«Осенний фестиваль знаний 2024»

Конспект урока "Гражданская война и интервенция"

конспект урока можно использовать как в 11, так и в 9 классе. В результате изучения данной темы ребята могут сделать вывод о том, что трагедия Гражданской войны учит отказу от ненависти, от насилия и произвола как метода государственного строительства, всей организации жизни

Олимпиады: Всеобщая история 5 - 11 классы

Содержимое разработки


Тема занятия: «Гражданская война и интервенция»


Тип урока: урок формирования новых знаний

Вид урока: урок исследование

Оборудование: Учебник. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина История России. XX-начало XXI века;

информационные карты, мультимедийный проектор, раздаточный материал, интерактивная доска, карта «Гражданская война», перфокарты.

Цель урока:

- выяснить предпосылки и особенности Гражданской войны в России, рассмотреть расстановку противоборствующих сил в гражданском конфликте, их социальный состав и политические ориентации, последствия для судьбы страны в XX веке;

- совершенствовать умения учащихся работать с различного рода источниками информации, прежде всего, историческими источниками, исторической картой, анализировать факты, события, делать выводы;

- подвести учащихся к выводу о том, что трагедия Гражданской войны учит отказу от ненависти, от насилия и произвола как метода государственного строительства, всей организации жизни.

Учитель. (Вводное слово)

В 1917 году, как мы знаем, в России разворачивается самая страшная, самая беспощадная война. Эту войну россияне вели друг с другом, брат с братом, отец с сыном. Максимилиан Волошин точно определил настроение той эпохи,

Одни идут освобождать
Москву и вновь сковать Россию.
Другие, разнуздав стихию,
Хотят весь мир перековать.

И там и здесь между рядами
Звучит один и тот же глас:
“Кто не за нас, тот против нас.
Нет безразличных, правда с нами”.


Скажите, ребята, о каком историческом событии писал автор?/ответы детей/

Да, вы правы. Тема нашего занятия посвящена одному из самых сложных и дискуссионных вопросов отечественной истории «Гражданской войне »

Наша с вами задача выяснить причины гражданской войны, рассуждая и анализируя, выяснить, почему белое движение не смогло стать общенациональным движением против большевизма.

Для удобства в работе я предлагаю вам использовать информационную карту. Думаю, она вам поможет логически выстроить цепь изучаемых событий и систематизировать наши знания. Гражданская война стала одной из самых трагичных страниц нашей истории. Не побоюсь утверждать, что ее тяжелые последствия до настоящего времени разрушительно влияют на российскую государственность и общество.

Давайте вспомним значение этого понятия. (Дети достаточно легко дают определение понятия, т.к. оно уже неоднократно встречалось в курсе истории и требуется лишь его актуализация «Гражданская война – это война между гражданами одного государства). В дополнение учитель предлагает учащимся следующее определение:

Гражданская война – это вооруженная борьба между вооруженными группами населения, имевшая в своей основе глубокие социальные, национальные и политические противоречия. (академик Ю.А.Поляков) (учащиеся записывают определение в информационные карты)

Давайте обратимся к учебнику и отметим особенность, свойственную именно Гражданской войне в России: она сопровождалась иностранной военной интервенцией. (запись в информационные карты) Давайте определение понятию – военная интервенция.

Иностранная интервенция – военное вмешательство иностранных государств во внутренние дела другого государства. (учащиеся записывают определение в информационные карты)

ПРИЧИНЫ ИНТЕРВЕНЦИИ :

- разделаться с Советской властью

-защищали свою собственность

-боялись социалистического влияния

Всего 14 государств. Сильнейшие из них: Великобритания, Франция, США, Япония. Их войска высадились в Мурманске, Архангельске, Владивостоке, Крыму, Закавказье.(работа с настенной картой)

Почему же стала возможной Гражданская война в России? Каковы были ее предпосылки, т.е. предварительные условия? Давайте обратимся к учебнику. (Работа с учебником, учащиеся записывают предпосылки в информационную карту)

- Российская революция с самого начала несла в себе угрозу Гражданской войны потому, что она разделила общество на враждующие силы

- Ситуация усугублялась тем, что революционный процесс развивался в условиях мировой войны

- Бедность широких масс, слабость демократической культуры, также способствовали ожесточению борьбы

Таким образом общественный кризис к концу 1917 года не прекратился, а перешел из революционной фазы в фазу гражданской войны, несомненно, более тяжелую.

Теперь, зная условия, в которых началась Гражданская война, давайте определим ее причины. Сделать это нам поможет задание, которое содержится в информационной карте. В предложенном перечне, используя учебник, укажите причины Гражданской войны.

(Правильные ответы)

- Обострение социально-экономических и политических противоречий в результате смены власти и изменения формы собственности

- Экономическая политика большевиков

- Неприятие политическими противниками большевиков Брестского мира с Германией

- Доминирование в обществе психологической установки на конфронтацию и решение вопросов политики и повседневной жизни с оружием в руках

Как вы считаете, когда началась Гражданская война в России? (используя документы и текст учебника определите даты начала и окончания гражданской войны (ответы)

В научной исторической литературе существует несколько точек зрения по этому вопросу

Рушилась старая государственность, а вместе с ней и человеческие судьбы. В России население разделилось на два основных лагеря: белых и красных.

Как точно отметила Цветаева в одном из своих стихотворений «…пропасть пролегла от правого до левого крыла…».

Попробуйте самостоятельно определить социальный состав этих лагерей

белые красные

дворяне рабочие

интеллигенция часть интеллигенции

духовенство бедняки

казачество середняки?

буржуазия

кулаки


РАБОТА С ТАБЛИЦЕЙ (слайд)

вопросы

«БЕЛЫЕ»

«КРАСНЫЕ»

«ЗЕЛЕНЫЕ»

Дата создания

Конец 1917года

Январь 1918


Личности

Алексеев, Колчак, Корнилов, Деникин, Юденич,Врангель



Фрунзе,

Тухачевский,

Вацетис, Егоров

Махно

Вооруженные силы

Добровольческая армия

Красная армия

«Революционная повстанческая армия Украины»

Социальная основа

Офицеры, юнкера, казаки, интеллигенция

Фабрично-заводские рабочие, беднейшее и среднее крестьянство, маргинальные слои

Крестьяне, Дезертиры из Красной и Белой армий

Политическая основа

Кадеты, правые эсеры,

Монархисты, меньшевики

большевики

Националисты, анархисты



На этой таблице мы видим социальный состав противоборствующих сторон, попробуем сравнить их военные силы (ответы детей). Перевес на стороне белых интервенции, а победу одержали большевики. Почему?

Кто свои, а кто чужие в этой войне ?

«Белые придут – грабят,

Красные придут - грабят,

Куда крестьянину податься?» (из разговора крестьян)

«Эх. яблочко, цвета спелого,

Слева красного бьём, справа белого…»(из песни периода гражданской войны)

Почему так происходило. Почему они не поддерживали ни «красных» ни «белых». Об этом мы узнаем на следующем уроке

Подготовят сообщения те, у кого это задание есть в информационной карте и смотрите в электронном дневнике.

У вас на столах перфокарты куда вы должны нанести карту – схему расстановки сил «белых» и «красных» по этапам . Было дано опережающее задание и каждая группа работала с определенным этапом по учебнику. Маркерами наносили на свою карту-схему названия городов, которые связаны с военными действиями, направлениями движений воюющих сторон, имена командующих армий по этапам (Красным- все, что связано с Красной армией; синим –с Белой гвардией; черным – с интервенцией. После выполнения каждая группа должна была сделать сообщение о ходе войны по этапам)

Сообщения представителей групп

Почему белому движению не удалось добиться успеха???


Анализ деятельности противоборствующих сторон (опережающее задание для группы учащихся)

«КРАСНЫЕ»

«БЕЛЫЕ»

деятельность

значение

деятельность

значение

Январь . – декрет об организации РККА , июнь . – мобилизация военных специалистов

Рост численности армии, усиление за счет царских военных специалистов

Создание Добровольческой армии на юге

Не было сплоченности и единства действий


Создание Реввоенсовета и Совета рабочей и крестьянской обороны

Концентрация государственной власти, превращение страны в «единый военный лагерь»

Поддержка со стороны интервентов


Подрывало авторитет Белого движения


Восстановление смертной казни, расширение полномочий ВЧК, «красный террор»

Парализация, запугивание политических противников

«Белый террор»


Запугивание противников, народных масс


Массовая пропаганда среди населения

Психологическая поддержка, энтузиазм разных слоев общества

Идеология «непредрешенчества» лозунг «единой и неделимой России»

Не затрагивала серьезных проблем, оттолкнула национальные силы


Политика «военного коммунизма»

Сосредоточение всех материальных ресурсов в руках советского государства

Отмена «Декрета о земле»


Отталкивание крестьянства от «белого движения»




1 вопрос. Подумайте, был ли победитель и Гражданской войне?.

Примерный ответ учащихся(Нет. Страдали люди, и стой и с другой стороны, погибло много народа, страна оказались в очень сложном положении. Миллионы погибших и умерших от голода и болезней, физическое уничтожение целых классов и социальных групп, двухмиллионная иммиграция, гибель многих сокровищ русской культуры, раскол общества - все это можно отнести к последствиям кровавого гражданского конфликта. А по мнению некоторых историков, поражение белого движения, уничтожение оппозиции привели в будущем к установлению тоталитарной власти в нашей стране, т. е. становится очевидно, что в годы Гражданской войны проиграли все - и победители и побежденные.)

Работа в группах:

2 вопрос. Каковы причины поражения «белых»

3вопрос. Каковы причины победы «красных»

4 вопрос. Какие уроки должно извлечь общество из гражданской войны, чтобы не повторить ошибок прошлого?

(Урок, который должно извлечь из прошлого наше общество, наше правительство, казалось бы, очевиден - необходимо сделать все зависящее от нас, чтобы исключить возможность повторения гражданской войны. Но, к сожалению, этого пока не происходит. Мы становимся свидетелями столкновения разных ветвей власти в 1993, имеющее кровавые последствия, попытки вернуть старые порядки в 1991 г. И. конечно нельзя не затронуть страшную трагедию чеченской войны. Необходимо накапливать опыт мирного разрешения конфликтов, быть толерантными. Оставаться в любой ситуации людьми )

ЗАКРЕПЛЕНИЕ: работа с тестами на интерактивной доске

Рефлексия

Цель: Умение давать самооценку.

В информационной карте заполните схему, определив свою оценку на сегодняшнем уроке в 10-ти бальной системе.

Ответьте на вопросы.

Вопросы

а) Как Я работал:

глубоки знания – 9-10 баллов;

частично усвоил материал – 7-8 баллов;

мало что понял – 4-5 баллов?

б) Как МЫ работали:

четко, согласовано – 9-10 балов;

нарушали ритм – 7-8 баллов;

неорганизованно – 4-5 балл?

в) ДЕЛО:

тема изучена глубоко – 9-10 баллов;

тема изучена частично – 7-8 баллов;

затруднения в новом способе получения знаний – 4-5 баллов?

\





































Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее