КОНСПЕКТ УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
ПО РАЗДЕЛУ ПРОГРАММЫ «СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ (ВОЛЕЙБОЛ)» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5А КЛАССА
Тема урока: «Волейбол. Нижняя подача мяча. Развитие координационных способностей.».
Цели урока: Обеспечить овладение учащимися техникой нижней прямой подачи мяча на уровне «закрепления приобретенного элементарного умения и формирование двигательного навыка», а также развитие физических и личностных качеств, характерных для разучиваемого приема игры в волейбол, формирование необходимых знаний для его успешного освоения.
Основные задачи:
1.Разучить нижнюю прямую подачу мяча: подача мяча в стену, подача мяча в парах- через ширину площадки с последующим приемом;
2 Провести комплекс общеразвивающих упражнений с мячом
3. Разучить подвижную игру «Подай и попади».
4.Содействовать развитию силовых и скоростно-силовых качеств мышц рук и плечевого пояса, игровой ловкости, внимания применительно к специфике нижней прямой подачи мяча в волейболе.
5.Способствовать воспитанию сознательной дисциплинированности, трудолюбия, чувства коллективизма, смелости и решительности
6.Содействовать формированию у учащихся знаний об особенностях техники нижней прямой подачи мяча, основополагающем значении изучаемого приема в технико- тактической подготовке волейболиста.
Формируемые УУД:
предметные: иметь первоначальные представления о технике нижней прямой подачи; организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность с помощью общеразвивающих упражнений с мячом и подвижной игры «Подай и попади»;
метапредметные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, определять общие цели и пути их достижения; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; конструктивно решать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
личностные: развитие мотивов учебной деятельности, ответственного отношения
к порученному делу; понимание физической культуры как средства организации здорового образа жизни, профилактики вредных привычек; бережного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.
Место проведения урока: спортивный зал размером 24х12 м.
Время проведения урока: 8.30. – 9.15.
Необходимое оборудование и инвентарь:
волейбольные мячи– 24 шт.;
волейбольная сетка – 1 шт.;
секундомер
свисток
Части урока и их продолжи- тельность | Частные задачи к конкретным видам упражнений | Содержание учебного материала |
Дозировка |
Организационно-методические указания |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Вводно - подготовительная часть - 11 минут | Обеспечить начальную организацию и эмоционально- психологическую готовность учащихся к уроку | 1.Организованный вход в зал в колонне по одному с последующим построением учащихся в одну шеренгу, обмен приветствиями |
30 сек | Требовать от учащихся согласованности действий, быстроты и четкости выполнения команд |
Создать целевую установку на достижение конкретных результатов предстоящей в уроке деятельности. Содействовать профилактике травматизма | 2.Сообщение задач урока учащимся с уточнением правил техники безопасности при выполнении разучиваемых приемов игры в волейбол |
30 сек | Обеспечить конкретность и смысловую емкость задач урока и правил техники безопасности, доступность понимания их формулировок для учащихся 5 класса. | |
Организовать учащихся к выполнению упражнений в передвижении | 3.Перестроение в колонну по одному поворотом на месте и ходьба по периметру зала с размыканием на дистанции в три шага |
20 сек | Выполнять перестроение и передвижение по команде преподавателя. Акцентировать внимание учащихся на сохранении принятой дистанции при всех видах передвижений | |
Содействовать общему «разогреванию» и постепенному втягиванию организма в активную двигательную деятельность | 4.Бег в колонне по одному по периметру зала. |
3 мин | Бег выполнять в умеренном равномерном темпе. Акцентировать внимание учащихся на необходимость самоконтроля за техникой бега. | |
Содействовать оптимизации ритма дыхания и ЧСС | 5.Перевести класс на шаг. Упражнения в глубоком дыхании при передвижении в ходьбе | 40 сек | Акцентировать внимание учащихся на ритме дыхания. | |
| | | |
| Организовать учащихся к выполнению общеразвивающих упражнений с мячом | 6.Остановка класса на длинной стороне зала. | 1 мин | Выполнить по команде учителя расчет на 1-2 .Перестроение в шеренгу по двое.Переход на разминку с мячом |
7. Общеразвивающие упражнения: | 5 мин | Акцентировать внимание учащихся на выполнении упражнений с мячом. | ||
Содействовать увеличению элас- тичности мышц кистей рук и их расслаблению. | I.И.п. – основная стойка, мяч перед грудью, держать одними пальцами. Под счет до 3-х силой давить на мяч пальцами; на счет 4-расслабиться |
4 раза | Обратить внимание учащихся на держание мяча одними пальцами | |
Содействовать увеличению элас- тичности мышц рук и плечевого пояса, подвижности в суставах рук | II.И.п. – основная стойка,мяч в руках.На счет 1-руки вверх.правая нога вправо на носок,прогнуться;на счет-2 ,вернуться в и.п;на счет-3,левая нога влево на носок.прогнуться;на счет-4,вернуться в исходное положение |
4 раза | Ориентировать учащихся на одновременные, активные движения руками | |
Содействовать увеличению элас- тичности мышц туловища и ног ,подвижности в суставах.(упр 7.IV-7.V- 7.VI) | III.И.п. – узкая стойка «ноги врозь»,мяч в руках за спиной.На счет-1,подняться на носки,мяч вверх;на счет-2,вернуться в исходное положение |
8 раз | Обратить внимание учащихся на прямые руки. | |
IV. И.п. –стойка «ноги врозь»,мяч в руках.На счет-раз,наклон,положить мяч на пол;на счет-2 закрутить мяч на месте:на счет-3 посмотреть на мяч( в наклоне) мяч на пол4 | 4 раза | Акцентировать внимание на широко расставленные пальцы в исходном и конечном положениях | ||
| V. И.п. –широкая стойка ноги врозь,мяч на полу.На счет-1,выпад вправо,перекатить мяч к правой ноге;на счет-2,выпад влево,перекатить мяч клевой ноге.
|
8 раз | Упражнение выполнять в медленном темпе. |
|
| VI. И.п. – стоя ноги врозь.На счет-1,прсед,руки вверх;на счет-2,подбросить мяч вверх,подняться и поймать мяч. |
8 раз | Выполнять упражнение с глубокими приседаниями. |
Повторить технику выполнения волейбольного упражнения-верхний прием мяча. | VII. И.п. –произвольно.мяч в руках.Повторить волейбольное упражнение-верхний прием мяча.
|
2-3 раза | Постараться не ронять мяч на пол. Прыжки выполнять максимально высоко. | |
Содействовать увеличению эластичности мышц ног ,подвижности в суставах | VIII.И.п-основная стойка.мяч в руках.Выполнять по сигналу.Ударить мячом в пол,поймать отскативший мяч и подпрыгнуть вверх | 6-8 раз | Прыжки выполнять максимально высоко. | |
| | | | |
Основная часть – 30 минут | Повторить передачу мяча над головой. Содействовать развитию коор- динационных способностей, силовых и скоростно-силовых качеств, применительно к приему в волейболе. | 8. Передача мяча сверху двумя руками |
2 мин | Работа в парах. Напарники встают друг против друга На противоположных сторонах зала (по ширине) и отрабатывают передачу мяча сверху двумя руками. Акцентировать внимание учащихся на работу рук(руки вынесены вперед-вверх, кисти на уровне лица и сложены в форме «ковша» .пальцы напряжены и слегка согнуты.)При выполнении передачи ноги и руки выпрямляются (как пружины),а мячу задается правильное направление. |
Повторить прием и передачу мяча снизу.
Содействовать развитию коор- динационных способностей, силовых и скоростно-силовых качеств, применительно к приему в волейболе. | 9.Прием и передача мяча снизу | 2 мин | Работа в парах. Напарники встают друг против друга На противоположных сторонах зала (по ширине) и отрабатывают прием и передачу мяча снизу.
Акцентировать внимание учащихся на работу рук (Стараться не набрасывать себе рукой, а потом складывать руки в замок, нужно сразу играть правильно сложенными руками.) Стойку можно выбрать среднюю или низкую.
|
| Задача — объяснить и показать нижнюю прямую подачу мяча.
Отработать нижнюю подачу мяча.
Содействовать формированию навыка в выполнении нижней прямой подачи мяча в заданную часть площадки. | 10.Нижняя прямая подача: знакомство и подводящие упражнения. Проверим домашнее задание. Кто понял технику выполнения прямой нижней подачи (Примерный ответ. Это самый простой вариант подачи. При выполнении нижней подачи удар по мячу наносится ниже уровня головы. Соответственно, те удары, которые наносятся на уровне головы или выше ее, — это верхние подачи. А прямой эта подача называется, потому что игрок стоит лицом к партнеру, стене или сетке. Если же игрок поворачивается боком, то это уже будет боковая подача.) Разберем технику выполнения: находясь лицом к цели (сетка, партнер, стена), положить мяч на ладонь левой руки, левую ногу поставить немного вперед, перенести на нее тяжесть тела, наклонить тело вперед, правую отвести назад. Разберем технику удара: удар нужно наносить ладонью, сложенной в виде лодочки, причем не самой ладонью, а ее верхней частью. Если подачу выполняет левша, соответственно, все делаем наоборот: мяч на правой руке, бьем левой и т. п. |
4 мин |
Фронтальная работа с учащимися. Ответы детей.
Наглядно-практический метод обучения. Учитель сам показывать прием нижней прямой подачи мяча. |
| | |||
Тренировочные упражнения: 1. Имитация подачи. 2. Выполнить подачу у стены, отойдя от нее на 3 м. Упражнения в парах 1.Нижняя подача. Напарники встают друг против друга на противоположных сторонах зала (по ширине) и отрабатывают нижнюю подачу. 2. Повторение передач мяча сверху 3.Повторение передач мяча снизу 4. Любые передачи 11. Подвижная игра «Подай и попади» По жребию все мячи у одной из команд. Начинают подавать, стоя не далее 6 м от сетки. По сигналу члены первой команды по очереди начинают подавать мяч на противоположную сторону, но попадать они должны в заданную половину (точнее, четверть, так как делим территорию противника пополам и одну из половин назначаем целью). Можно выбирать, с какого места подавать, т. е. встать точно напротив того места, куда надо попасть, или немного сбоку, или по диагонали. | 2 мин 2мин 2 мин 2 мин 2 мин 2 мин 10 мин | Начало и конец выполнения упражнений по сигналу свистка. Отработать движение руки и то место, по которому будет наноситься удар. Мяч держим на ладони, но не сбиваем, а только касаемся. Расстановка учащихся вдоль стен по команде. (Если упражнения все выполняют правильно, переходят к упражнениям в парах.) Разделить учащихся на пары ,оставить один мяч. Во время отработки подач организовать индивидуальную работу с учащимися, с указанием и исправлением ошибок. Дать устную оценку деятельности. Несмотря на то что на этом уроке учащиеся еще не пробовали подавать мяч через сетку, можно предложить им именно этот вариант. Учитель делит класс на две команды | ||
попадать они должны в заданную половину (точнее, четверть, так как делим территорию противника пополам и одну из половин назначаем целью). Можно выбирать, с какого места подавать, т. е. встать точно напротив того места, куда надо попасть, или немного сбоку, или по диагонали. Считается количество попаданий. Когда первая команда выполнила подачи, вторая собирает мячи и готовится к своей подаче. Та команда, у которой ошибок будет меньше, получает 1 очко. Выполняется следующая подача и т. д. Четверть, в которую следует выполнять подачу, стоит периодически менять. Если ученики выполняют подачи уверенно, то расстояние до сетки увеличиваем до 8-10 м.) | | Акцентировать внимание учащихся на выполнении ударного движения по сфере мяча с учетом траектории его полета в определенную зону. По окончании подвести итоги игры в количестве точных подач командой |
Заключительная часть – 4 минуты | Содействовать оптимизации функ- ционального состояния организма учащихся | 12. Построение команд на линиях нападения волейбольной площадки и выполнение упражнений на расслабление основных мышечных групп |
2 мин | Акцентировать внимание учащихся на плавном выполнении упражнений на расслабление мышц по показу учителя |
Содействовать осмыслению уча- щимися результативности соб- ственной учебно-познавательной деятельности | 13. Построение в одну шеренгу и подведение итогов урока: выявление мнений учащихся о результативности их деятельности, обобщение высказываний учащихся, оценка степени решения задач, выделение лучших.
|
2 мин | Стимулировать учащихся к самоанализу результативности собственной деятельности на уроке Дом.зад. Прочитать текст «Упражнение для освоения удара по мячу при выполнении прямой нижней подачи» стр102 учебника А.П.Матвеева. |