«Зимний фестиваль знаний 2025»

Конспект урока музыки "Колокольный звон в России". Тема блока: «О России петь – что стремиться в храм»

Конспект урока.

Тема блока. О России петь – что стремиться в храм.

Тема урока. Колокольный звон в России.

Тип урока: углубление в тему блока «О России петь – что стремиться в храм».

Цель урока. Ввести учащихся в образный мир колокольного звона; расширить и углубить понимание разнообразия колокольного звона.

Олимпиады: Музыка 1 - 9 классы

Содержимое разработки

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 40» города Магнитогорска







Методическая разработка урока.



Тема: «О России петь – что стремиться в храм».


«Колокольный звон в России».

2 класс 2 четверть 6 урок.














Автор-составитель: Платицина Лариса Александровна



















2013-2014 учебный год

Конспект урока.


Тема блока. О России петь – что стремиться в храм.

Тема урока. Колокольный звон в России.

Тип урока: углубление в тему блока «О России петь – что стремиться в храм».

Цель урока. Ввести учащихся в образный мир колокольного звона; расширить и углубить понимание разнообразия колокольного звона.

Задачи.

1. Обучающая. Расширять кругозор учащихся. Приобщать к выразительному и осознанному исполнению песен. Расширять слуховой и вокальный багаж учащихся.

2. Воспитывающая. Воспитывать любовь и уважение к родному краю, стране, в которой живем, чьи образы воплощены в произведениях искусства.

3. Развивающая. Развивать интерес и уважение к национальным истокам и традициям русского народа. Развивать вокально-хоровые навыки и осознанное восприятие музыки; ассоциативное и образное мышление, зрительную и логическую, музыкальную память. Развивать эмоциональную сферу учащихся, способность к сотворчеству. С помощью ритмопластики развивать чувство ритма, координацию движений, умение координировать пение и движение.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного материала.

Личностные результаты.

  • Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;

  • Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками.


Метапредметные результаты.

  • Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

  • Продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;

  • Приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений.

Предметные результаты.

  • Формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;

  • Изучение основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых произведений;

  • Формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам музыкально-творческой деятельности;

  • Формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

  • Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям.

Методы и приёмы: видеометод; наглядно- слуховой; наглядно-выразительный; метод наблюдения за музыкой; метод не навязывать музыку, а убеждать ею; метод сопереживания и соучастия; размышления о музыке; эмоционального воздействия; закрепление пройденного; метод возвращения к пройденному и забеганию вперёд; практический; применение знаний; проверки знаний; метод драматургии.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, фортепиано, колокольчик, металлофоны.


Музыкальный материал:

  1. «Уральский хоровод» - вход в класс хороводным шагом с пением.

  2. «Уральская казачья»- пение с исполнением ритмического рисунка.

  3. «Росиночка-Россия» - исполнение песни с движением.

  4. Разные виды колокольного звона.

  5. М.П.Мусоргский «Великий колокольный звон».

  6. Карильон Петропавловской крепости. Исполняет Йо Хазен. «Танец маленьких лебедей» П.И.Чайковского.


Ход урока.

Организационный момент.

Вход в класс хороводным шагом под песню «Уральский хоровод» с пением, взявшись за руки. С окончанием песни рассаживаются по местам.


Учитель: - Какой инструмент сейчас звучит? (за ширмой звучит колокольчик).

Учащиеся: колокольчик.

Учитель: - Где используется звучание этого инструмента?

В нашем городе вы где-нибудь слышали колокольный звон?

Да, в храме.

Храм Вознесения Господня в Магнитогорске Челябинской области, вид с запада.

Смотрит вдаль с берегов отвесных 
Куполов золотой рассвет, 
Белых храмов – застав небесных 
Вечных истин забытый свет! 
Над волнами лугов цветущих, 
Среди сосен могучих крон, 
Над березовой стройной гущей 
Слышен меди призывный звон! 
.......  (Г.Васильев)



Звонница



За свою многовековую историю колокола в России из примитивных и мало благозвучных сигнальных приспособлений переросли в сложный и совершенный инструмент, достигающий порой весьма значительных размеров. Хотя Россия узнала колокола позже, нежели страны Западной Европы или христианского Востока, период заимствования и ученичества продлился недолго. Уже в XVI столетии Россия обошла все другие державы по числу и весу своих колоколов. В XVII столетии здесь отливались тысячепудовые колокола-гиганты, звон в которые производился особым способом - "в языки". Русский колокольный звон стал отличаться мощностью звучания и необыкновенной мелодичностью.

Сегодня мы познакомимся с некоторыми видами звона.

 Благовест – мерные удары в один большой колокол. Этим звоном верующие созываются в храм Божий к Богослужению. Благовестом возвещается благая, добрая весть о начале службы.

 Трезвон выражает особую христианскую радость, торжество;

 Перезвон - звон поочередно в каждый колокол (по одному или по несколько ударов), начиная с большого и до самого малого многократно.

 Перебор - медленный звон поочередно в каждый колокол по одному разу, начиная с самого малого и до большого, а после удара в большой колокол ударяют во все колокола вместе сразу, и так многократно.

 Набат – тревога.

Слушание разных видов звона. Обсуждение. Сравнение.



Композиторы в своём творчестве обращаются к русской колокольной традиции. Мы можем услышать колокольный звон в произведениях композиторов: Глинки, Свиридова, Прокофьева, Шостаковича, Рахманинова и других.

Вот один из примеров.

Слушание. Фрагмент из кантаты «Александр Невский» С.Прокофьева.

- Как вы думаете, в этом фрагменте Прокофьев, используя колокольный звон, хочет нам передать праздничность момента или тревогу?

- Значит, какой вид звона использует композитор в этом фрагменте?

М.Мусоргский Великий колокольный звон изобразил, используя симфонический оркестр и колокольный звон.

Слушание. Звучит фрагмент «Великий колокольный звон» М.Мусоргского.

- Как вы считаете, интонация этого фрагмента выразительная или изобразительная? Почему так решили?



- Как должен звучать колокол, если произошло тревожное событие? Радостное? (изобразить на металлофоне, колокольчике).

Давайте исполним русскую народную песню «Уральская казачья». Несколько человек будут аккомпанировать на колокольчиках и металлофонах, изображая колокольный звон.

- Как вы думаете, какой вид звона должен быть в этой песне? Почему?

Исполнение песни «Уральская казачья».

Существует инструмент, который состоит из множества колоколов. Этот инструмент называется карильон.

В России первый карильон появился благодаря Петру I, который заказал в Голландии двое механических курантов и карильон в 35 колоколов. Но запеть голландский карильон смог только четверть века спустя. Это произошло в Петербурге на колокольне Петропавловского собора. К сожалению, этот карильон погиб при пожаре в 1756 году. Вообще-то Петр усовершенствовал карильоны , так например один из трех отлитых карильонов имел стеклянные колокола ,говорят что были среди них хрустальные , которые разбились в результате военных действий. Остальные же (отлитые из меди) погибли при пожаре.

Карильон Петропавловской крепости.

Карильон состоит из колоколов числом не менее 23, а самый крупный на сегодняшний день состоит из 77 !

Его звукоряд имеет хроматический строй и приспособлен для воспроизведения музыки. 
Старейшим и общепризнанным карильоном является инструмент XV века, находящийся на колокольне собора Св. Ромбаутса в Мехелеке во Фландрии (Бельгия). 

Признанная столица карильонной музыки - бельгийский город Мехелен (Mechelen, или Малин, как его называют по-французски, от французского имени этого города в России и пошло выражение "малиновый звон"). В Мехелене проводится самый престижный международный конкурс, который носит имя бельгийской королевы - "Королева Фабиола", здесь проходят самые представительные фестивали и концерты колокольной музыки, а также научные конференции, посвященные теоретическим проблемам этого искусства. Интересно, что настройка карильонов до сих пор происходит по старинке - не по камертону, а по звуку скрипки.
Королевская школа карильона в Мехелене создала международный проект "Восстановление Петропавловского карильона", вдохновителем и основной "движущей силой" которого стал Йо Хаазен, нынешний директор школы. Этот человек сам лично взялся возродить в Нынешнем Санкт-Петербурге карильонское искусство и приложил очень много усилий чтобы там появился новый карильон. На осуществление этой мечты у него ушло долгих 12 лет, он сам лично искал спонсоров для этого дела.

Йо Хаазен



Слушание. Звучит карильон Петропавловской крепости. «Танец маленьких лебедей» П. Чайковский. Исполняет Йо Хаазен.

- Вы узнали это произведение?

Изначально «Танец маленьких лебедей» П.Чайковский написал для симфонического оркестра. А сейчас мы услышали в исполнении карильона.



На этом уроке мы познакомились с разными видами колокольного звона на Руси. Узнали новый музыкальный инструмент, как он называется?

Давайте закончим наш урок исполнением песни о нашей стране «Росиночка-Россия».

Исполнение песни «Росиночка-Россия» с движениями.




Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее