Тема: Антарктида. Особенности природы Антарктиды.
Цель:
сформировать образ Антарктиды, как уникального природного комплекса, который сформирован при взаимодействии компонентов;
раскрыть особенности исследования материка Антарктида;
развивать аналитико-синтетические способности через написание синквейна;
воспитание бережного отношения к природе через осознание уязвимости природного мира Антарктиды, его неповторимости и уникальности.
Предметные УУД:
Знать понятия : Антарктика, кромка плавучих льдов, айсберги, Мировой полюс холода, Южный полюс;
Уметь : давать характеристику географического положения материка; решать географические задачи, уметь наносить на контурную карту береговую линию Антарктиды, Южный полюс, крайнюю точку.
Коммуникативные УУД
Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
Регулятивные УУД
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
Личностные УУД
Оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей.Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения
Методы организации учебной деятельности:
объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный),
репродуктивный,
частично-поисковый.
Оборудование: физическая карта мира, карта Антарктиды, атласы.
Этапы урока | Содержание урока Проанализируйте представленную информацию. – Антарктида – самое холодное место на Земле, а также самое ветреное. Самая низкая зарегистрированная температура составляет минус 89 градусов Цельсия в 1983-м, в то время как в самый тёплый день лета она достигала около 15 градусов у побережья. – Один из самых интересных фактов об Антарктиде – противоречие между сухим климатом и количеством воды (70% воды на Земле). Этот континент – самое сухое место на планете. Фактически весь Южный полюс получает в среднем 10 см осадков ежегодно. Влага испаряется под действием мощнейших ветров, достигающих скорости 320 км/ч. – Это единственный континент без часового пояса. Сообщества учёных в Антарктиде склонны сохранять время своей родины, или часовой пояс линии доставки, которая доставляет им еду и другие товары. За несколько секунд здесь можно обойти все 24 часовых пояса. – Предложите свой вариант проблемного вопроса к уроку. В чём причины особенностей природы Антарктиды? Какие у вас будут гипотезы? |
Проблемная ситуация и актуализация знаний. | |
Поиск решения. | 1. – Работа в группах. Первая группа – географы-картографы. – Используя текст на с. 214 и план описания географического положения материка на с. 375, определите географическое положение Антарктиды. – Определите: 1) Координаты крайних точек мыс Сифре ___________________ 2) Определите особенности береговой линии Антарктиды. 3) Выполните задание 2 в рабочей тетради: подпишите на контурной карте все объекты, характеризующие географическое положение этого материка. 4) Наибольшая протяжённость с севера на юг и запада на восток. – Сравните географическое положение и площадь Антарктиды с географическим положением и площадью других, уже изученных материков. Вторая группа – геологи. – Используя текст на с. 214–216 и план описания рельефа (1–5-й пункты), с. 376, определите, какими контрастами характеризуется поверхность материка. – Используя рис. 39.2 на с. 216, расскажите о подлёдном рельефе Антарктиды. По каким признакам современные исследователи разделяют материк на Западную и Восточную Антарктиду? – Известный полярный исследователь Антарктиды Евгений Иванович Толстиков писал, что Антарктида похожа на «перевёрнутую тарелку». Почему возникло такое сравнение? – Известно, что лёд Антарктиды медленно перемещается от центра ледяного купола к его краям. Каковы следствия этого постоянного движения льда? Третья группа – климатологи. – Используя текст на с. 216–217 и план описания климата на с. 376, определите климатические особенности Антарктиды. – Используя план анализа климатической диаграммы, выполните задание на с. 216. Какому типу климата соответствует каждая климатограмма? – Выполните задание 5 в рабочей тетради. – Объясните, почему климат Антарктиды более суров, чем климат Арктики. – Антарктиду называют страной морозов и жестокого солнца. Как вы понимаете смысл этого образного названия? – Антарктиду называют землёй ветров. Нередко ветры достигают здесь скорости до 45 м/с, или 160 км/ч. В чём причины столь частых и сильных антарктических ветров? Четвёртая группа – биогеографы. – Используя текст на с. 217–218 и карты атласа, составьте характеристику природных зон Антарктиды. Используйте план описания природной зоны на с. 377. – Составьте словесное образное описание природных зон материка. – Каковы особенности органического мира Антарктиды? – Оазисы есть в Африке, есть и в Антарктиде. Как вы считаете, есть ли у них общие черты или только различия?
|
Первичное закрепление
| Обмен мнениями по проделанной работе. Как ответим на основной вопрос урока? |
Диагностика усвоения нового материала
| 1. Окраинные части Антарктиды пересекаются: а) экватором; б) Северным полярным кругом; в) Южным полярным кругом; г) Южным тропиком. 2.В основании большей части Антарктиды лежит: а) древняя платформа; б) область древней складчатости; в) область молодой складчатости. 3. Наибольшая мощность ледникового купола отмечается: а) у побережий; б) в центре материка. 4. Главной причиной малого количества солнечного тепла, получаемого Антарктидой в январе, является: а) маленький угол падения солнечных лучей; б) высокая отражательная способность поверхности; в) наличие полярной ночи. 5. Климат центральной части материка отличается от климата побережий: а) более высокими температурами и большим количеством осадков; б) более высокими температурами и меньшим количеством осадков; в) более низкими температурами и большим количеством осадков; г) более низкими температурами и меньшим количеством осадков. 6. Среди представителей животного мира в Антарктиде отсутствуют: а) хищники; б) травоядные. 7. Особые климатические условия антарктических оазисов формируются вследствие действия: а) внутреннего тепла Земли; б) солнечного тепла; в) деятельности человека. 8. Полюс холода Антарктиды расположен: а) на станции «Восток»; б) на Южном полюсе; в) на леднике Росса; г) на станции «Мирный». 9.Самые крупные пингвины в Антарктиде: а) Адели; б) королевский;(императорский) в) Магеллана. |
взаимопроверка, выставление оценок |
«5»- 9баллов «3»-5-6 баллов «4» - 7-8баллов «2»- менее 5 |
Итог урока. |
– Какую работу мы сегодня выполняли? – Чему научились? – Кто или что вам помогало справиться?
|
Домашнее задание | § 39, задание 4 в рабочей тетради, задание 4, 5, с. 219 (по желанию).
|