Тема: Ценность человеческой жизни. Джек Лондон, рассказ «Любовь к жизни». (5 класс)
Цель урока: выделяя подтексты и смыслы жизни, ответить на проблемный вопрос: в чём ценность человеческой жизни.
Тип урока: урок рефлексии
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД и технология оценивания , духовно-нравственное воспитание. |
I. Этап вводный: Мотивирование к учебной деятельности, актуализация знаний. | - Чтение эпизода: «До корабля оставалось теперь мили четыре, не больше. Он видел его совсем ясно. …Но ему не одолеть эти четыре мили. Он это знал и относился к этому спокойно. Он знал, что не проползёт и полумили. И всё-таки ему хотелось жить. Было бы глупо умереть после всего, что он перенёс. Судьба требовала от него слишком много. Даже умирая, он не покорялся смерти. Возможно, это было чистое безумие, но и в когтях смерти он бросал ей вызов и боролся с ней». - Что вас удивило в этом отрывке? Какой у вас возник вопрос? - Как вы думаете, что в этом отрывке является ключевым? (отношение человека к собственной жизни). Дорожил ли он ею? А почему? (ответы детей) - Формулируем тему урока: «Ценность человеческой жизни». - Формулируем цели урока (учащиеся предлагают свои цели урока).
|
Регулятивные УУД: Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока. В диалоге с учителем выработать критерии оценки своей работы. |
II. Основной этап: работа с текстом, анализ содержания текста. | - Предлагаю ответить на несколько вопросов, которые помогут решить проблемный вопрос урока: 1. Почему герой рассказа расстаётся с золотом, ради которого, судя по всему, приехал в эту «беспредельную и страшную пустыню»? Сразу ли он это делает? Почему? 2. Как вы объясните, что человек проходит некие этапы: сохранил, разделил и спрятал; высыпал половину на землю; выбросил? (учащиеся называют действия героя по учебнику). Как называется тот процесс, который происходит в душе героя? (переоценка ценностей). 3. Какие вещи человек считает для себя более важными? (обрывок одеяла, жестяное ведёрко и ружьё, объясняют, почему). 4. Для чего в рассказ введено сопоставление «волк-человек»? Учитель предлагает организовать групповую работу: - класс делится на 4 группы по 5 человек; - участники группы распределяют роли; - обсуждение проблемы в группах, время обсуждения 8 минут. 1 гр. анализируя отрывки текста, записывает качества человека; 2 гр. записывает качества волка; 3 гр. записывает качества Билла; 4 гр. определяет роль пейзажа в произведении. Продуктом групповой деятельности должна быть таблица, в которой будут зафиксированы ответы на поставленные вопросы. - представители групп (спикеры) зачитывают ответы; - обсуждение ответов и выводы по поставленным вопросам. 5. Что помогло герою выжить? Что привело к гибели Билла? 6. Почему Джек Лондон не даёт имени герою, называет его только «он» и «человек»? Вывод: Джек Лондон говорит не о конкретном человеке, а об образе человека, поставленного в критическую ситуацию. 7. Как постепенно меняется описание героя? Зачем автор уделяет внимание его внешности? Что движет человеком в его единоборстве с судьбой? В чём смысл названия рассказа? Известен факт, что многие люди в тяжёлые минуты жизни обращались именно к этому рассказу Джека Лондона. Как вы думаете, почему? Предположите варианты окончания рассказа: герой донёс золото до корабля, герой не добрался, погиб в дороге. Какова бы тогда была тональность рассказа? (тогда это была бы совершенно другая история. В первом случае - о человеческой удаче, во втором - о том, что стихия сильнее человека). Есть ли параллели между героем рассказа и самим Джеком Лондоном? (есть, это – отношение к жизни, желание бороться до конца в любых обстоятельствах). Учитель предлагает поработать в парах: один ищет цитаты в пользу жизни, другой – в пользу смерти. По ходу сопоставления отвечаем на главный смысловой вопрос: в чём ценность жизни для героя рассказа. 12. А в чём ценность человеческой жизни для вас, ребята?
| Познавательные УУД: Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную. Извлекать информацию, представленную в разных формах: сплошной текст, несплошной текст, иллюстрация, таблица, схема. Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением. Излагать содержание прочитанного текста подробно, сжато, выборочно. Осуществлять анализ и синтез. Устанавливать причинно-следственные связи. Строить рассуждения. Коммуникативные УУД: Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. Слушать и слышать других, принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. Выступать перед классом с сообщениями. Личностные УУД: Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному. Формирование восприятия текста, как произведения искусства. |
III.Заключительный этап: подведение итогов и рефлексия | Анализируя произведение, можно увидеть, что герой успешно преодолевает шесть из семи смертных грехов. Автор говорит, что в самых тяжёлых обстоятельствах человек способен вести себя достойно и оставаться ЧЕЛОВЕКОМ. - давайте нарисуем кластер на слово «преодоление», запишем, от каких жизненных привязанностей герою пришлось избавиться, чтобы сохранить саму жизнь. Последовательно записываем: любовь к деньгам, уныние, гнев, ненависть, любовь к еде, зависть к чужому богатству. Выводы по теме урока: физическое состояние героя на протяжении рассказа ухудшается. А жажда жизни не оставляет его. Природа сначала является для него врагом: погода ужасна и это делает ситуацию ещё напряженней. Но чувствуя, что не может сломить его ни дождём, ни снегом, ни столкновением с диким зверём, природа даёт ему шанс: появляется солнце, становится тепло и человек видит корабль, ползёт к нему из последних сил. Больной человек оказался сильнее больного волка. Он сумел превозмочь слабость, страх, одиночество. Наш герой отказался верить в предательство; для него жизнь была ценнее золота. Сила духа человека не знает границ. Если он захочет, он победит смерть. Любовь к жизни сильнее жажды денег, сильнее болезни, одиночества, страха. Сильных духом много, герой не одинок, поэтому у него нет имени. | Технология оценивания На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки, если докажет, что ученик завысил или занизил её. За письменные задания оценку определяет учитель. Ученик имеет право поправить оценку, если докажет, что она завышена или занижена. Алгоритм самооценки: 1 шаг: что нужно было сделать в этом задании? Какая была цель, что нужно было получить в результате? 2 шаг: удалось получить результат? 3 шаг: справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чём)? 4 шаг: справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью? Какую оценку ты себе ставишь? Необходимый уровень (базовый) – решение простой типовой задачи, где требуется применить сформированные умения и усвоенные знания, что необходимо всем. Это «хорошо, но не отлично». Программный уровень (повышенный) – решение нестандартной задачи, где требуется либо применить знания по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности – «отлично». Максимальный уровень - решение «сверхзадачи» по неизученному материалу с применением самостоятельно добытых знаний или самостоятельно усвоенных умений.
|
IV. Домашнее задание | Письменно ответить на один из трёх вопросов: 1. Чему учит нас рассказ Джека Лондона «Любовь к жизни»? 2. В чём актуальность этого рассказа? 3. В чём смысл жизни для меня? |
|