«Осенний фестиваль знаний 2024»

Конспект урока географии по теме Антарктида.Особенности природы.

разработка конспекта урока географии 7 кл. по теме:Антарктида.Особенности природы Антарктиды.

ФГОС.Школа 2100.авторы учебника И.В Душина,Т.Ю Прилута,Т.Л.Смоктунович.

Конспект составлен на основе разработок шолы 2100.

Содержит УУД.

Олимпиады: География 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Тема: Антарктида. Особенности природы Антарктиды.

Цель:

  • сформировать образ Антарктиды, как уникального природного комплекса, который сформирован при взаимодействии компонентов;

  • раскрыть особенности исследования материка Антарктида;

  • развивать аналитико-синтетические способности через написание синквейна;

  • воспитание бережного отношения к природе через осознание уязвимости природного мира Антарктиды, его неповторимости и уникальности.

Предметные УУД:

Знать понятия : Антарктика, кромка плавучих льдов, айсберги, Мировой полюс холода, Южный полюс;

Уметь : давать характеристику географического положения материка; решать географические задачи, уметь наносить на контурную карту береговую линию Антарктиды, Южный полюс, крайнюю точку.

Коммуникативные УУД

Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Регулятивные УУД

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Личностные УУД

Оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей.Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения

Методы организации учебной деятельности:

  • объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный),  

  • репродуктивный,

  • частично-поисковый.

Оборудование: физическая карта мира, карта Антарктиды, атласы.





Этапы урока

Содержание урока

Проанализируйте представленную информацию.

– Антарктида – самое холодное место на Земле, а также самое ветреное. Самая низкая зарегистрированная температура составляет минус 89 градусов Цельсия в 1983-м, в то время как в самый тёплый день лета она достигала около 15 градусов у побережья.

– Один из самых интересных фактов об Антарктиде – противоречие между сухим климатом и количеством воды (70% воды на Земле). Этот континент – самое сухое место на планете. Фактически весь Южный полюс получает в среднем 10 см осадков ежегодно.

Влага испаряется под действием мощнейших ветров, достигающих скорости 320 км/ч.

– Это единственный континент без часового пояса. Сообщества учёных в Антарктиде склонны сохранять время своей родины, или часовой пояс линии доставки, которая доставляет им еду и другие товары. За несколько секунд здесь можно обойти все 24 часовых пояса.

– Предложите свой вариант проблемного вопроса к уроку.

В чём причины особенностей природы Антарктиды? Какие у вас будут гипотезы?

Проблемная ситуация и актуализация знаний.


Поиск решения.

1. – Работа в группах.

Первая группа – географы-картографы.

– Используя текст на с. 214 и план описания географического положения материка на с. 375, определите географическое положение Антарктиды.

– Определите:

1) Координаты крайних точек мыс Сифре ___________________

2) Определите особенности береговой линии Антарктиды.

3) Выполните задание 2 в рабочей тетради: подпишите на контурной карте все объекты, характеризующие географическое положение этого материка.

4) Наибольшая протяжённость с севера на юг и запада на восток.

– Сравните географическое положение и площадь Антарктиды с географическим положением и площадью других, уже изученных материков.

Вторая группа – геологи.

– Используя текст на с. 214–216 и план описания рельефа (1–5-й пункты), с. 376, определите, какими контрастами характеризуется поверхность материка.

– Используя рис. 39.2 на с. 216, расскажите о подлёдном рельефе Антарктиды. По каким признакам современные исследователи разделяют материк на Западную и Восточную Антарктиду?

– Известный полярный исследователь Антарктиды Евгений Иванович Толстиков писал, что Антарктида похожа на «перевёрнутую тарелку». Почему возникло такое сравнение?

– Известно, что лёд Антарктиды медленно перемещается от центра ледяного купола к его краям. Каковы следствия этого постоянного движения льда?

Третья группа – климатологи.

– Используя текст на с. 216–217 и план описания климата на с. 376, определите климатические особенности Антарктиды.

– Используя план анализа климатической диаграммы, выполните задание на с. 216. Какому типу климата соответствует каждая климатограмма?

– Выполните задание 5 в рабочей тетради.

– Объясните, почему климат Антарктиды более суров, чем климат Арктики.

– Антарктиду называют страной морозов и жестокого солнца. Как вы понимаете смысл этого образного названия?

– Антарктиду называют землёй ветров. Нередко ветры достигают здесь скорости до 45 м/с, или 160 км/ч. В чём причины столь частых и сильных антарктических ветров?

Четвёртая группа – биогеографы.

– Используя текст на с. 217–218 и карты атласа, составьте характеристику природных зон Антарктиды. Используйте план описания природной зоны на с. 377.

– Составьте словесное образное описание природных зон материка.

– Каковы особенности органического мира Антарктиды?

– Оазисы есть в Африке, есть и в Антарктиде. Как вы считаете, есть ли у них общие черты или только различия?




Первичное закрепление


Обмен мнениями по проделанной работе.

Как ответим на основной вопрос урока?

Диагностика  усвоения нового материала


1. Окраинные части Антарктиды пересекаются:

а) экватором; б) Северным полярным кругом; в) Южным полярным кругом; г) Южным тропиком.

2.В основании большей части Антарктиды лежит:

а) древняя платформа; б) область древней складчатости; в) область молодой складчатости.

3. Наибольшая мощность ледникового купола отмечается:

а) у побережий; б) в центре материка.

4. Главной причиной малого количества солнечного тепла, получаемого Антарктидой в январе, является:

а) маленький угол падения солнечных лучей; б) высокая отражательная способность поверхности;

в) наличие полярной ночи.

5. Климат центральной части материка отличается от климата побережий:

а) более высокими температурами и большим количеством осадков;

б) более высокими температурами и меньшим количеством осадков;

в) более низкими температурами и большим количеством осадков;

г) более низкими температурами и меньшим количеством осадков.

6. Среди представителей животного мира в Антарктиде отсутствуют:

а) хищники; б) травоядные.

7. Особые климатические условия антарктических оазисов формируются вследствие действия:

а) внутреннего тепла Земли; б) солнечного тепла; в) деятельности человека.

8. Полюс холода Антарктиды расположен:

а) на станции «Восток»; б) на Южном полюсе; в) на леднике Росса; г) на станции «Мирный».

9.Самые крупные пингвины в Антарктиде:

а) Адели; б) королевский;(императорский) в) Магеллана.

взаимопроверка,

выставление оценок

  1. в, 2- а, 3-б, 4-б, 5- а, 6- а, 7- б, 8-а,9-б.

«5»- 9баллов «3»-5-6 баллов

«4» - 7-8баллов «2»- менее 5


Итог урока.


– Какую работу мы сегодня выполняли?

– Чему научились?

– Кто или что вам помогало справиться?


Домашнее задание

§ 39, задание 4 в рабочей тетради, задание 4, 5, с. 219 (по желанию).




Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее