Тема: «Мягкий знак после шипящих на конце глаголов 2-го лица, единственного числа.»
Цели: - формировать практические навыки правильного написания окончаний глаголов в форме 2-го лица единственного числа;
- способствовать формированию умения сравнивать, обобщать, группировать, анализировать, формулировать свои мысли, высказывать их вслух;
- содействовать воспитанию культуры общения через работу в группах.
Задачи (шаги достижения цели):
-организовать пространство поиска, диалога, творчества;
-организовать обмен содержанием субъективного опыта между учениками;
-общение с учениками выстраивать на принципах сотрудничества;
- организовать атмосферу включенности каждого ученика в работу класса.
Оборудование: компьютер, проектор, экран;
-карточки с заданиями, маркеры;
- презентация.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
- Проверьте, пожалуйста, готовность своих рабочих мест к уроку.
- Повернитесь, пожалуйста, друг к другу и улыбнитесь.
-А теперь посмотрите на наших гостей, улыбнитесь им и скажите: «Мы рады Вас видеть».
- Ребята, я тоже очень рада вас видеть, видеть ваши улыбки, ваши глаза и, самое главное, ваше желание учиться.
- Садитесь, пожалуйста.
- Сегодня мне понадобится ваше внимание, поддержка и помощь. Готовы?
- Помните: все в наших руках! (слайд №1)
II. Актуализация знаний учащихся
1. Орфографическая пятиминутка. (Проверка, слайд №2)
2. -Начать наш урок я предлагаю с прослушивания стихотворения об одной удивительной части речи.
Ученица: Интересная часть речи
В русском языке живет:
Кто, что делает – расскажет,
Чертит, пишет иль поёт.
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит,
Все расскажет нам … (глагол)
-Действительно, глагол –это самая живая часть речи, которая обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий.
- Именно о глаголах и пойдет речь на нашем уроке.
- Чтобы определить тему урока, я предлагаю вам выполнить следующее задание.
1) Повторение изученного о правописании мягкого знака после шипящих.
Работа в группах.
1-я, 2-я группы
-Должны отобрать слова, в которых пишется Ь после шипящих, дописать его маркером и не пишется.
Ноч…, плащ…, скрипач…, вещ…, карандаш…, помощ…, рож…, кирпич…, молодеж…, обруч…, камыш…, дрож…
3- я группа
Должны отобрать слова, в которых не пишется Ь после шипящих.
Туч…, стрич…, береч…, задач…., рощ…, дач…, испеч…, прилеч…, увлеч…
(Дети доказывают свой выбор)
Создание проблемной ситуации. Постановка проблемы.
1) – Мы неслучайно начали урок с выполнения этого задания.
2) Как вы думаете, почему? (Это тесно связано с темой урока; речь пойдет о мягком знаке)
3) Внимание на экран: (слайд №3)
Подумай!
Читаеш? Умееш? Слушаеш? Стоиш?
- Какой частью речи являются данные слова? (глаголы)
- Вспомните все, что вы знаете о глаголе.
- Какие признаки объединяют эти глаголы в одну группу? (Это глаголы 2-го лица ед. числа с шипящим на конце.)
- Как вы думаете, почему после каждого глагола стоит вопросительный знак? (необходимо выяснить, пишется ли в этих глаголах мягкий знак)
-Кто догадался, какова же тема нашего урока? (Мягкий знак после шипящих на конце глаголов) (слайд №4)
- На какой вопрос мы с вами должны найти ответ? (Пишется ли мягкий знак после шипящих на конце глаголов 2-го лица ед.числа.)
- А вы как думаете? Какие есть предположения? (ответы учащихся)
III. Поиск решения проблемы.
–Предлагаю вам провести наблюдение. Лучше всего эту работу проводить на основе какого-либо текста. Я предлагаю взять пословицы. Сколько в них таится скрытого смысла, а главное, мудрых жизненных уроков.
–Вспомните, что такое «пословица»?
(Это краткое образное изречение, обобщающее различные явления жизни и имеющие поучительный смысл.)
- Как вы понимаете смысл данных пословиц? (слайд №5)
-Какой частью речи являются выделенные слова? (глаголы)
-В какой форме употреблены данные глаголы (в форме 2 лица ед. числа)
-Обсудите, что общего в личных окончаниях глаголов в форме 2-го лица ед.числа (пишется Ь)
-Сформулируйте вывод. (У глаголов 2-го лица единственного числа после шипящих пишется мягкий знак ) (слайд №6)
-Теперь вы можете ответить на вопрос: пишется ли мягкий знак на
конце данных глаголов? (слайд №7)
IV. Физкультминутка
-Раз сегодня мы говорим о глаголах , то и физкультминутка будет связана именно с этой частью речи.
- Встаньте, пожалуйста.
Как живешь? (Вот так!)
Как идешь? (Вот так!)
Как плывешь? (Вот так!)
Как бежишь? (Вот так!)
Как шалишь? (Вот так!)
Как сидишь? (Вот так!)
- Молодцы! Назовите глаголы, которые встретились в тексте этой физкультминутки.
-Что вы можете рассказать об этих глаголах? (Это глаголы 2-го лица ед. числа с шипящими на конце; пишется мягкий знак.)
V. Включение в систему знаний.
1) Работа над предложением. (слайд №8)
- Обратите внимание на экран.
- Прочитайте предложение.
(Утром я встаю, делаю зарядку, умываюсь, одеваюсь, завтракаю и иду в школу.)
- В какой форме употреблены глаголы в этом предложении? (В форме 1 –го лица ед. числа).
- Замените глаголы 1-го лица ед.числа на глаголы 2-го лица ед.числа. Запишите получившееся предложение.( 1 уч.-у доски)
(Утром ты встаешь, делаешь зарядку, умываешься, одеваешься, завтракаешь и идешь в школу.)(слайд 9)
- Дайте характеристику этому предложению. (Повествоват., невоскл, простое с однородными сказуемыми, распространенное.)
-Объясните расстановку знаков препинания.
-Подчеркните грамматическую основу.
-Выделите личные окончания глаголов.
-Что вы теперь знаете о написании глаголов в форме 2-го лица ед.числа с шипящими на конце? (пишется мягкий знак)
VI. Физкультминутка.
-Давайте немного отдохнем и поиграем в игру «Пишется – не пишется!» Я буду называть слова с шипящим на конце. Если в них надо писать Ь, то вы тянетесь вверх и хлопаете в ладоши.
Если мягкий знак не пишется, то вы приседаете. Готовы?
Стоишь Ключ
Мышь Рисуешь
Хорош Могуч
Скрипуч Плывешь
Стричь
-Молодцы! Садитесь, пожалуйста!
VII. Работа с учебником.
1) - Откройте учебник на стр. 92
-Прочитайте здание к упражнению №149
-Какую орфограмму надо знать, чтобы верно вставить буквы в этих глаголах?
-Спишите данные слова, вставляя нужные буквы.
(Работа в парах, взаимопроверка)
1) Работа в группах.
1-ая группа: - К данным глаголам необходимо подобрать и записать слова – антонимы. (антонимы -это противоположные по смыслу слова) (слайд №11)
ненавидишь -………………..любишь
сядешь - ……………встанешь
хвалишь - …………….ругаешь
найдешь - …………….потеряешь
строишь - ……………..ломаешь
VIII. Итог урока. Рефлексия.
1) –Давайте подведем итог урока.
-Какой вопрос стоял перед нами в начале урока? (пишется ли Ь после шипящих в глаголах 2-го лица ед. числа.)
-Знаете ли вы теперь вопрос на этот вопрос? (Да, знаем)
-Пожалуйста, ответьте на него.
-Поднимите руку те, кто считает, что он справится с этой учебной задачей.
-Какие вы молодцы!
2) –Предлагаю вам поиграть в игру «Верно – неверно». Я буду предлагать Вам различные утверждения. Если вы с ними согласны – ставьте «плюс», если не согласны – ставьте «минус». (3 ученика- по одному из каждой группы)
а) 1. В словах стричь, беречь, стеречь, жечь, нужно писать мягкий знак, так как это глаголы неопределенной формы.
2. В словах хорош, свеж, горяч не пишется мягкий знак, так как это краткие прилагательные.
3. У существительных мужского рода после шипящих пишется мягкий знак.
4. В словах чертишь, знаешь, ходишь нужно писать мягкий знак, так как это глаголы 2-го лица единственного числа.
5. В словах тишь, дрожь, мышь не пишется мягкий знак, так как это существительные женского рода.
б) –Проверьте себя: (слайд №17)
1+
2+
3-
4+
5-
-Поднимите руку, кто при выполнении этого задания не допустил ни одной ошибки.
-Молодцы! Оцените свою работу.
3) –Ребята! Вы отлично работали на уроке, мне было с вами легко и интересно. Я очень довольна вашей работой. Похлопаем друг другу.
-В тетради на полях покажите, с каким настроением вы уходите с урока.
- Спасибо всем за урок. (слайд №18)
- Урок окончен.