Открытый урок литературного чтения в 3 классе по УМК «Школа России»
Тема урока: Л.Н.Толстой «Акула».
Цели: продолжить ознакомление детей с творчеством Л.Н. Толстого, обучение выразительному чтению для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении, учить выражать собственное отношение читающего к изображенным событиям, героям, и их поступкам, развитие чувства взаимопомощи, взаимовыручки.
Планируемые результаты:
Предметные: Познакомятся с произведением Л.Н.Толстого «Акула». Научатся читать вслух бегло, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или для подтверждения собственного мнения.
Метапредметные:
Познавательные: Определяют основную мысль произведения, понимают какую информацию о чувствах и настроениях автора несут образные слова.
Регулятивные: Оценивают свои достижения, проводят прогнозирование
Коммуникативные: Осознают цель своего высказывания, строят диалог в паре, задают вопросы.
Личностные: Оценивают поступки героев произведения под руководством учителя, с точки зрения моральных ценностей, соотносят с вариантом нравственного выбора, который делает герой произведения, проявляют чувство сопереживания.
Оборудование: учебник, мультимедиа проектор, колонки, презентация, звукозапись, разрезные картинки, картинки с изображением кораблика.
Ход урока.
Организационный момент.
Добрый день ребята !
Я приветствую вас на уроке литературного чтения
Улыбнитесь друг другу, пожелайте удачи своим одноклассникам
2) Мотивационно-целевой этап.
- Давайте узнаем, чем мы с вами будем заниматься сегодня на уроке.
ЬТАТИЧ – читать
ЬТАДЮЛБАН – наблюдать
ЬТАНИМОПСВ – вспоминать
ЬТАМУД – думать
- Верно, ребята, сегодня на уроке мы с вами будем узнавать новое, читать, наблюдать, вспоминать, думать, радоваться успехам, а с неудачами будем справляться все вместе. (слова на доске).
2. Актуализация знаний.
1) Развитие оперативной памяти. Упражнение «Фотоглаз»
- Постарайтесь быстро прочитать и запомнить.
Граф, Ясная поляна, 90 томов, Муравейное братство, Школа для детей. (Доска )
-Какие ассоциации возникли у вас с этими словами? (Л,.Н.Толстой)
- Какое отношение имеют эти слова к сегодняшнему уроку? (продолжим изучать творчество Л.Н.Толстого)
- Что можете рассказать о жизни этого писателя? (ответы детей)
2) Фронтальный опрос домашнего задания.
Где родился и провел свое детство Л,Н,Толстой? (в деревне Ясная поляна)
Сколько детей было в семье Толстого? (5)
Кто был заводилой в играх? (Николай)
Как появились муравьиные братья? (из-за тайны)
В чем состояла тайна? (была написана на зеленой палочке, которая зарыта у дороги на краю оврага Старого Заказа)
Как относились дети ко всем этим тайнам? (верили, с важностью)
3. Постановка темы и цели урока.
- Мы сегодня будем работать с новым произведением Л.Н.Толстого. А для того чтобы узнать как называется рассказ отгадайте мою загадку:
В бинокль злюку разгляжу
И капитану доложу.
Знают все прекрасно —
С ней играть опасно:
Зубы острые как нож,
Лучше ты ее не трожь! (Акула)
-Какова же тема сегодняшнего урока? (Л.Н.Толстой «Акула»)
- Зная тему урока, пользуясь опорными словами, определите задачи урока
Совершенствовать знания о ____________Л.Н. _________. (совершенствовать знания о творчестве Л.Н.Толстого)
Учиться п_________, в________ _______ ________ «______» и а________ его. (учиться правильно, выразительно читать произведение «Акула» и анализировать его).
- Что интересного вы знаете об акулах? (рассказ ученика об акулах). Рисунок акулы.
Почти во всех морях и океанах нашей планеты водятся страшные рыбы, называемые акулами. В морях Африки живут такие рыбы как акулы. Это гигантские хищные рыбы. У них удивительное обоняние, которое используется ими для добывания пищи; кроме того, у них есть много рядов острых, замкнутых назад зубов.
- Для выполнения поставленных задач я приглашаю вас в путешествие к берегам Африки, а отправимся мы на паруснике. (Слайд с материком Африка).
- А что вы можете сказать об Африке? (рассказ ученика)
Африка, второй по величине после Евразии материк. Это самый жаркий, самый загадочный материк планеты. В Африке есть самая большая пустыня – Сахара. Это теплый материк, температура летом +20-25 градусов, а зимой 10-16 градусов. Больше половины территории Африки занимают саванны и пустыни, степи и тропические леса, в которых обитают разные животные: жирафы, зебры, львы, слоны, бегемоты, обезьяны, много ящериц и змей.
- Ребята, мы с вами поговорили, о таком материке, как Африка. А теперь отправляемся в морское путешествие и посмотрим, как описывает Африку Толстой в своем рассказе “Акула”
- Попробуйте предположить, о чем может пойти речь в произведении с таким названием?
- Как вы думаете, кто будет героем этого произведения?
- Можно ли по названию определить, будет ли оно серьезным, шуточным, смешным, поучительным?
Настрой
- Для перехода к следующему этапу необходима Специальная подготовка
- Я прошу вас включить в работу Слуховые анализаторы:
Помассируйте ушки, приговаривая про себя: « Ушки, ушки, слушайте и запоминайте внимательно!
Зрительные анализаторы:
- Закройте глазки – и ласково погладьте их проговаривая про себя : «Глазки, глазки, смотрите и наблюдайте внимательно!
- Включили ? (ДА)
- Только теперь , когда вы готовы, даю вам Установку: внимательно Слушать и понять, кто главный герой и какой поступок он совершил?
4. Работа по теме урока.
1) Словарная работа.
Чтобы лучше понять рассказ, давайте познакомимся с новыми словами, которые нам встретятся в тексте (Слайд)
Артиллерист - военнослужащий огнестрельного орудии.
Фитиль – горючий шнур для воспламенения зарядов.
Ропот – неясные негромкие звуки;
Палуба - горизонтальное перекрытие в корпусе судна.
Якорь – металлический стержень с лапами, укрепленный на цепи и опускаемый на дно для удержания судна на местe.
Полотно – белая льняная ткань.
Хобот – упирающаяся в землю задняя часть пушки
Застлал – закрыл туманом, пеленой
Сорвался с места - побежал что было сил;
понатужься - собери силы;
подле пушки - около пушки;
2) Первичное знакомство с текстом.
Откройте учебник на с .152, возьмите карандаши. (Прослушивание записи, по ходу дети отмечают непонятные слова в тексте). Пауза для эмоционального восприятия.
- Признаюсь ребята, слушая рассказ, я очень волновалась!
- А вы, какие эмоции ощущения испытали во время прослушивания?
( тревога, беспокойство, волнение, отчаяние, радость, мужество, опытность, находчивость, смелость, мудрость).
- Название рассказа уже вызывает беспокойство, становится страшно, когда раздаётся крик «Акула»!
- Было ли вам страшно? Когда? (когда мальчики начали купаться в открытом море, когда раздался крик
- За кого вы переживали?
- Назовите героев этого рассказа. (артиллерист, мальчики, матросы)
5. Физкультминутка. (мелодия Море)
К морю быстро мы спустились, (шагаем на месте)
Наклонились и умылись. (наклоны вперед, руки на поясе)
Вот так славно освежились! (стряхнуть руками)
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это – брас. (круги двумя руками вперед)
Одной, другой, это – кроль. (круги руками вперед поочередно)
Все, как один, плывем, как дельфин, (прыжки на месте)
Плыли вдоль и поперек (шаги на месте)
И вернулись на урок
6. Продолжение работы по теме урока.
1) Анализ прочитанного. Выборочное чтение.
Давайте проведем анализ о прочитанном тексте
- Где происходило событие, о котором говорится в произведении?
Ответ: Событие происходило у берегов Африки.
- Зачем матросы устроили купальню? Прочитайте.
Ответ: …к вечеру погода изменилась: стало душно и точно из топленной печки несло на нас горячим воздухом с пустыни Сахары.
- Кто находился на корабле?
Ответ: Два мальчика.
- Найдите и прочитайте, как мальчики оказались в открытом море.
Ответ:… Мальчики первые прыгнули в воду, но им было тесно в парусе, и они вздумали плавать наперегонки в открытом море.
- Как отнёсся старый артиллерист к забавам сына и его товарища? Найдите и зачитайте.
Ответ: Отец мальчика, старый артиллерист, стоял на палубе и любовался своим сынишкой. Когда сын стал отставать, отец крикнул ему: «Не выдавай! Поднатужься!»
- Как понимаете выражение «Не выдавай! Поднатужься!»?
Ответ: Это значит не поддаваться, постараться победить, обогнать.
Работа с иллюстрацией в учебнике на стр. 153.
- Какой момент рассказа изображён на иллюстрации?
- Найдите этот отрывок в тексте и прочитайте.
Ответ: Мальчики сначала не слыхали того, что им кричали, и не видали акулы; но потом один из них оглянулся, и мы все услыхали пронзительный визг, и мальчики поплыли в разные стороны.
- Когда отца хватил страх?
Ответ: когда на палубе закричали «Акула!».
Найдите и прочитайте, как автор описывает его состояние. (с. 152. Артиллерист, бледный как полотно, не шевелясь, смотрел на детей)
- С чем сравнивает автор артиллериста? Почему автор использует это сравнение? (С полотном, потому что артиллерист от испуга стал бледный как белая ткань)
- Ребята, почему, когда матросы пытались спасти мальчиков, старый артиллерист стоял, не предпринимая ничего? (Его сковал страх за детей, за сына)
- Действительно, когда человеку очень страшно, впервые секунды впадает в оцепенение, не может ничего сделать, особенно когда это касается самого близкого и родного человека.
- Когда он стал действовать? Зачитайте это эпизод. (с. 154. …но потом один из них оглянулся, и мы все услыхали пронзительный визг, и мальчики поплыли в разные стороны. Визг этот как будто разбудил артиллериста…).
- Что он сделал? (Он сорвался с места и побежал к пушкам. Он повернул хобот, прилег к пушке, прицелился и взял фитиль).
- Объясните выражение «сорвался с места». (Внезапно, стремглав без предупреждения отправиться куда-либо.
Найдите и зачитайте момент рассказа изображенный на иллюстрации.
(Он упал подле пушки и закрыл лицо руками).
- Почему он так повел себя? (Ему было страшно смотреть, что же там, после его выстрела).
- Кто главный герой произведения? (Артиллерист).
- Что можно сказать об этом человеке, какой он? (сильный, храбрый, смелый, мужественный, находчивый, решительный.)
2) Работа над сюжетом произведения. Работа в парах.
-Давайте восстановим последовательность событий в рассказе (на столах карточки)
-Что было сначала? Что потом? Перед вами план рассказа, как вы думаете, какое задание нужно выполнить? (восстановить последовательность частей). Давайте восстановим.
- Чья пара уже готова?
Появление акулы. (1. Остановка корабля)
Купание в море. (2. Купание в море)
Спасение маьчиков (3. Появление акулы)
Остановка корабля. (4. Стрельба из пушки)
Стрельба из пушки. (5. Спасение мальчиков) (Проверка с доской)
7.Творческая работа в группах.
-Итак, ребята, никогда не нужно теряться в различных ситуациях. Всегда старайтесь найти правильное решение, как это сделал отец одного из мальчиков.
-Наше путешествие благополучно закончилось. Мы возвращаемся в свой порт-класс, оживленные, радостные, что все закончилось хорошо.
-А сейчас я предлагаю вам выполнить творческую работу в группах. Вспомните, как нужно работать в группе. Повернитесь друг к другу.
Вам нужно собрать иллюстрацию по рассказу.
-Я очень рада, что вы прекрасно справились с этим заданием.
8. Итоговая беседа.
-Ребята, а что хотел показать нам автор этим рассказом? (Показать переживание отца, его любовь к сыну, показать опасности, подстерегающие детей).
- Ради чего написан рассказ? (Чтобы у читателей вызвать те чувства, которые испытывают герои, чтобы вызвать сопереживание героям рассказа).
- Сегодня мы прочитали о решительном и мужественном человеке, который своим смелым поступком спас жизнь двух мальчиков.
- Есть ли в наше время необходимость в таких людях? (да, т.к. в нашей жизни очень часто возникают ситуации, в которых требуется проявить находчивость и решительность, в которых смелость и мужественность отдельных людей оказывает решающее значение в сложных экстремальных ситуациях).
– Почему тогда рассказ назван “Акула”?
(Акула-причина ситуации, в которой артиллерист повёл себя решительно, по- геройски.)
(– Как по-другому можно назвать этот рассказ?
Ребята предлагает свои варианты. Если ребята сами не назовут, учитель должен подвести к заглавию “Поступок отца”.)
- В чем же тогда заключается основная мысль рассказа? (в том, что эти черты характера (решительность, находчивость, самообладание) помогают человеку в экстремальных ситуациях).
-У каждого человека в жизни бывают такие моменты, когда он не знает, как поступить, что ему делать дальше. Если в вашей жизни тоже наступит такой момент, я советую вам быть смелыми, решительными, хорошо обдумать ситуацию и принять правильное решение, как это сделал в рассказе его главный герой.
9. Домашнее задание. (Слайд)
Всему классу: выразительное чтение рассказа.
По выбору учащихся:
• придумать продолжение рассказа
• нарисовать иллюстрацию
• сочинить стихотворение об акуле
10.Рефлексия
Оцените свою работу. У каждого на парте кораблик с зеленым, синим, красным парусом.
Поднимите кораблик с зелёным цветом, если вы работали на 5;
Синим – 4; Красным – 3.
Ваши оценки поставлю в дневник и журнал.
(Звучит тихая музыка Ф.Листа «Грезы любви».)
На доске слайд: девочка со свечой.
-У русских людей есть традиция: всё доброе, светлое сбудется, если пожелать это пока горит свеча. (Зажигаю свечу)
-Пожелайте в душе самым близким, дорогим людям того, чего хотелось бы вам пожелать.
-А я желаю вам:
Любить свою Родину,
Стать лучшими среди замечательных людей.
-Мне было очень приятно побеседовать с вами. Спасибо за урок!
Работа в парах.
Охарактеризуйте письменно, какие качества старого артиллериста и мальчиков проявились в данном рассказе? Для этого возьмите листок портретов. Можно использовать словарик настроений (который у вас на столах), можно использовать свои слова. Запишите слова в столбиках. Приём “Черты характера”.)
Артиллерист: Мальчики:
1.________________________ 1._______________________
2._________________________ 2._______________________
3.__________________________ 3._______________________
4.__________________________ 4._______________________
5.__________________________ 5._______________________
Словарик настроений, чувств и характеров: |
Артиллерист: Мальчики:
Героизм Активные Страх Беззаботные Мужество Весёлые Находчивость Беззащитные Оцепенение Испуганные Радостный Ловкие Решительность Озорные Смелость Подвижные Отвагу Радостные |
Ответ: Смелость, отвагу, героизм, мужество, решительность, находчивость.
Ответ: Весёлые, озорные, радостные, испуганные, беззащитные.
Зачитайте свои варианты ответов.