«Зимний фестиваль знаний 2025»

Конспект урока "Дециметр"

Тема: Длина. Дециметр.

Цель урока: познакомить с новой единицей измерения длины – дециметром на основе ранее изученной единицы измерения длины – сантиметр.

Задачи урока:

  • сформировать у учащихся представление о новой величине «дециметр» и её единицах измерения;
  • выявить отношения между единицами измерения «сантиметр – дециметр»;
  • формировать умение сравнивать, преобразовывать складывать и вычитать величины;
  • совершенствовать вычислительные навыки.
Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Тема: Длина. Дециметр.


Цель урока: познакомить с новой единицей измерения длины – дециметром на основе ранее изученной единицы измерения длины – сантиметр.


Задачи урока:

  • сформировать у учащихся представление о новой величине «дециметр» и её единицах измерения;

  • выявить отношения между единицами измерения «сантиметр – дециметр»;

  • формировать умение сравнивать, преобразовывать складывать и вычитать величины;

  • совершенствовать вычислительные навыки.


Метапредметные результаты:

Регулятивные:

- самостоятельно определять для себя цели и задачи изучения данной темы;

- создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

- давать самооценку своей деятельности в группе.

Коммуникативные:

- формулировать собственное мнение и позицию, учитывать разные мнения;

- взаимодействовать с учителем и другими учениками;

- оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные:

- давать определения понятиям;

- добывать новые знания;

- находить ответы на вопросы, используя учебник, раздаточный материал, иллюстрации, а также свой жизненный опыт и информацию, полученные на уроке;

- развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Личностные:

- вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

- выразить свое отношение о практической значимости полученных знаний.


Оборудование: учебник, полоски длиной 1 дм, презентация.





Ход урока

I. Организационный момент:

- Проверить готовность к уроку. Начинаем урок математики. На прошлом уроке вы очень хорошо и дружно работали, открыли новые знания. Я надеюсь, что сегодня у нас урок пройдет также интересно и результативно. (1 слайд)


II. Актуализация знаний:

- Ребята, что мы изучили на прошлом уроке? (Понятия величина и длина)

- Что такое величина? ( Величина - это такое свойство предметов, которое можно измерить и результат измерения записать с помощью числа)

- А в какой единице измерения мы выражали длину отрезков? (В сантиметре)

- Хорошо, молодцы. Сегодня мы познакомимся с новой единицей измерения.



III. Открытие нового знания и формулирование темы урока:

Работа по учебнику стр. 72. (2 слайд)

Задание № 1. - Ребята, что нужно сделать в данном номере? 

(Измерить отрезок).

- Измерьте его. Чему равна длина отрезка? (10 см)

- У вас на партах лежат полоски. Они нам понадобятся для выполнения других заданий.

- Прочтите текст в оранжевой рамке.

- Как называется единица измерения, которую мы будем сегодня изучать? (Дециметр)

- Что же вы узнали о дециметре из правила? (Это единица измерения длины, в 1 дециметре 10 сантиметров)

- Как вы думаете, для чего нужен дециметр? (Для измерения длинных отрезков; для измерения больших расстояний)

- А вы знаете, от какого слова происходит слово "дециметр"?

-Слово "дециметр" происходит от латинского слова decem, что значит "десять".



IV. Первичное закрепление знаний:

Задание № 2. - Измерьте отрезки с помощью линейки. Сколько получилось?

- Они больше или меньше 10 см. (Меньше).

Значит, мы не можем выразить их в дециметрах.

Задание № 3. - Возьмите полоску, которая лежит у вас на парте. (3 слайд)

- Найдите ее длину? (10 см). А сколько дециметров? (1 дм).

- Измерьте длины ломаных в 3 задании новой меркой – дециметром, используя эту полоску. Чему равны длины ломанных? (2 дм и 3дм).

V. Применение новых знаний:

Задание № 4. - Теперь настало время проверить, сможете ли вы применить новое знание. (4 слайд)

- Посмотрите на задание №4. Что нам нужно сделать (Сравнить числа)

- Обратите внимание, в некоторых примерах указаны разные единицы измерения.

- Что мы должны сделать в этом случае? (Выразить все одной единицей измерения)

- Правильно. Выражаем все одной единицей измерения, опираясь на правило.

- Откройте тетради пропустите 4 клетки вниз, нарисуйте солнышко и выполняем 4 задание.

- Проверяем задание.

- Какой вывод мы можем сделать? (Сравнивать и складывать (вычитать) величины, выраженные разными единицами измерения (разными мерами длины), нельзя.

Надо выразить их одной единицей измерения.

Задание № 5. Задача. Как найти длину пути муравья, если известно, что он прополз от муравейника до куста 4 дм по прямой и еще 3 дм по той же прямой до ручья? Начертите путь муравья на доске или на большом листе бумаги.

- Прочтите 5 задачу. (Читают все про себя, потом один вслух)

- Что нам известно? Что нужно найти?

- Можем ли мы ответить на вопрос задачи одним действием? (Можем)

- Какое это действие? (Сложение)

- Начертите схему и решение этой задачи в тетрадях. Проверка. (5 слайд)

Схема: 4 дм 3дм Решение: 4дм + 3дм = 7 дм

?



VI. Физкультминутка: (6 слайд)

Раз — мы встали, распрямились.

Два — согнулись, наклонились.

Три — руками три хлопка.

А четыре — под бока.

Пять — руками помахать.

Шесть — на место сесть опять.



VII. Повторение ранее изученного материала:

Задание № 6. - Прочитайте задание 6 на стр. 73.

-Что нам нужно сделать? (Решить уравнения и выполнить проверку)

-Как мы будем делать проверку?

(Если кто-то забыл, то возвращаемся на стр.64 задание № 3 и повторяем)

- Выполняем в тетрадях. Проверяем задание (вызываем трех учеников к доске). (7 слайд)

Задание № 8. - Прочтите задание №8. Что нам нужно сделать? (Нарисовать схему решения задачи, написать каким действием она решается)

- Читаем первую задачу (один ученик).

- Чем эта задача отличается от обычной задачи? Какое затруднение возникло? (Вместо чисел даны буквы)

- Значит, в схеме и в решении мы что будем использовать? (Тоже буквы)

- Начертим схему к этой задаче (вызываем одного ученика к доске, остальные решают в тетради). (8 слайд)

- А теперь скажите, каким действием мы будем решать данную задачу.

Остальные задачи решаем аналогично. (9-11 слайды)

(12 слайд)

Задание № 9. - Посмотрите на задание №9.

- Что нам нужно сделать?

- Выполняем задание устно.

- Молодцы, ребята.


VIII. Итог урока:

- Что нового мы сегодня узнали?

- Какое за­дание показалось наиболее интересным?

- Чему научились на уроке?

- Ребята, вам понравился наш урок?



Похвалить активных учеников.


- Наш урок окончен. Спасибо, ребята, за работу!



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее