Урок чтения в 1 классе
УМК «Школа России»
Тема: Звуки [д], [д’]. Буква Д, д.
Цель: организовать деятельность учащихся по ознакомлению со звуками [д], [д’] и буквами, их обозначающими.
Задачи:
1) обучающая – выделять звуки в словах, давать характеристику звукам.
2) развивающая – создать условия для развития речи, памяти, мышления, внимания, развивать фонематический слух.
3) воспитывающая – создать условия для воспитания любознательности.
Тип урока: урок открытия нового знания
Планируемые результаты:
Предметные: научатся звуки [д], [д’] озвучивать, выявлять их характерные особенности.
Метапредметные :
Регулятивные: планирование – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; логические – выделять новые звуки в словах, по алгоритму давать характеристику звукам [д], [д’]; предметные – знакомиться со звуками [д], [д’] и буквами, их обозначающими.
Коммуникативные: управление коммуникацией – адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; умение работать в парах.
Личностные: самоопределение – проявляют готовность и способность к саморазвитию, проявлять самостоятельность и ответственность за выбор.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, наглядности, слайд-презентация, карточки зеленого, желтого и красного цветов, карточки со словами
Формы организации познавательной деятельности учащихся: парная, фронтальная.
Мотивирование к учебной деятельности.
Мы гостей сегодня ждали
И с волнением встречали.
Хорошо ли мы умеем
И читать, и отвечать?
Не судите очень строго,
Ведь учились мы не много.
- Улыбнитесь друг другу, подарите свои улыбки мне и нашим гостям. Ведь улыбки располагают к приятному общению, а теперь настроимся на работу – откроем ладошки новым знаниям и произнесём нашу волшебную фразу:
Я хочу много знать!
Вокруг нас так много интересного, стоит только оглянуться по сторонам. Но, в любом деле необходимо соблюдать определенные правила.
Не выкрикиваем |
Не перебиваем друг друга |
Мы слышим друг друга |
Учимся работать сообща |
- Я желаю вам успехов!
- Любое дело нужно начинать с разминки.
II. Разминка
Пользуясь лентой букв, ответьте на вопросы:
Какие гласные буквы указывают на мягкость согласных?
Какие гласные буквы указывают на твердость согласных?
Какие еще могут быть гласные звуки? (ударные, безударные)
Приведите пример согласных звонких звуков.
Приведите пример согласных глухих звуков.
Плавное чтение (на одном дыхании) слогов с изученными буквами
ма ро сы ди зу то не ба ки пу ле
оз ин ер ут аб ув ак им об ел ып
III. «Открытие» нового знания
Представьте, что вы в лесу. Этот лес наполнен чудесными звуками.
Что вы услышали? (звучит стук дятла)
-Кто же это?
- Что вы знаете о дятле?
- Дятел – птица умная. Стуча по дереву, он по звуку определяет местонахождение насекомых и старательно извлекает их из-под коры. Древесные насекомые, личинки, муравьи – любимая добыча этой птицы. У дятла очень длинный (для пернатых) язык. Для чего ему такой нужен? Дятел ведь не болтун! Языком из всяческих уголков он вытаскивает насекомых, приносящих дереву вред. Ведь не зря его называют «доктором леса». Дятлы бывают разные пестрый, черный(желна), зеленый.
- «Дятел жил в дупле пустом, дуб долбил, как долотом». На какие звуки обращает наше внимание дятел? (Звуки [д], [д’])
- В каких словах встретились эти звуки?
-Дайте характеристику звуков.
-Попробуйте сформулировать тему нашего урока.
-Кто может сказать, какой буквой обозначаются эти звуки?
- На что похожа буква Д?
Д – это домик аккуратный
С высокой крышею двускатной.
Вот стоит дымок пуская,
Буква Д труба печная.
IV. Первичное закрепление
Чтение слогов и слов
Прочитаем слоги с буквой Д.
ДА ДО ДЫ ДИ ДУ ДЕ
(хором, эхо)
Закройте глаза и послушайте (звучит шум моря)
-Где мы очутились?
- Откройте учебник с 104 , рассмотрите иллюстрацию.
-Что скрывают морские глубины?
-Кто плавает под водой? (водолазы)
-Какое оборудование нужно водолазам, чтоб не погибнуть под водой?
-Каких морских обитателей встретили аквалангисты?
-Вместе с сокровищами в сундуке водолазы нашли какие-то записи. Полная абракадабра!
СТЛПЗМЕДУЗАВАКИАКУЛАУПЗИ
ОВАБИКРАБТМТРЕСКАНБПОДР
УЫИУСАРДИНАСИУКРЕВЕТКАРЗ
- Ребята, здесь необходимо отыскать слова. У вас на карточках тоже есть эти ряды букв. Работа трудная. Но говорят: «Ум хорошо, а два - лучше». Поэтому я предлагаю поработать парами при поиске слов – друг другу поможете. Посмотрим, какая же пара у нас самая дружная? Это задание – на время. Возьмите карандаши и принимайтесь за работу. Время пошло.
(Первая пара, справившаяся с работой, выделяет слова в первом ряду букв на доске, вторая – во втором, третья – в третьем.)
-Что объединяет все эти слова? (обитатели морей)
2) словарная работа
-Прочитайте выделенные слова в столбиках самостоятельно и запомните их.
-Прочитайте слово, которое обозначает прозрачную жидкость (вода)
- Составим словосочетания со словом вода. Вода какая? (Чистая, мутная, газированная, минеральная, солёная)
- Что значит выражение «воды в рот набрать»? (Упорно молчать, ничего не говорить)
-Прочитайте слово, которое обозначает стремительно падающий с высоты поток воды (водопад)
Самый известный водопад Виктория находится в Африке. Он имеет высоту 107 м. Каждую минуту через этот водопад проносится около 100 млн. л воды.
– Прочитайте слово, которое обозначает человека, занимающегося подводными работами в специальной одежде (водолаз)
-Как думаете, почему водолаза именно так назвали ВОДОЛАЗ?
-Прочитайте остальные слова этого столбика. Что интересного заметили? (имеют отношение к воде)
Такие слова можно назвать родственными. Они составляют «семейку слов».
- Подберём ещё несколько слов для этой «семейки»
Водяное растение, служит пищей и убежищем для морских животных (Водоросли)
Сказочное существо, живущее в воде (Водяной)
3) чтение и анализ текста
-По иллюстрации на с.105 и прочитанным ключевым словам давайте попробуем определить, о чём будет текст?
-Давайте проверим предположение, прочитав текст.
1)Жужжащее чтение.
- Предположения наши подтвердились?
2) Чтение цепочкой
3)Чтение за диктором.
- Где работают водолазы?
- Почему их работа трудна?
- Что они делали на дне реки?
- Для чего нужно следить за состоянием опор мостов через реку?
- Для чего через водные пространства строят мосты?
Чтоб приехать в Крым к берегам Черного моря, минуя Украину, сейчас строится длинный мост через Керченский пролив. Работа эта очень важная, очень сложная. Через этот мост будут идти поезда, ехать машины. Над строительством этого гигантского моста трудится большое количество людей разных профессий, в том числе и водолазы. Мост этот будет самым протяженным в России — его длина составит 19 километров. Начало движения автомобилей по мосту запланировано на декабрь 2018 года.
3) работа с многозначным словом
Посмотрите, что увидели водолазы на дне моря. ЗВЕЗДА
-О какой звезде идет речь? (морская звезда)
-А какое значение еще имеет слово звезда? (звезда в небе, пятиконечная звезда на башне или погонах, известная личность)
-Составьте предложения со словом звезда в разных его значениях.
V. Рефлексия
- Какие моменты урока особо запомнились вам?
- Что получилось, а в чем были трудности?
Оценим свою работу на уроке. Я приготовила для вас сундучок и деньги трех цветов. Заполним копилку: если вам всё удалось и вы довольны собой, задания для вас были лёгкими - положите зелёную денежку, если у вас не всё получалось, но вы старались – положите желтую денежку, если было очень трудно и вам нужна помощь – красную.