Тема: Длина. Дециметр.
Цель урока: познакомить с новой единицей измерения длины – дециметром на основе ранее изученной единицы измерения длины – сантиметр.
Задачи урока:
сформировать у учащихся представление о новой величине «дециметр» и её единицах измерения;
выявить отношения между единицами измерения «сантиметр – дециметр»;
формировать умение сравнивать, преобразовывать складывать и вычитать величины;
совершенствовать вычислительные навыки.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
- самостоятельно определять для себя цели и задачи изучения данной темы;
- создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- давать самооценку своей деятельности в группе.
Коммуникативные:
- формулировать собственное мнение и позицию, учитывать разные мнения;
- взаимодействовать с учителем и другими учениками;
- оформлять свои мысли в устной форме.
Познавательные:
- давать определения понятиям;
- добывать новые знания;
- находить ответы на вопросы, используя учебник, раздаточный материал, иллюстрации, а также свой жизненный опыт и информацию, полученные на уроке;
- развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Личностные:
- вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- выразить свое отношение о практической значимости полученных знаний.
Оборудование: учебник, полоски длиной 1 дм, презентация.
Ход урока
I. Организационный момент:
- Проверить готовность к уроку. Начинаем урок математики. На прошлом уроке вы очень хорошо и дружно работали, открыли новые знания. Я надеюсь, что сегодня у нас урок пройдет также интересно и результативно. (1 слайд)
II. Актуализация знаний:
- Ребята, что мы изучили на прошлом уроке? (Понятия величина и длина)
- Что такое величина? ( Величина - это такое свойство предметов, которое можно измерить и результат измерения записать с помощью числа)
- А в какой единице измерения мы выражали длину отрезков? (В сантиметре)
- Хорошо, молодцы. Сегодня мы познакомимся с новой единицей измерения.
III. Открытие нового знания и формулирование темы урока:
Работа по учебнику стр. 72. (2 слайд)
Задание № 1. - Ребята, что нужно сделать в данном номере?
(Измерить отрезок).
- Измерьте его. Чему равна длина отрезка? (10 см)
- У вас на партах лежат полоски. Они нам понадобятся для выполнения других заданий.
- Прочтите текст в оранжевой рамке.
- Как называется единица измерения, которую мы будем сегодня изучать? (Дециметр)
- Что же вы узнали о дециметре из правила? (Это единица измерения длины, в 1 дециметре 10 сантиметров)
- Как вы думаете, для чего нужен дециметр? (Для измерения длинных отрезков; для измерения больших расстояний)
- А вы знаете, от какого слова происходит слово "дециметр"?
-Слово "дециметр" происходит от латинского слова decem, что значит "десять".
IV. Первичное закрепление знаний:
Задание № 2. - Измерьте отрезки с помощью линейки. Сколько получилось?
- Они больше или меньше 10 см. (Меньше).
Значит, мы не можем выразить их в дециметрах.
Задание № 3. - Возьмите полоску, которая лежит у вас на парте. (3 слайд)
- Найдите ее длину? (10 см). А сколько дециметров? (1 дм).
- Измерьте длины ломаных в 3 задании новой меркой – дециметром, используя эту полоску. Чему равны длины ломанных? (2 дм и 3дм).
V. Применение новых знаний:
Задание № 4. - Теперь настало время проверить, сможете ли вы применить новое знание. (4 слайд)
- Посмотрите на задание №4. Что нам нужно сделать (Сравнить числа)
- Обратите внимание, в некоторых примерах указаны разные единицы измерения.
- Что мы должны сделать в этом случае? (Выразить все одной единицей измерения)
- Правильно. Выражаем все одной единицей измерения, опираясь на правило.
- Откройте тетради пропустите 4 клетки вниз, нарисуйте солнышко и выполняем 4 задание.
- Проверяем задание.
- Какой вывод мы можем сделать? (Сравнивать и складывать (вычитать) величины, выраженные разными единицами измерения (разными мерами длины), нельзя.
Надо выразить их одной единицей измерения.
Задание № 5. Задача. Как найти длину пути муравья, если известно, что он прополз от муравейника до куста 4 дм по прямой и еще 3 дм по той же прямой до ручья? Начертите путь муравья на доске или на большом листе бумаги.
- Прочтите 5 задачу. (Читают все про себя, потом один вслух)
- Что нам известно? Что нужно найти?
- Можем ли мы ответить на вопрос задачи одним действием? (Можем)
- Какое это действие? (Сложение)
- Начертите схему и решение этой задачи в тетрадях. Проверка. (5 слайд)
Схема: 4 дм 3дм Решение: 4дм + 3дм = 7 дм
?
VI. Физкультминутка: (6 слайд)
Раз — мы встали, распрямились.
Два — согнулись, наклонились.
Три — руками три хлопка.
А четыре — под бока.
Пять — руками помахать.
Шесть — на место сесть опять.
VII. Повторение ранее изученного материала:
Задание № 6. - Прочитайте задание 6 на стр. 73.
-Что нам нужно сделать? (Решить уравнения и выполнить проверку)
-Как мы будем делать проверку?
(Если кто-то забыл, то возвращаемся на стр.64 задание № 3 и повторяем)
- Выполняем в тетрадях. Проверяем задание (вызываем трех учеников к доске). (7 слайд)
Задание № 8. - Прочтите задание №8. Что нам нужно сделать? (Нарисовать схему решения задачи, написать каким действием она решается)
- Читаем первую задачу (один ученик).
- Чем эта задача отличается от обычной задачи? Какое затруднение возникло? (Вместо чисел даны буквы)
- Значит, в схеме и в решении мы что будем использовать? (Тоже буквы)
- Начертим схему к этой задаче (вызываем одного ученика к доске, остальные решают в тетради). (8 слайд)
- А теперь скажите, каким действием мы будем решать данную задачу.
Остальные задачи решаем аналогично. (9-11 слайды)
(12 слайд)
Задание № 9. - Посмотрите на задание №9.
- Что нам нужно сделать?
- Выполняем задание устно.
- Молодцы, ребята.
VIII. Итог урока:
- Что нового мы сегодня узнали?
- Какое задание показалось наиболее интересным?
- Чему научились на уроке?
- Ребята, вам понравился наш урок?
Похвалить активных учеников.
- Наш урок окончен. Спасибо, ребята, за работу!