свое мнение:


-Привлекло меня тем,……..

-Показалось интересным,……..

-Заставило задуматься……….

-Навело меня на мысли……..


- Спасибо!



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее