Тема урока: «Добрый праздник среди зимы»
Класс: 1 класс
Предмет: Музыка
Учитель: Иванов Расим Петрович
Цель урока: формирование у учащихся основ умения учиться, способностей к организации своей учебной деятельности посредством усвоения универсальных учебных действий, формирование чувства прекрасного и эстетических, благодаря знакомству с отечественной музыкальной культурой, потребности в творческом самовыражении.
Тип урока: Урок комплексного применения ЗУН учащихся
Используемое оборудование: Ноутбук, проектор, колонки, фортепиано, аудио и СD-записи
Музыкальный материал: «Марш» П.И.Чайковского из балета "Щелкунчик", исполнение песни "Новогодняя" А.Филиппенко
Краткое описание: урок предназначен для учителей музыки по ФГОСу 1 класс
Организационный момент.
Дети входят в класс под музыку Марша П.И.Чайковского из балета "Щелкунчик".
Музыкальное приветствие:
Учитель - Здравствуйте!
Дети: Здравствуйте!
Ход урока
Учитель: Скажите, ребята, вы обратили внимание на звучащую музыку? Как она звучала?
Учитель: Какое настроение передала вам музыка?
Учитель: Какие чувства передала музыка?
Учитель: Какой музыкальный жанр помог это почувствовать?
Передайте свои чувства в движении (пластическое дирижирование под Марш)
Учитель: Сказка всегда рядом с нами. Она всегда с тайнами, чудесами.
Открывает наш урок
Сказочные двери.
Пусть заходит в этот класс
Тот, кто в сказку верит!
Учитель: Тема сегодняшнего урока является для вас пока тайной. Ваша задача в течение урока разгадать ее.
Учитель: И так, куда пригласила нас музыка с таким прекрасным настроением? В сказку Гофмана "Щелкунчик".
Учитель: Вам нравится эта сказка? Знакомый вам композитор тоже полюбил эту сказку и написал к ней музыку. И у него получилась уже не обычная сказка, а целый музыкальный спектакль, в котором артисты танцуют. Это - БАЛЕТ.
Учитель: Давайте проверим правильно ли мы определили? Показ иллюстраций.
Учитель: Балет "Щелкунчик" написан П.И.Чайковским. Главный герой - Щелкунчик. Он наш гость. А почему его так назвали? Иллюстрация Щелкунчика.
Учитель: Скажите, ребята, а какой праздник звучит в сказке? (Новый год).
Учитель: А он вам нравится? А почему?
Учитель: Да, Новый год это всегда чудеса и волшебство. А самое главное чудо Нового года - это елка. А на чем привозили в старые времена елочку? (На лошадке).
Упражнение "Лошадка". (Улыбнуться, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка - это лошадка цокает копытами).
Когда лошадка мчится снег так и кружится из под копыт:
Снег, снег идет - 2 раза соль, соль, ми, до
Снег кружится и идет соль, соль, соль, фа, ми, ре. до
Учитель: Вот елочку привезли, нарядили, в зале дети водят хороводы.
Пусть заходит в этот дом
Тот, кто дружит с песней.
Продолжаем наш урок,
Продолжаем песней.
Исполнение песни «Новогодняя» А.Филиппенко.
Учитель: А вы, ребята смотрели балет "Щелкунчик"? - мультфильм.
Учитель: А чья музыка звучить в этом мультфильме?
Учитель: А как начинается мультфильм? Просмотр фрагмента.
Учитель: Это вступление к сказке. В нем показана тайна превращения принца в Щелкунчика. А на каком празднике все это происходило? Это тоже был Новый год. Со своими чудесами. Когда Мэри освободила Принца от злых чар снова зазвучала музыка. Если бы вы были композиторами, как бы звучала ваша музыка? Как бы вы еще назвали Новый год? Это добрый праздник?
ДОБРЫЙ ПРАЗДНИК СРЕДИ ЗИМЫ. А можно назвать наш урок этой темой?
Что же елка дорогая
Ты была у нас в гостях!
Все иголочки сияют,
Лишь игрушек нет в ветвях
Елочка на нашем столе улыбается вам и ждет что вы ее украсите. (дети подходят к столу и украшают елочку приготовленными игрушками). В праздники всегда происходят чудеса. Наш Щелкунчик приготовил вам сюрприз, потому что вы у меня сегодня молодцы! Посмотрите, под елочкой сундучок стоит. Что же в нем? (каждому ребенку дарится маленький портрет Щелкунчика).