«Зимний фестиваль знаний 2025»

Конспект урока на тему "овощи"

УРОК ТЕХНОЛОГИИ В 5 КЛАССЕ НА ТЕМУ "ОВОЩИ В ПИТАНИИ ЧЕЛОВЕКА ".

Олимпиады: Химия 7 - 11 классы

Содержимое разработки



Цель урока: Познакомить учащихся с ролью овощей в питании человека, с классификацией овощей; сформировать навыки по определению овощей; первичной обработке и приготовлению блюд из свежих овощей; воспитывать аккуратность и опрятность при работе.


Оборудование, дидактические материалы: Учебник «Технология» под ред. В.Д. Симоненко, таблицы, инструкции по ОТ


Вид урока: теоретический


Ход урока



1. Организация урока

Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Повторение пройденного материала.

Вопросы:

  1. Что понимают под культурой питания?

  2. Какие витамины вы знаете?

  3. Что такое жиры?

  4. Что такое углеводы?

  5. Какие основные требования санитарии надо соблюдать при хранении продуктов и приготовлении пищи?

  6. Где и как хранят продукты и готовые блюда?

  7. Чем надо пользоваться, снимая горячую посуду с плиты?

  8. Как правильно надо передавать нож?

  9. Что необходимо иметь на кухне?

III. Изучение нового материала.

1..Слово учителя.

- Рациональное питание человека невозможно без овощей и плодов. Люди научились ценить овощи и плоды в глубокой древ­ности. С развитием научных основ кулинарии стало известно их огромное значение для организма человека, поскольку только они являются носителями большого количества витаминов, минераль­ных солей, фитонцидов, растительного белка, клетчатки.

Овощи широко используются в кулинарии.

Сделав это сообщение, можно с учащимися рассмотреть таблицу 37 в учебнике на с. 156-157, где показана классификация овощей по группам, таблицу 38 (стр. 157-158) , в которой представлено и содержание витаминов и минеральных солей.

Затем учитель знакомит с овощами, наиболее часто употребляемыми для приготовления пищи.

Картофель. Картофель - многолетнее травянистое растение. В его клубнях содержится крахмал, белки, сахара и др. вещества. Родиной картофеля является Центральная и Южная Америка, где его употребляют в пищу уже около 14 тыс. лет. В Европу карто­фель был завезен в середине XVI в., но европейцы не сразу поняли, как его употреблять. Пытались есть клубни картофеля в сыром ви­де, его плоды - зеленые ягоды.

В России первое время картофель считался диковинкой. Его подавали как редкое лакомое блюдо и посыпали не солью, а саха­ром. Лишь во второй половине XVIII в. его начали сажать на кре­стьянских огородах. А полевой культурой он стал только в середи­не XIX века. В настоящее время картофель возделывается повсеместно. Существует более 100 его сортов.

Способы приготовления картофеля самые разнообразные. Его варят, жарят, тушат, запекают. Используется картофель и для приготовления полуфабрикатов.

Лук. Луковичные культуры - двулетние и многолетние тра­вянистые растения. Лук содержит эфирные масла, сахар, витамины, калий, фосфор, кальций, железо и т. д. Это один из самых полезных овощей. Но лук не только вкусен и полезен. Еще в глубокой древ­ности (как культурное растение он известен с 4-го тысячелетия до н. э.) люди поняли, что лук еще и целебен. Древние славяне приме­няли его как лекарство при многих болезнях. Сейчас доказано, что от летучих веществ - фитонцидов, в большом количестве выделяе­мых луком, гибнут болезнетворные бактерии.

Существует много видов лука: лук-слизун, лук-батун, шнип лук, лук-порей, многоярусный лук. Самый же распространенный вид лука - репчатый. Это ценнейшая овощная культура. Он хороню сохраняется всю зиму, не высыхает и не портится благодаря золотистой кожице, покрывающей луковицу. Поэтому мы имеем возможность использовать его в свежем виде круглый год. Кроме то­го, его употребляют в пищу в вареном, жареном, тушеном, марино­ванном виде.

Морковь. Четыре тысячи лет морковь употребляют в пищу. Она относится к корнеплодным растениям. Родина моркови - Сре­диземноморье. На территории нашей страны ее возделывают с XI в. Морковь очень полезна, так как содержащийся в ней каротин в организме человека превращается в витамин А - витамин роста, особенно необходимый детям. Из семян моркови изготовляют ле­карство «Даукарин», применяемое для лечения болезней сердца. Морковный сок назначают как лечебное питание при различных заболеваниях.

Морковь варят, жарят, тушат, пассируют, но особенно полез­на она в сыром виде.

Капуста. Капусту начали возделывать с 3-го тысячелетия до н. э. Ее, как и лук, наши дальние-дальние предки считали лечебным средством. Капустой рекомендовали лечить свежие раны, нарывы.

Родина капусты - берега Средиземного моря.

Капуста отличается высокими пищевыми качествами, очень богата витаминами, минеральными солями. Витамина С в ней не меньше, чем в лимонах, а в цветной - даже в два раза больше. Есть в капусте каротин, витамины В, и В2. Существует более 100 видов капусты: кочанная (белокочанная и краснокочанная), цветная, брюссельская, кольраби, листовая и др. На Руси с давних пор лю­бят белокочанную капусту. В пищу капуста идет в сыром, жаре­ном, тушеном виде. Ее заготавливают впрок: квасят, консервируют, маринуют.

Томат. Томат - южное растение, его родина - Южная Аме­рика. Мореходы, которые привезли его в Европу, не знали, что это овощ. Европейцы сажали растение в саду для красоты. Возделы­вать томат на территории нашей страны стали в XVIII веке.

В плодах томата содержатся сахара, витамины, минеральные вещества.

Томаты находят широкое применение в рациональном и ле­чебном питании: в свежем виде, консервированные, соленые, ма­ринованные. Из них делают икру, пасту.

Овощи содержат большое количество воды, поэтому боль­шинство из них в свежем виде плохо сохраняется. Лучше всего со­храняются корнеплоды и клубнеплоды, а также репчатый лук. Лис­товые овощи сохраняются плохо: в сухом помещении они высыхают, сморщиваются, а во влажном - загнивают. Поэтому лю­бые овощи нужно хранить в темном, прохладном и не слишком






Петрушка, укроп, сельдерей, лук.




Я хочу и даже не о скромных цветах васильков и ромашек, а всего-навсего о тех рас­тениях, которые мы кладем в суп, в жаркое, в салаты - о петрушке, сельдерее и укропе.

В древнем мире, тысячелетия назад, из них плели венки и де­лали букеты...

В Египте, а затем в Греции венки из листьев петрушки надевали на голову в знак печали.

Петрушка считалась символом горя. И даже когда головы пирующих украшали венки из прекраснейших цветов, даже тогда в эти венки вплетали зеленые веточки петрушки, чтобы напомнить пирующим о том, что веселье не вечно.

Сельдерей, напротив, считали растением веселым, празднич­ным. Его листьями древние греки украшали свои жилища в дни празднеств. Победителям на состязаниях иногда венчали головы

Учащиеся, пользуясь учебником, , с. 159, знакомятся с правилами со­хранения витаминов в процессе хранения и кулинарной обработки овощей.

Правила хранения продуктов для сохранения витаминов.

1. Овощи хранят без света и при температуре +1...3'С, квашеную капусту — под слоем рассола.

2. Мыть овощи можно не более 10...15 мин, иначе витамины перейдут в воду. Если квашеную капусту надо промыть, то сначала отжимают из нее рассол, потом промывают и смешивают с рассолом. В рассоле содержится до 40% общего количества витаминов.

3. Медь и железо разрушают витамин С, поэтому нельзя использовать посуду и инвентарь из этих металлов.

4. Овощи при варке закладывают в кипящую подсоленную воду, потеря витамина С минимальная. Если овощи предназначены для салатов и винегретов – их варят в кожуре.

5. Отвары от овощей не выливают, а используют в качестве добавок при варке супов, соусов, так как в них переходит большое количество витаминов.

6. Следует строго соблюдать время варки продуктов.


После знакомства с правилами учащиеся выполняют практическую работу.

IV. Практическая работа «Определение доброкачествен­ности овощей по внешнему виду».

1.Ознакомление с таблицей «Классификация овощей» (с. 156 учебника).

2. Опытно-экспериментальная работа.
Учащиеся исследуют предложенные овощи, заполняют в тетради таблицу, записывают вывод о пригодности овощей.

3. Выполнение практической работы № 1 на с. 160 в
учебнике.

Учащиеся пользуются таблицей 39 «Определение доброкаче­ственности овоща (моркови)» при выполнении работы.

V. Изучение нового материала (продолжение).

Учитель при объяснении материала пользуется таблицей «Первичная об­работка овощей».

Слово учителя.

- Первичная обработка заключается в следующем: сортиров­ка, мойка, очистка, нарезка. Сначала овощи сортируют по размеру (в основном корнеплоды, для равномерной тепловой обработки), удаляют посторонние примеси, загнившие или испорченные ово­щи. Зелень петрушки и укропа отделяют от стеблей.

После сортировки овощи моют, затем чистят. При очистке картофеля следует учитывать, что витамин С находится близко к поверхности, поэтому снимать нужно тонкий слой кожуры.

Очищенные овощи промывают, а затем нарезают.

Важно! При первичной обработке очищенной картофель, ос­тавленный без воды, быстро темнеет, поэтому при очистке карто­фель кладут в посуду с водой.

Нарезают овощи различными способами (учебник, рис. 153 на с. 162 или раздаточный материал) в зависимости от того, какое блюдо готовится.

Соломкой нарезают картофель для жарки во фритюре. Мор­ковь, петрушку, сельдерей, свеклу, репчатый лук - для щей, бор­щей, рассольников, супов из овощей).

Брусочками нарезают картофель для жарки, супов, борщей; морковь, петрушку, сельдерей - для бульона с овощами.

Кубики крупные - для картофеля в молоке; средние - для супов; мелкие - для гарнира, холодных блюд.

Ломтиками нарезают картофель, морковь, свеклу в щи, са­латы, винегрет.

Кружочки - картофель толщиной 1-2 см для жарки во фри­тюре и основным способом, морковь нарезают толщиной 0,1 см в супы и на гарнир. Кружочками толщиной 0,1-0,2 см нарезают лук для шашлыка, жарки, маринадов.

Лук нарезают мелкими кубиками в суп харчо, крупные - в супы, щи.

Капусту нарезают шашками (2x2 см) для щей, борщей, так­же применяется рубка- измельченная соломка для фаршей.

Главное при обработке овощей - сохранить цвет и содержа­ние в них витаминов.

  1. При обработке овощей следует пользоваться ножом из не­ржавеющей стали, так как витамин С от соприкосновения с желе­зом разрушается.

  2. Чем свежее овощи, тем больше в них содержится витамина С.

  3. Овощи следует очищать и нарезать непосредственно перед варкой или употреблением.

  4. При длительном хранении в воде овощи теряют витамины, так при длительном хранении в воде картофель теряет часть крах­мала и витамин С.

Необходимо помнить: в салате овощи должны быть одинако­во нарезанными.

Салат - это холодное блюдо, состоящее из одного или не­скольких видов овощей, а также в сочетании с мясом, рыбой, яйца­ми и так далее.

Салаты готовят из свежих, вареных, квашеных и маринован­ных овощей и фруктов. Для заправки салатов используют майонез, сметану, растительное масло, уксус, острые соусы.

Последовательность приготовления салата примерно такая: перед приготовлением выбранного салата надо изучить набор про­дуктов, входящих в его рецептуру. Если в состав входят вареные продукты, то их надо подготовить заранее, чтобы они успели ос­тыть.

Затем обрабатывают сырые продукты - моют, чистят, наре­зают. Часть продуктов подготавливают для оформления салата. Нарезанные продукты кладут в большую миску, перемешивают и заправляют.

Заправленный салат укладывают горкой в салатник и оформ­ляют подготовленными продуктами.

При приготовлении салата необходимо помнить следующие правила:

1. Салат из свежих овощей готовят непосредственно перед подачей.

  1. Все продукты должны пройти первичную обработку, а часть из них первичную и тепловую.

  2. Для салатов из сырых овощей, овощи и зелень моют сна­чала сырой водой, а затем кипяченой.

  3. Нельзя соединять теплые и холодные овощи - салат быст­ро испортится.

  4. Овощи для салатов можно приготовить заранее (за 1-2 ча­са до подачи на стол).

  5. Заправлять и оформлять салаты надо прямо перед подачей на стол.

  6. Нельзя приготавливать и хранить салаты в металлической посуде.

  7. Срок хранения в холодильнике незаправленных салатов не более 12 часов, заправленных - 6 часов.

VI. Закрепление изученного материала.

Вопросы:

  1. В чем заключается первичная обработка овощей?

  2. Почему при обработке овощей нельзя пользоваться ножом из железа?

  3. Почему нельзя соединять в салате теплые и холодные про­дукты?

  4. В какой последовательности готовят салат?

  5. Задания по карточкам.

6. Попробуем разгадать кроссворд, и узнать, какие овощи входят в классический винегрет.

По вертикали:

2.Вырос на грядке,

Характер мой гадкий:

Куда не приду,

Всех до слёз доведу. (Лук.)

4.Что легче воды? (Масло.)

6.Что родится из воды, а воды боится? (Соль.)

По горизонтали:

1.Над землёй трава,

Под землёй алая голова. (Свёкла.)

3.Красный нос в землю врос,

А зелёный хвост снаружи,

Нам зелёный хвост не нужен. (Морковь.)

5.Лето целое старалась,

Одевалась, одевалась,

А как осень подошла,

Нам одёжки отдала,

Сотню одёжек,

Сложили в бочонок. (Капуста.)

7 Неказиста, шишковата,

А придёт на стол она,

Скажут весело ребята:

“Ну, рассыпчата, вкусна!” (Картошка.)

Кроссворд.



  1. Итог урока.


  1. Анализ урока, необходимые замечания учителя.

  2. Оценка практической работы и устных ответов учащихся.


Домашнее задание: записи в тетради.


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее