«Зимний фестиваль знаний 2025»

Конспект урока истории "Дворцовые перевороты" (7класс)

Конспект урока "Дворцовые перевороты" составлен с учетом ФГОС и предназначен для обучающихся 7 классов.

Олимпиады: История России 6 - 11 классы

Содержимое разработки

Тема урока: Дворцовые перевороты

“Тут кротко или строго. Царило много лиц
Царей не очень много. А более цариц”. 


Л.Н.Толстой


Цель урока: познакомить учащихся с причинами, обстоятельствами и следствиями дворцовых переворотов в России XVIII в.


Задачи: 

  1. Образовательные: изучить новый материал. Дать представление о причинах и сущности дворцовых переворотов.

  2. Развивающие: развивать историческое мышление, устную речь, способность применять имеющиеся умения и навыки в поисках решения проблемных ситуаций.

  3. Воспитательные: воспитывать чувство патриотизма, уважение к    историческому прошлому страны.


Оборудование: компьютер, презентации, учебник, таблица, схема.

Формируемые УУД:


Личностные результаты: учебно-познавательная мотивация, мотивационная основа учебной деятельности, учебно-познавательный интерес, адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.


Регулятивные: волевая саморегуляция, контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия.


Познавательные: анализ, сравнение, обобщение, классификация, аналогия, структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале, построение речевых высказываний, использование общих приемов решения задач, использование знаково-символических средств, подведение под понятие, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.


Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.


Метапредметные результаты:


  • Уметь аргументировано отстаивать свою точку зрения; 

  • Принимать участие в обсуждении проблемных вопросов, сформулированных учителем и учениками во время урока; 

  • Способствовать формированию культуры межличностного общения 

способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания, вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия как в конце действия, так и по ходу его реализации;

  • Готовность к сотрудничеству, владение умениями, слушать партнера, формировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать её с партнерами.


Предметные результаты:


  • Систематизировать материал об эпохе дворцовых переворотов;

  • Объяснять значение понятий дворцовый переворот, Верховный тайный совет, временщики, «кондиции», престолонаследник; 

  • формирование уважительного отношения к истории своего Отечества как единого и неделимого многонационального государства;

  • формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнической, социальной, культурной самоидентификации личности: гражданственности, патриотизма, гуманистических и демократических ценностей;

  • формирование умений применять исторические знания, понятий аппарат и приемы исторического анализа;

  • развитие умений анализировать, сопоставлять и оценивать содержащиеся в различных исторических источниках информацию о событиях и явлениях прошлого, раскрывая ее познавательную ценность.


Тип урока: получение новых знаний.

Форма урока: традиционная.

Формы организации работы:

урок с использованием информационно – коммуникационных технологий (комбинированный).

Организационный момент:

Новые понятия: 

  • дворцовый переворот,

  • Верховный тайный совет,

  • Кондиции,

  • фаворит.


План урока:

  1. Причины и сущность дворцовых переворотов XVIII века;

  2. Ход переворотов (заполнение таблицы);

А) Екатерины I / 1725-1727.

Б) Петра II / 1727-1730.

В) "Верховники" / 1730. Попытка ограничить абсолютную власть российского монарха.

Г) Анна Иоанновна / 1730-1740. Бироновщина.

Д) Иван Антонович / 1740-1741.

Е) Императрица Елизавета Петровна / 1741-1761.

Ж) Петра III / 1761-1762.

3. Итоги дворцовых переворотов.

Ход урока:

  1. Повторение

Начало XVIII века связано с деятельностью Петра I. Мы подробно рассмотрели его реформы

КАКИЕ?

Петровские реформы: (называют учащиеся)

1. Устав о наследии престола 1722 год

2. Создание гвардии.

3. Принятие Табеля о рангах.

4. Реформы управления.

5. Реформы в области культуры.

области экономики, органов государственного управления, армии и флота.

А сегодня поговорим о тех событиях, которые произошли в России после смерти Петра Великого.

Непосредственно с темой нашего урока связаны два события, произошедшие в последние годы правления Петра I. Давайте вспомним эти события.

– Что, вы знаете о “Деле царевича Алексея”? 

(Дело царевича Алексея” побудило Петра изменить порядок наследования престола. В 1722 году он подписал указ.)

– Каково содержание указа 1722 года о порядке наследования престола?

1722 г. – Указ о престолонаследии:

По указу Петра от 5 февраля 1722 о престолонаследии император назначал себе преемника из числа лиц императорской фамилии. 
Петр I не успел назначить преемника. Сын Петра I – царевич Алексей Петрович умер в тюрьме до приведения приговора в исполнение.

См. документ


II. Изучение нового материала.


Сегодня на уроке мы начнём изучать новую эпоху, вошедшую в историю как Эпоха, когда в Российской империи верховная власть переходила из рук в руки преимущественно путем переворотов, которые совершались дворянскими группировками при поддержке и содействии гвардии. В течение 1725 - 1761 гг. на российском престоле сменилось шесть монархов.

Как можно назвать эту эпоху?


Ответ учащихся: Дворцовые перевороты

Запишите тему урока

Дворцовые перевороты


Цели нашего урока будут следующими:  

1.Выяснить причины и сущность дворцовых переворотов.

2.Охарактеризовать движущие силы дворцовых переворотов.

3.Углубить знания по данной исторической эпохе.


Хочется начать знакомство с дворцовыми переворотами стихами


“Тут кротко или строго. Царило много лиц
Царей не очень много. А более цариц”. 
Л.Н.Толстой


Также сегодня на уроке мы попытаемся ответить на вопрос:

Если бы Петр I дописал завещание, то, как пошло бы историческое развитие России XVIII века?


Дворцовый переворот – смена власти, совершавшаяся дворянскими группировками и руками гвардейских полков.

Итак, что же привело к дворцовым переворотам?


                              Причины дворцовых переворотов.


Дворцовые перевороты были связаны с несколькими событиями.

Итак, Петр I в 1722 году издает Устав о наследии престола, дававший право императору назначать себе преемника, но сам назначить не успел. При спасении матросов во время шторма Петр I заболел. Болезнь протекала очень быстро, и в январе 1725 году император умер, не объявив преемника. Последние слова его были: «Оставляю все …».

Петр не смог назначить себе преемника. Началась острая борьба различных группировок за власть, которая сводилась к выдвижению и поддержке того или иного кандидата на престол. Его наследники в силу разных причин не могли самостоятельно бороться за власть и нуждались в поддержке. Исход спора стала решать гвардия. Именно гвардия формировалась из дворян. Дворяне же очень устали от реформ Петра. Он заставил их изменить свой привычный образ жизни, принять западноевропейские обычаи. Петр установил для дворян пожизненную обязательную службу. Дворяне – гвардейцы были заинтересованы в дворцовых переворотах потому, что их организаторы – приближенные Петра и его родственники – расплачивались с ними привилегиями.


Запись в тетрадь.

Причины дворцовых переворотов:

  1. Усиление роли гвардии в государственных делах страны.

(которую Петр создал как привилегированную опору самодержавия. Гвардия стала реальной силой, на которую могли опираться монархи и претенденты на трон.)

  1. Указ Петра I о престолонаследии.

(Обострение проблемы престолонаследия в связи с указом 1722 года, сломавшего традиционный механизм передачи власти от отца к сыну. Монарх получил право назначать наследника по своему усмотрению.)

  1. Появление дворянских группировок, борющихся за власть.

(В ходе переворотов обострились противоречия между дворянскими группировками - новым дворянством, выдвинувшимся в годы Петра I, и родовой аристократией. Каждая группировка отстаивала свои интересы и привилегии.)

Движущие силы переворотов.

Главной силой переворотов была гвардия, «люди государственные», служилые, из разных сословий, не только дворяне, но все считавшие себя близким к двору и осознавшими свою ответственность за судьбу России.


Гвардия, «люди государственные», служилые, из разных сословий.


Итак, Петр Великий скончался 28 января 1725 года. Назначенного наследника нет. А на престол претендовали 4 человека:


Основных претендентов на престол было двое - жена Петра I - Екатерина Алексеевна и его внук Петр, дочери Анна и Елизавета тоже могли претендовать на престол. Была ещё родня по линии старшего брата Ивана, с которым Пётр начинал царствовать в 1682 г.

Сподвижники Петра во главе с Меншиковым А.Д. выступили за жену Петра, а родовая знать – Д.М.Голицын, В.В.Долгоруков - за его внука Петра Алексеевича.


- Кто же станет на престол?


Задания учащимся:

По ходу изучения темы необходимо заполнять таблицу (см. таблицу в пакете)

Таблица «Дворцовые перевороты»



Имя императора

Годы правления

сподвижники

1.



 



Самостоятельная работа с текстом учебника.

Откройте учебник на стр. 147 (5 абзац), найдите имя человека, ставшего на престол после Петра I.



- Екатерина I.

- У вас на столе лежит таблица, которую мы с вами будем заполнять по ходу урока.

  - Повторите, пожалуйста, имя, которое вы только что нашли в учебнике, запишите в таблицу.

- Назовите годы правления Екатерины I.

- Годы правления тоже внесите в таблицу.


Имя императора

Годы правления

сподвижники

1.

Екатерина I

1725-1727 г.г.

 Александр Меньшиков


Для решения вопроса о престолонаследии были созваны высшие чины империи. И когда чаша весов начала склоняться в пользу Петра, оказалось, что дворец окружен солдатами Семеновского и Преображенского полков, выведенных Меньшиковым в поддержку Екатерины. Никто из присутствующих не решился выступить против гвардии.


Императрицей была провозглашена Екатерина I. Ее первым министром был назначен А. Меньшиков. Для примирения враждующих сторон был создан Верховный тайный совет.


Запись в тетрадь.

Верховный тайный совет – высшее государственное учреждение в России в 1726-1730г.г., созданное Екатериной I в итоге борьбы за власть между отдельными группировками дворянства.



Главную роль в нем играл Александр Меньшиков. Екатерина правила недолго, в 1727 году она умерла.

- В графе «сподвижники» напишите имя человека, который         играл большую роль во время правления Екатерины I (Александр Меньшиков).


Выступление исследователя: (о ЕкатеринеI)

После смерти Екатерины I вновь стал вопрос о престолонаследии. Реальных кандидатов было трое: дочери Петра I: Елизавета и Анна, а также его внук Пётр.

- Давайте рассмотрим каждую кандидатуру в отдельности:

- Анна: не могла рассматриваться как серьёзный кандидат, т.к. по условиям брачного контракта с голштинским герцогом Карлом Фридрихом она отказывалась от престола за себя и своих детей.

- Елизавета: не выдерживала конкуренции в сравнении с представителями мужской линии. К тому же она так же, как и её сестра считалась незаконнорожденной.

- Понимая всю такую ситуацию, Меншиков начал сложную интригу в пользу великого князя Петра. Он рассчитывал выдать свою дочь Марию и породниться с царским домом. Причём, согласие на этот брак дала ещё императрица.

- Следующим претендентом стал Пётр II- внук Петра I, сын царевича Алексея Петровича последний представитель рода Романовых по прямой мужской линии.


Самостоятельная работа с учебником.

- Найдите, пожалуйста, кто следующий стал на престол?

- Давайте дальше заполним таблицу.


2.

Петр II.

1727-1730г.г.

Долгорукие


Выступление исследователя: (о Петре II)


Еще при жизни Екатерины I, Меньшиков начал сложную интригу в пользу великого князя Петра, видя в нем наиболее подходящую кандидатуру на престол после Екатерины. Он рассчитывал выдать свою дочь замуж за Петра и таким образом породниться с царским домом. Согласие на брак дала умирающая императрица. До совершеннолетия опекуном должен был стать Верховный тайный совет. После смерти Екатерины I на престол стал Петр II. Но воцарение Петра надежды Меньшикова не оправдало. Император почти не общался с Меньшиковым, проводя все время со своим сверстником Иваном Долгоруким. Меньшиков, обидевшись на Петра, написал прошение об отставке, рассчитывая, что юноша растеряется и будет просить его вернуться, но Петр сразу подписал прошение. А вскоре и расторгнул помолвку. Меньшиков был отправлен в ссылку, в Березов, где вскоре и умер. Теперь уже царской невестой была Екатерина Долгорукая, а страной от имени Петра правили Долгорукие. В 1730 г. во время очередной охоты четырнадцатилетний Петр простудился и умер. Как раз в день своей свадьбы.

 – В таблице, пожалуйста, заполните графу «сподвижники», написав имя того, кто фактически правил государством - Долгорукие.

   Вновь со всей остротой встал вопрос о престолонаследии. Реальная власть на время оказалась в руках Верховного тайного совета.


« Верховники»


Члены верховного тайного совета были обеспокоены усилением влияния Долгоруких. «Верховники» в нарушение завещания Екатерины I отвергли в качестве кандидатов на престол дочерей Петра I как незаконнорожденных.

Внимание членов совета было привлечено к дочерям царя Ивана- Екатерина и Анне. Выбор был сделан в пользу Анны- вдовы небогатого герцога Курляндского.

- Анна казалась вельможам послушной и управляемой, не склонной к деспотизму.

Пользуясь ситуацией, Верховники решили ограничить самодержавную власть, потребовав от Анны подписания определённых условий, так называемых «Кондиций». Согласно «Кондициям», реальная власть в России переходила к Верховному Тайному Совету, а роль монарха впервые сводилась к представительским функциям.

Запись в тетрадь.


Кондиции условия, которые существенно ограничивали власть императрицы.


Самостоятельная работа с учебником.

- Давайте продолжим заполнение таблицы, но для этого найдите в учебнике имя следующего претендента на престол.


3.

Анна Ивановна

1730-1740г.г.

Э.И.Бирон


Анна Ивановна была племянницей Петра I и дочерью Ивана V. В свое время она вышла замуж за герцога курляндского. На данный момент она была вдовствующей герцогиней курляндской. И «Верховники» решили пригласить ее на престол, но с условием, что Анна подпишет кондиции.


Анна согласилась с предъявленными условиями и стала правительницей России. Когда она приехала в Москву, дворянство и часть гвардии ей предложили уничтожить «кондиции». «Верховники» побоялись перечить императрице, и она разорвала подписанные ранее условия приглашения на престол. Верховный тайный совет был упразднен. Так при помощи гвардии был совершен второй дворцовый переворот. Долгорукие были арестованы и отправлены в Березов, где незадолго до этого умер Меньшиков.

Выступление исследователя: (о Анне Иоанновне)

Вместе с Анной из Курляндии прибыли многие прибалтийские немцы. Первым министром стал фаворит императрицы – Бирон.

Запись в тетрадь.

Фаворит – придворный, пользующийся особой благосклонностью монарха, получающий от него различные привилегии и оказывающий влияние на внутреннюю и внешнюю политику.

Правление Анны Ивановны вошло в историю под названием «Бироновщина».

С самого начала своего правления императрица была обеспокоена проблемой престолонаследия. Ей хотелось закрепить престол за потомками царя Ивана Алексеевича. Ко двору была приближена племянница императрицы - Анна Леопольдовна, которая становилась главным кандидатом на престол. К концу жизни императрицы у Анны Леопольдовны родился сын, сразу же объявленный наследником престола.

В октябре 1740 года Анна Ивановна умерла, назначив Бирона регентом при малолетнем императоре.

Самостоятельная работа с учебником.

-Итак, используя материал учебника, назовите имя следующего императора. Запишите это имя в таблицу. Сколько лет он правил?


4.

Иван Антонович (VI)

 1740-1741г.г.

Анна Леопольдовна


- Маленькому Ивану было два месяца, когда он был объявлен императором. Вся реальная власть сосредоточилась в руках Бирона. Заносчивость, высокомерие и честолюбие сделали его одиноким в высших кругах двора. Он не мог рассчитывать на поддержку кого бы то ни было. Заговор против временщика возглавил фельдмаршал Б.К.Миних. 9 ноября 1740г. он во главе гвардейского отряда арестовал Бирона и провозгласил регентшей при малолетнем императоре его мать, Анну Леопольдовну.

- Это имя запишите в последнюю графу вашей таблицы.

Это был третий переворот за пятнадцать лет. Правление Анны Леопольдовны не было отмечено никакими важными решениями. Правительница ничем не интересовалась. В гвардии вновь стало формироваться настроение в пользу смены власти. Наиболее популярной кандидатурой на императорский престол была дочь Петра I. В ночь на 25 ноября 1741 года произошел новый переворот. Анна Леопольдовна вместе со всей семьей была арестована.

Самостоятельная работа с учебником.

Запишите новое имя в таблицу и найдите в учебнике дату ее правления.

5.

Елизавета Петровна

1741-1761г.г.

А.Г.Разумовский

П.И.Шувалов

М.И.Воронцов.


Выступление исследователя: (о Елизавете Петровне)

КОЗЛОВ ДИМА


На престол взошла дочь Петра Великого - Елизавета Петровна. В ней сочетались страсть к нарядам, развлечениям, танцам с набожностью, строгими постами и богомольями. Государством Елизавета управляла через своих фаворитов и доверенных лиц – А.Г. Разумовского, П.И. Шувалова, М.И.Воронцова.

(Запишите эти имена в таблицу)

(Доп. Материал. «Елизавета Петровна» Ключевский В.О. Исторические портреты).


Для Елизаветы вопрос о наследнике престола был крайне важен. В 1742 году она назначила своим преемником своего племянника Петра Федоровича, сына Анны Петровны – внука Петра I. Вскоре Елизавета разочаровалась в племяннике. Он так и остался немецким принцем, равнодушным к России. В 1754 году Елизавета взяла на воспитание сына Петра и Екатерины, Павла и хотела передать ему престол. В декабре 1761 года Елизавета умерла. И на престол стал… помогите мне… (Петр III).

Самостоятельная работа с учебником.

Запишите в таблицу.

6.

Петр III

1761-1762г.г.



На престол стал племянник Елизаветы – Петр III.

(Доп. материал. «Петр III. Ключевский В.О. Исторические портреты М.1991г. с.245).


Выступление исследователя: (о Петре III)

Пётр III (1761 – 1762 гг.)

- Внук Петра I, сын цесаревны Анны Петровны и герцога Гольштейн-Готторпского Карла Фридриха. По линии отца был внучатым племянником шведского короля Карла XII и сначала воспитывался как наследник шведского престола.

Мать мальчика, названного при рождении Карл Петер Ульрих, умерла вскоре после его появления на свет, простудившись во время фейерверка в честь рождения сына. В 11 лет он потерял и отца.


Пётр рос боязливым, нервным, впечатлительным, любил музыку и живопись и одновременно обожал всё военное (однако боялся пушечной пальбы; эта боязнь сохранилась у него на всю жизнь). Именно с воинскими утехами были связаны все его честолюбивые мечты. Крепким здоровьем не отличался, скорее наоборот: был болезненным и хилым. По характеру Пётр не был злым; часто вёл себя простодушно. Отмечается также склонность Петра ко лжи и нелепым фантазиям. По некоторым сведениям, уже в детстве он пристрастился к вину.

Елизавета Петровна хотела закрепить трон по линии своего отца и, будучи бездетной, в 1742 году во время торжеств по случаю коронации объявила наследником российского престола своего племянника (сына старшей сестры). При первой встрече Елизавета была поражена невежеством своего племянника и огорчена внешним видом: худой, болезненный, с нездоровым цветом лица. Его воспитателем и учителем стал академик Якоб Штелин, который считал своего ученика достаточно способным, но ленивым, одновременно отмечая в нём такие черты, как малодушие, жестокость по отношению к животным, склонность к хвастовству. Обучение наследника в России длилось всего три года — после свадьбы Петра и Екатерины Штелин от своих обязанностей был отставлен.

Свадьба наследника была сыграна с особым размахом — так, что перед десятидневными торжествами «меркли все сказки Востока». Петру и Екатерине были пожалованы во владение Ораниенбаум под Петербургом и Люберцы под Москвой. Отношения Петра с женой не сложились с самого начала: она была интеллектуально более развита, а он, наоборот, инфантилен.

- В гвардии зрел заговор в пользу Екатерины.

28 июня 1762 г. Пётр был свергнут и арестован, а через неделю убит в пьяной драке А.г. Орловым. Это был пятый дворцовый переворот. На престол на долгие 34 года вступила Екатерина II, вошедшая в историю под именем Екатерина Великая.


Петр III царствовал всего 186 дней. Непредсказуемость императора, его пренебрежение русскими национальными и религиозными традициями сделали многих его противниками. В гвардии зрел заговор в пользу Екатерины.

28 июня 1762 года Петр III был свергнут и арестован, а через неделю убит в пьяной драке А.Г.Орловым. Это был пятый дворцовый переворот с момента смерти Петра I. На престол, на долгих 34 года, вступила Екатерина II, вошедшая в историю как Великая.


7.

Екатерина II

1762-1794г.г.

А.Г.Орлов, Потемкин


  • В. О. Ключевский так отзывался об этом событии: «К возмущённому национальному чувству примешивалось в ней (Екатерине) самодовольное сознание, что она создаёт и даёт Отечеству своё правительство, хоть и незаконное, но которое лучше законного поймёт и соблюдёт его интересы».


  1. Закрепление изученного материала.


Если бы Петр I дописал завещание, то, как пошло бы историческое развитие России XVIII века?


Выводы. Дворцовые перевороты не влекли за собой изменений политической, а тем более социальной системы общества и сводились к борьбе за власть различных дворянских группировок, преследовавших свои, чаще всего корыстные интересы. Были расширены привилегии дворянства, крепостное право достигает своего апогея (т.к. резко усилилась власть дворян над крестьянами). Укрепился абсолютизм и бюрократический аппарат. В целом социально-экономическая стабилизация и внешнеполитические успехи Елизаветы создавали условия для преобразований в эпоху Екатерины II.

Закрепление:

О каком правителе идёт речь?

 

1. В.О. Ключевский писал о ней «Наиболее законная из всех приемников и преемниц Петра I, но поднятая на престол мятежными гвардейскими штыками, она унаследовала энергию своего великого отца.     (Елизавета)

 

2. По мнению историка В.О. Ключевского, «…Это царствование – одна из мрачных страниц нашей истории, и наиболее тёмное пятно на ней - сама императрица…немцы посыпались в Россию, точно сор из дырявого мешка, облепили двор, обсели престол, забились на самые доходные места в управлении…»   (Анна Ивановна)

 

      3.     А.С. Мыльников – современный исследователь. «Несколько месяцев пребывания у власти с наибольшей полнотой выявили противоречивость характера …, его не только слабые и вызывающие сожаление, но и сильные привлекательные стороны. Почти все современники … отмечали такие черты характера императора, как жажда деятельности, неутомимость, доброта и доверчивость…Но наряду с этим они же писали о его вспыльчивости, гневливости, поспешности, отсутствии политической гибкости». (Петр III)

 

      4.     В.И. Буганов –советский историк. «Судьба бывшей портомои сложилась удачно, даже ярко – для женщины «подлого» происхождения. Как правительница она ничем себя не проявила; да и трудно было от неё этого ожидать. Самое важное в её жизни и судьбе - близость к великому человеку. Преобразователю России».   (Екатерина I) 


      5.     Е.В. Анисимов – современный историк. «Вообще, юный царь производил тяжелое впечатление на окружающих: гордый и капризный, он вырос человеком недобрым и скрытным. Отличался насмешливым, желчным умом и только одного человека ещё как-то слушался – свою старшую сестру Наталью. Но осенью 1728 года она умерла, и управы на царя-охотника уже не стало никакой». (Петр II). 


6. С.Н. Синегубов – современный исследователь. «Она оказалась во главе Российского государства по воле случая, что как нельзя лучше характеризует «эпоху дворцовых переворотов».   (Анна Леопольдовна)

Домашнее задание: прочитать параграф 20-21, ответить на вопросы.

- Посмотрите свою таблицу внимательно

Подведение итогов

Рефлексия

Тест: Дворцовые перевороты 1725-1762 гг

1.После смерти Петра I кто унаследовал российский престол?

а) Петр II Алексеевич, внук;         б) Анна, его дочь;            в) Екатерина, жена.

2. В годы царствования Екатерины I реальная власть принадлежала:
а) представителям старой знати (Е. А. Долгорукому, Д. М. Голицыну);
б) Сенату;             в) П. И. Ягужинскому;          г) А. Д. Меншикову.

3.Двор покинул Петербург и переехал в Москву в годы правили:
а) Павла I;      б) Петра I;  в) Екатерины I;        г) Анны Иоанновны; д) Петра II. 

  1. Указ Петра I о престолонаследии (1722г.) утверждал право государя: 
    а) передавать престол по наследству;
    б) самому выбирать и назначать наследника;
    в) вместе с Сенатом выбирать и назначать наследника.


5. Человек, который при дворе Анны Иоанновны играл основную роль:
а) Ушаков;               б) Бирон;                в) Остерман.



Тест: Дворцовые перевороты 1725-1762 гг

1.После смерти Петра I кто унаследовал российский престол?
а) Петр II Алексеевич, внук;         б) Анна, его дочь;            в) Екатерина, жена.

2. В годы царствования Екатерины I реальная власть принадлежала:
а) представителям старой знати (Е. А. Долгорукому, Д. М. Голицыну);
б) Сенату;             в) П. И. Ягужинскому;          г) А. Д. Меншикову.

3.Двор покинул Петербург и переехал в Москву в годы правили:
а) Павла I;      б) Петра I;  в) Екатерины I;        г) Анны Иоанновны; д) Петра II. 

  1. Указ Петра I о престолонаследии (1722г.) утверждал право государя: 
    а) передавать престол по наследству;
    б) самому выбирать и назначать наследника;
    в) вместе с Сенатом выбирать и назначать наследника.


5. Человек, который при дворе Анны Иоанновны играл основную роль:
а) Ушаков;               б) Бирон;                в) Остерман.



Карточка №1

Соотнесите имена российских правителей и их родственные связи:

а) Екатерина I;      
б) Анна Иоанновна;
в) Петр II;
г) Елизавета Петровна;
д) Петр III.


1) дочь Петра I;
2) внук Петра I;
3) внук Петра 1 и внучатый племянник шведского КОВ Карла XII;
4) жена Петра I;
5) племянница Петра I. 



Карточка №2


Расположите в хронологической последовательности царствование перечисленных ниже монархов:

а) Петр II;
б) Елизавета Петровна;
в) Екатерина II;
г) Петр III;
д) Иван Антонович;
е) Анна Иоанновна;
ж) Екатерина I. 




Карточка №3

1. На кого опирались правители во время дворцовых   переворотов? 

2. Кто меньше всего находился на престоле? Почему? Как вы думаете? 

3.Кто дольше всего был на престоле?




Крестики-нолики по теме «Дворцовые   перевороты»

Если да — то ставите Х Если нет — то ставите 0 


1

2

3

4

5

6

7

8

9


1.  Дворцовые   перевороты начались после смерти Петра I. (Да или нет)
2. Петр II – сын Петра I. (Да или нет)
3. Елизавета Петровна дочь Петра I. (Да или нет) 
4. Анна Иоанновна жена Петра I. (Да или нет)
5. Меньшиков был фаворитом Екатерины I (Да или нет)
6. Екатерина II – племянница Петра I. (Да или нет)
 7 . Петр III имеет отчество Федорович. (Да или нет) 
8. Петр II имеет отчество Иванович. (Да или нет) 
9.  Дворцовые   перевороты закончились с именем Екатерины II. (Да или нет) 






Указ Петра I о престолонаследии


16 февраля 1722 г. 

16 февраля 1722 г. император Пётр I издал указ о престолонаследии, согласно которому глава государства мог сам по своему усмотрению назначать себе преемника: «…дабы сие было всегда в воле Правительствующего Государя, кому оной хочет, тому и определить наследство, и определённому, видя какое непотребство, паки отменить, дабы дети и потомки не впали в … злость, …имея сию узду на себе. … дабы все наши верные поданные, духовные и мирские без изъятия, сей Наш устав пред Богом и Его Евангелием утвердили на таком основании, что вся, кто сему будет противен, или инако как толковать станет: тот за изменника почтён, смертной казне и церковной клятве подлежать будет».

Данный указ ломал вековые устои передачи власти от отца к сыну. Теперь государь мог назначить своим наследником кого пожелает, не следуя правилу первородства, если старший сын, по его мнению, оказывался непригодным для исполнения властных функций.




Таблица «Дворцовые перевороты»



Имя императора

Годы правления

Сподвижники

Последствия

(что изменилось)

1.



 


2.





3.





4.





5.





6.





7.









Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее