Конспект урока математики (УМК «Перспективная начальная школа»)
Ф.И.О. учителя: Смазнова Лариса Валентиновна
Класс: 3
Тема урока: «Алгоритм сложения столбиком»
Цель для учителя | Цель для обучающихся | Планируемый результат | Критерии оценки |
Организовать работу по знакомству с алгоритмом сложения столбиком. | Знать алгоритм сложения столбиком многозначных чисел. | Знание алгоритма сложения многозначных чисел столбиком. Умение выполнять сложение многозначных чисел столбиком. | Знание алгоритма сложения столбиком. Умение правильно записывать числа столбиком. Умение выполнять сложение по алгоритму. |
Задачи для учителя | Задачи для обучающихся |
|
|
1.Совершенствовать вычислительные навыки. 2. Повторить таблицу разрядов и классов. 3. Организовать работу по самостоятельному построению алгоритма сложения столбиком на основе пошагового выполнения соответствующих математических действий. 4.Обеспечить выявление обучающимися умений, необходимых для правильного применения алгоритма при выполнении вычислений столбиком. В данном случае, что при переходе через разряд, приходится «открывать» следующий разряд. 5.Формировать умение выполнять сложение столбиком, применяя алгоритм. 6. Учить оценивать свою деятельность. | 1. Вспомнить таблицу разрядов и классов. 2.Повторить поразрядный способ сложения с использованием разрядной таблицы. 3. Самостоятельное формулирование алгоритма сложения столбиком. 4. Поупражняться в вычислениях столбиком при решении выражений и задач. 5. Учиться самостоятельно применять новые знания. 6. Оценить свою работу. |
|
|
Оборудование к уроку: учебник, рабочая тетрадь № 1, таблица разрядов и классов, карточки по самооценке, карточки со знаками, карточки для индивидуальной работы.
Этапы урока, задачи в деятельности обучающихся | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
Организационно - мотивационный | Учитель организует класс на работу, проверяет готовность рабочего места обучающихся. Настраивает на хорошую работу. Мотивирует. -Для чего нам необходимы знания по математике? Обобщает ответы детей. | Обучающиеся проверяют готовность к уроку.
Отвечают на вопросы, высказывают свои мысли. | Познавательные УУД Общеучебные (контроль процесса) Личностные УУД Смыслообразование (развитие познавательных интересов, учебная мотивация) |
Целеполагание и постановка задач (планирование деятельности по достижению цели) Определить тему урока и сформулировать цель урока, наметить путь достижения цели через задачи. | Определение темы урока. Слушает, контролирует, обобщает. - Проанализируйте тему урока, выделите известное понятие. - Сформируйте цель урока. - Для чего нам нужно знать этот материал? ---- Где в жизни он может нам пригодиться? - Что мы должны сделать, чтобы эту цель достичь? -Какие задачи должны выполнить? 1. Устный счет. 2. Повторение. 3. Алгоритм -? 4. + 5. С.р. 6.Оценивание. - По каким критериям будем себя оценивать в конце урока? - Что знаете по данной теме? Определение прогностической оценки.
| Смотрят в учебник и определяют тему урока, проговаривают вслух (стр.63). Определяют знакомое понятие «сложение». Новое понятие «алгоритм». Формируют цель и задачи урока. -Познакомиться с алгоритмом сложения столбиком. Отвечают на вопросы, приводят примеры из жизни, где могут применить знания.
Определяют задачи урока.
Определяют критерии оценивания.
На листе самооценки отмечают прогностическую оценку.
| Познавательные УУД Поиск и выделение необходимой информации.
Личностные УУД (учебная мотивация)
Регулятивные УУД Выделение и формулирование познавательной цели в совместной деятельности, планирование (составление плана и последовательности действий) Коммуникативные УУД Умение находить общее решение, монологические высказывания детей.
Самооценка. |
Актуализация знаний обучающихся. | - Выполнение 1 задачи. 1. Игра «Догоняй-ка» Найти и соотнести правильные ответы. Соревнование по колонкам. 60-4 33 56 35:7 49-30 93 9 49:7 20+58 56 28 5*9 62+4 78 5 8*6 82-60 19 7 4*7 100-7 22 48 81: 9 40-7 66 45 7*8 2.Записать самое большое и самое маленькое числа, которые можно составить из цифр 8, 2, 4, 7. (2478, 8742) 3. Записать числа по названиям.
4. Записать записанные числа в порядке возрастания. Проверка. -Оцените свою деятельность. Учитель подводит итог работы.
| Осуществление взаимопроверки. Сверка с образцом на доске.
Обучающихся работают на индивидуальных карточках (дополнительные задания)
Работа в паре. Взаимопроверка с доски. Взаимооценивание.
Оценивают деятельность (+, ?, -) | Коммуникативные УУД Умение договариваться, находить общее решение.
Познавательные УУД Логические (подведение под понятие, анализ, синтез, сравнение, составление целого из частей) |
Открытие новых знаний (практическая деятельность обучающихся)
Физминутка
Формирование первичных умений на основе самоконтроля.
Формировать умение самостоятельно применять и использовать полученные знания. | Выполнение 2 задачи. Мотивирование. - Повторить таблицу разрядов и классов и компонентов при сложении. Выполнение 3 задачи. Работа по учебнику (стр.63, № 212) Поможем Маше и Мише правильно выполнить сложение данных чисел с помощью разрядной таблицы. Обращает внимание на запись чисел. И особое внимание на то, что слагаемые являются пятизначными числами и, что вычислении в «старшем» разряде слагаемых происходит переход через разряд, а это значит, что при записи результата приходится «открывать» следующий разряд. Обратить внимание на ? в таблице.
Организует работу в группах по составлению алгоритма сложения столбиком, № 215 Обобщает ответы детей. Обращает внимание на новое понятие «алгоритм», работа со словарём. -В каких различных жизненных ситуациях применяем алгоритм? Учитель дополняет ответы детей. (Последовательность действий, которую необходимо соблюдать для того, чтобы завести, притормозить или остановить автомобиль, посадить самолёт, включить стиральную машину, включить мобильную связь, выйти в Интернет и т.д.) Сложение многозначных чисел выполняется по аналогии со сложением трёхзначных чисел.
40528 40528 +76391 + 6351 -Оцените себя. Итог.
Осуществляет контроль.
Выполнение 4 задачи. Учебник № 213 Организует работу. Комментированное выполнение задания у доски. Контролирует, выявляет и исправляет ошибки. Организует работу в парах № 214. Выполнение 5 задачи. Организует самостоятельную работу в тетради на печатной основе стр.41 № 91
Осуществляет контроль. Оказывает помощь. Учебник № 217 Коллективное выполнение с комментированием у доски. -Оцените себя. Корректирует работу. Оказывает поддержку тем, кому она необходима. Организует работу по внесению соответствующих исправлений.
| Повторяют названия разрядов и классов. Названия компонентов при сложении (слагаемое, слагаемое, значение суммы, сумма) Проверка. Взаимопроверка. Взаимооценка.
Работают в тетради на печатной основе стр. 41. Один ученик объясняет, остальные выполняют записи в тетради.
Работают в группах. Формулируют алгоритм сложения столбиком, отвечая на вопросы учебника.
Проверка по группам. При затруднении обучающиеся могут обратиться за помощью к словарной статье (стр.149) Пересказывают словарную статью своими словами. Приводят примеры из жизни. Проверка. Взаимооценка. Задания повышенного уровня (для сильных детей). Выполняют сложение столбиком и проверяют по листу самопроверки. Оценивают себя на данном этапе. Составляют задачу по круговой схеме, определяют способ решения, записывают решение в тетрадь, проверяют сличение по образцу. Базовый уровень: получают карточку алгоритма работы с задачей. Взаимооценка.
Физминутку проводит ученик. Дети выполняют упражнения.
Выполняют задание с комментирование у доски. Сверяют результаты выполненных вычислений по образцам, записанным на доске (9920, 10832, 72264, 73892, 630845) Оценивание. (+, ?, - ) Выполняют ретроспективную самооценку. Сообщают результаты. Проверяют по цепочке (58987, 33705, 93500)
Читают задание. Составляют задачу по краткой записи, данной в таблице. Обратить внимание на направление стрелочек. Выполняют сложение столбиком. Самостоятельное оформление решения и вычисление задачи в тетрадях. Два ученика решают у доски. Проверка. 48257+1743=50000(т.) Ответ: 50000 тонн груза. При необходимости используются карточки для дополнительной индивидуальной работы для повышенного уровня. | Личностные УУД Смыслообразование (учебная мотивация)
Познавательные УУД Построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные УУД
Умение находить общее решение с товарищем, монологические высказывания детей. Умение продуктивно взаимодействовать в группе.
Регулятивные УУД
Познавательные УУД Выполнение действия по заданному алгоритму.
Регулятивные УУД Осуществление самоконтроля и контроля. Контроль в форме сличения способа действия и результата с заданным эталоном. Контроль в форме сличения способа действия и результата с заданным эталоном.
|
Рефлексивно-оценочный Формировать умение оценивать себя. | - Какую цель ставили в начале урока? -Достигли поставленной цели урока? -Все ли пункты плана выполнили? -Для чего надо знать алгоритм сложения столбиком? -По каким критериям будем оценивать свою работу? -Как вы можете оценить свою работу на уроке?
-Над чем ещё надо поработать? | Анализируют свои действия. Рассказывают о результате своей работы на уроке. Вспоминают критерии. Выполняют оценивание на листе самооценки.
Определяют, совпадает или не совпадает прогностическая оценка с итоговой оценкой в конце урока. Оценивают свою работу на листе самооценки (работа в группе, работа в паре, самостоятельная работа)
| Регулятивные УУД Учиться удерживать цель, осуществлять самоконтроль и оценку своих умений, осознание уровня и качества усвоения. Регулятивные УУД Оценка (осознание уровня и качества усвоения) |
Итог урока | Подводит итог урока. | Формулируют конечный результат работы на уроке. Делятся своим настроением в конце урока. | Коммуникативные УУД Умение с полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами. |