«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Конспект урока физической культуры по разделу программы «спортивные игры (волейбол)» для учащихся 5а класса

Тема урока: «Волейбол. Нижняя подача мяча. Развитие координационных способностей.».

Цели урока: Обеспечить овладение учащимися техникой нижней прямой подачи мяча на уровне «закрепления приобретенного элементарного умения и формирование двигательного навыка», а также развитие физических и личностных качеств, характерных для разучиваемого приема игры в волейбол, формирование необходимых знаний для его успешного освоения.

Олимпиады: Физическая культура 1 - 11 классы

Содержимое разработки

КОНСПЕКТ УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

ПО РАЗДЕЛУ ПРОГРАММЫ «СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ (ВОЛЕЙБОЛ)» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5А КЛАССА



Тема урока: «Волейбол. Нижняя подача мяча. Развитие координационных способностей.».


Цели урока: Обеспечить овладение учащимися техникой нижней прямой подачи мяча на уровне «закрепления приобретенного элементарного умения и формирование двигательного навыка», а также развитие физических и личностных качеств, характерных для разучиваемого приема игры в волейбол, формирование необходимых знаний для его успешного освоения.

Основные задачи:

1.Разучить нижнюю прямую подачу мяча: подача мяча в стену, подача мяча в парах- через ширину площадки с последующим приемом;

2 Провести комплекс общеразвивающих упражнений с мячом

3. Разучить подвижную игру «Подай и попади».

4.Содействовать развитию силовых и скоростно-силовых качеств мышц рук и плечевого пояса, игровой ловкости, внимания применительно к специфике нижней прямой подачи мяча в волейболе.

5.Способствовать воспитанию сознательной дисциплинированности, трудолюбия, чувства коллективизма, смелости и решительности

6.Содействовать формированию у учащихся знаний об особенностях техники нижней прямой подачи мяча, основополагающем значении изучаемого приема в технико- тактической подготовке волейболиста.



Формируемые УУД:


предметные: иметь первоначальные пред­ставления о технике нижней прямой подачи; организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность с помощью общераз­вивающих упражнений с мячом и подвижной игры «Подай и по­пади»;


метапредметные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, определять общие цели и пути их достиже­ния; договариваться о распределении функций и ролей в совмест­ной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; конструктивно решать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;


личностные: развитие мотивов учебной деятельности, ответственного отношения

к порученному делу; понимание физической культуры как средства организации здорового образа жизни, профилактики вредных привычек; бережного отношения к собственному здоровью и здо­ровью окружающих.






Место проведения урока: спортивный зал размером 24х12 м.


Время проведения урока: 8.30. – 9.15.


Необходимое оборудование и инвентарь:

  • волейбольные мячи– 24 шт.;

  • волейбольная сетка – 1 шт.;

  • секундомер

  • свисток














Части урока и их продолжи- тельность



Частные задачи к конкретным видам упражнений



Содержание учебного материала


Дозировка


Организационно-методические указания

1

2

3

4

5



Вводно - подготовительная часть - 11 минут

Обеспечить начальную организацию и эмоционально- психологическую готовность учащихся к уроку

1.Организованный вход в зал в колонне по одному с последующим построением учащихся в одну шеренгу, обмен приветствиями




30 сек

Требовать от учащихся согласованности действий, быстроты и четкости выполнения команд

Создать целевую установку на достижение конкретных результатов предстоящей в уроке деятельности.

Содействовать профилактике травматизма

2.Сообщение задач урока учащимся с уточнением правил техники безопасности при выполнении разучиваемых приемов игры в волейбол




30 сек

Обеспечить конкретность и смысловую емкость задач урока и правил техники безопасности, доступность понимания их формулировок для учащихся 5 класса.

Организовать учащихся к выполнению упражнений в передвижении

3.Перестроение в колонну по одному поворотом на месте и ходьба по периметру зала с размыканием на дистанции в три шага




20 сек

Выполнять перестроение и передвижение по команде преподавателя.

Акцентировать внимание учащихся на сохранении принятой дистанции при всех видах передвижений

Содействовать общему

«разогреванию» и постепенному втягиванию организма в активную двигательную деятельность

4.Бег в колонне по одному по периметру зала.





3 мин

Бег выполнять в умеренном равномерном темпе. Акцентировать внимание учащихся на необходимость самоконтроля за техникой бега.


Содействовать оптимизации ритма дыхания и ЧСС

5.Перевести класс на шаг. Упражнения в глубоком дыхании при передвижении в ходьбе

40 сек


Акцентировать внимание учащихся на ритме дыхания.







Организовать учащихся к выполнению общеразвивающих упражнений с мячом

6.Остановка класса на длинной стороне зала.



1 мин


Выполнить по команде учителя расчет на 1-2 .Перестроение в шеренгу по двое.Переход на разминку с мячом

7. Общеразвивающие упражнения:



5 мин

Акцентировать внимание учащихся на выполнении упражнений с мячом.

Содействовать увеличению элас- тичности мышц кистей рук и их расслаблению.

I.И.п. – основная стойка, мяч перед грудью, держать одними пальцами. Под счет до 3-х силой давить на мяч пальцами; на счет 4-расслабиться






4 раза


Обратить внимание учащихся на держание мяча одними пальцами

Содействовать увеличению элас- тичности мышц рук и плечевого пояса, подвижности в суставах рук

II.И.п. – основная стойка,мяч в руках.На счет 1-руки вверх.правая нога вправо на носок,прогнуться;на счет-2 ,вернуться в и.п;на счет-3,левая нога влево на носок.прогнуться;на счет-4,вернуться в исходное положение





4 раза

Ориентировать учащихся на одновременные, активные движения руками

Содействовать увеличению элас- тичности мышц туловища и ног ,подвижности в суставах.(упр 7.IV-7.V- 7.VI)

III.И.п. – узкая стойка «ноги врозь»,мяч в руках за спиной.На счет-1,подняться на носки,мяч вверх;на счет-2,вернуться в исходное положение






8 раз

Обратить внимание учащихся на прямые руки.

IV. И.п. –стойка «ноги врозь»,мяч в руках.На счет-раз,наклон,положить мяч на пол;на счет-2 закрутить мяч на месте:на счет-3 посмотреть на мяч( в наклоне)
















мяч на пол4




4 раза

Акцентировать внимание на широко расставленные пальцы в исходном и конечном положениях


V. И.п. –широкая стойка ноги врозь,мяч на полу.На счет-1,выпад вправо,перекатить мяч к правой ноге;на счет-2,выпад влево,перекатить мяч клевой ноге.





8 раз

Упражнение выполнять в медленном темпе.




VI. И.п. – стоя ноги врозь.На счет-1,прсед,руки вверх;на счет-2,подбросить мяч вверх,подняться и поймать мяч.





8 раз

Выполнять упражнение с глубокими приседаниями.

Повторить технику выполнения волейбольного упражнения-верхний прием мяча.

VII. И.п. –произвольно.мяч в руках.Повторить волейбольное упражнение-верхний прием мяча.






2-3 раза





Постараться не ронять мяч на пол.












Прыжки выполнять максимально высоко.

Содействовать увеличению эластичности мышц ног ,подвижности в суставах


VIII.И.п-основная стойка.мяч в руках.Выполнять по сигналу.Ударить мячом в пол,поймать отскативший мяч и подпрыгнуть вверх









6-8 раз

Прыжки выполнять максимально высоко.







Основная часть 30 минут

Повторить передачу мяча над головой.



Содействовать развитию коор- динационных способностей, силовых и скоростно-силовых качеств, применительно к приему в волейболе.

8. Передача мяча сверху двумя руками








2 мин

Работа в парах. Напарники встают друг против друга

На противоположных сторонах зала (по ширине) и отрабатывают передачу мяча сверху двумя руками.


Акцентировать внимание учащихся на работу рук(руки вынесены вперед-вверх, кисти на уровне лица и сложены в форме «ковша» .пальцы напряжены и слегка согнуты.)При выполнении передачи ноги и руки выпрямляются (как пружины),а мячу задается правильное направление.

Повторить прием и передачу мяча снизу.



Содействовать развитию коор- динационных способностей, силовых и скоростно-силовых качеств, применительно к приему в волейболе.

9.Прием и передача мяча снизу


2 мин

Работа в парах. Напарники встают друг против друга

На противоположных сторонах зала (по ширине) и отрабатывают прием и передачу мяча снизу.


Акцентировать внимание учащихся на работу рук (Стараться не набрасывать себе рукой, а потом складывать руки в замок, нужно сразу играть правильно сложенными руками.) Стойку можно выбрать среднюю или низкую.




Задача — объяснить и показать нижнюю прямую пода­чу мяча.




































Отработать нижнюю подачу мяча.

























Содействовать формированию навыка в выполнении нижней прямой подачи мяча в заданную часть площадки.

10.Нижняя прямая подача: знакомство и подводящие упражнения.


Проверим домашнее задание. Кто понял технику выполне­ния прямой нижней подачи (Примерный от­вет. Это самый простой вариант подачи. При выполнении нижней подачи удар по мячу наносится ниже уровня голо­вы. Соответственно, те удары, которые наносятся на уровне головы или выше ее, — это верхние подачи. А прямой эта подача называется, потому что игрок стоит лицом к партне­ру, стене или сетке. Если же игрок поворачивается боком, то это уже будет боковая подача.)

Разберем технику выполнения: находясь лицом к цели (сетка, партнер, стена), положить мяч на ладонь левой руки, левую ногу поставить немного вперед, перенести на нее тяжесть тела, наклонить тело вперед, правую отве­сти назад.

Разберем технику удара: удар нужно наносить ладонью, сло­женной в виде лодочки, причем не самой ладонью, а ее верхней частью. Если подачу выполняет левша, соответственно, все делаем наоборот: мяч на правой руке, бьем левой и т. п.











4 мин





Фронтальная работа с учащимися. Ответы детей.















Наглядно-практический метод обучения. Учитель сам

показывать прием нижней прямой подачи мяча.



Тренировочные упражнения:

1. Имитация подачи.




2. Выполнить подачу у стены, отойдя от нее на 3 м.



Упражнения в парах


1.Нижняя подача. Напарники встают друг против друга на противоположных сторонах зала (по ширине) и отрабатывают нижнюю подачу.

2. Повторение передач мяча сверху

3.Повторение передач мяча снизу

4. Любые передачи



11. Подвижная игра «Подай и попади»

По жребию все мячи у одной из команд. Начинают подавать, стоя не далее 6 м от сетки. По сигналу члены первой команды по очереди начинают пода­вать мяч на противоположную сторону, но



попадать они должны в заданную половину (точнее, четверть, так как делим террито­рию противника пополам и одну из половин назначаем целью). Можно выбирать, с какого места подавать, т. е. встать точно на­против того места, куда надо попасть, или немного сбоку, или по диагонали.







2 мин


  1. 2мин




2 мин




2 мин

2 мин

2 мин



10 мин


Начало и конец выполнения упражнений по сигналу свистка.

Отработать движение руки и то место, по которому будет наноситься удар. Мяч держим на ладони, но не сбиваем, а только касаемся.


Расстановка учащихся вдоль стен по команде.

(Если упражнения все выполняют правильно, переходят к упражнениям в парах.) Разделить учащихся на пары ,оставить один мяч.



Во время отработки подач организовать индивидуальную работу с учащимися, с указанием и исправлением ошибок. Дать устную оценку деятельности.









Несмотря на то что на этом уроке учащиеся еще не пробова­ли подавать мяч через сетку, можно предложить им именно этот вариант. Учитель делит класс на две команды



попадать они должны в заданную половину (точнее, четверть, так как делим террито­рию противника пополам и одну из половин назначаем целью). Можно выбирать, с какого места подавать, т. е. встать точно на­против того места, куда надо попасть, или немного сбоку, или по диагонали.

Считается количество попаданий. Когда первая команда вы­полнила подачи, вторая собирает мячи и готовится к своей пода­че. Та команда, у которой ошибок будет меньше, получает 1 очко. Выполняется следующая подача и т. д. Четверть, в которую следу­ет выполнять подачу, стоит периодически менять. Если ученики выполняют подачи уверенно, то расстояние до сетки увеличиваем до 8-10 м.)



Акцентировать внимание учащихся на выполнении ударного движения по сфере мяча с учетом траектории его полета в определенную зону.

По окончании подвести итоги игры в количестве точных подач командой






Заключительная часть – 4 минуты

Содействовать оптимизации функ- ционального состояния организма учащихся

12. Построение команд на линиях нападения волейбольной площадки и выполнение упражнений на расслабление основных мышечных групп




2 мин

Акцентировать внимание учащихся на плавном выполнении упражнений на расслабление мышц по показу учителя

Содействовать осмыслению уча- щимися результативности соб- ственной учебно-познавательной деятельности

13. Построение в одну шеренгу и подведение итогов урока:

  • выявление мнений учащихся о результативности их деятельности,

  • обобщение высказываний учащихся,

  • оценка степени решения задач,

  • выделение лучших.










2 мин

Стимулировать учащихся к самоанализу результативности собственной деятельности на уроке


Дом.зад. Прочитать текст «Упражнение для освоения удара по мячу при выполнении прямой нижней подачи» стр102 учебника А.П.Матвеева.






Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее