«Зимний фестиваль знаний 2025»

Конспект урока биологии в 8 классе по теме "Кожа".

Конспект урока биологии в 8 классе по теме "Кожа". В представленном конспекте рассмотрены основные понятия урока, разработаны разнообразные задания.

Олимпиады: Биология 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Приложение № 67

Конспект урока биологии

8 класс

Тема: «Кожа-зеркало здоровья»

Учитель биологии: Куриленко Жанна Викторовна

ГОУ РК РЦО ЦДОДИ

Цель: сформировать представление о коже и ее строении, умения давать характеристику органам и их систем на примере кожных покровов.

Задачи урока:

  1. Образовательные: сформировать понятие кожа, уметь называть главные функции кожи; научиться объяснять связь особенностей строения кожи с выполняемыми ими функциями.

  2. Развивающие: продолжить формировать умение слушать учителя и выполнять его требования, осуществлять совместную плодотворную деятельность на уроке; сворачивать полученную информацию в структуру кластера (переводить сложную по структуре информацию о строении и функции кожи из текстовой формы в графическую); выявлять причинно - следственные связи при решении учебно - познавательных задач урока.

3. Воспитательные: научится осознавать ценность ответственного отношения к своему здоровью и здоровью близких.


Оборудование: Презентация к уроку (Power Point), задания из электронного приложения https://learningapps.org/6417692, печатные приложения (таблица самооценки).


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Прогнозируемые результаты

  1. Мотивационный этап.














































1.Добрый день! В этот прекрасный день, хочу пожелать тебе хорошего плодотворного урока!

А говорить мы сегодня на уроке будем об одном очень важном органе нашего тела. Название его фигурирует в теме урока.

Обращает внимание на то, что тема урока до конца не сформулирована:

«….-зеркало здоровья».

Закончить формулировку темы урока ты сможешь несколько позже.

А пока я даю вам две подсказки:

Подсказка 1.

Площадь этого органа у взрослого человека составляет 2 м2. Масса -2,7 кг. Толщина его колеблется от 0,4до 4 мм. Его цвет обусловлен присутствием пигмента меланина, который защищает организм от излишнего действия ультрафиолетовых лучей. Под влиянием ультрафиолета в нем образуется витамин Д. На его поверхности кислая среда, что способствует гибели бактерий. Через его поверхность теряется более 80 % тепла. 2 % кислорода в наш организм поступает через него. В сутки этот орган выделяет до 500 мл пота, который на 99 % состоит из воды и на 1 % - из мочевины, молочной лимонной и мочевой кислот, аммиака и минеральных солей. На 1 см2 его поверхности приходится до 100 рецепторов, воспринимающих температуру, давление, боль, прикосновение.

Подсказка 2

Этот орган упомянул в своем произведении В.В.Маяковский:

«Нет на свете прекрасней одежды, чем бронза мускулов и …»

Что же это за орган?


2.Итак, тема урока «Кожа-зеркало здоровья».

Тему урока мы обозначили. Осталось определиться с целью и задачами урока.


Выводит учащегося на цели урока.

Организовывает работу учащегося, используя прием «Автор»

Представь, что ты являешься авторам учебника «Биология. Человек». В связи с этим:

Как бы ты поступил: «Если бы ты был авторам учебника, как бы ты объяснил ученикам необходимость изучения этой темы»?

«Если бы ты был автором учебника биология, какие бы ты разделы включил в учебный материал по данной теме урока»?

«Если бы ты был художником – иллюстратором, как бы ты проиллюстрировал эту тему»?

«Если бы ты был авторам учебника, какие бы вопросы ты сформулировал в процессе изучения данной темы»?


Предлагает по каждому вопросу высказать свое мнение по заданной проблеме.


Обобщает высказывания учащегося.

Т.о, сегодня на уроке ты научишься давать характеристику органам на примере кожи, убедишься, что кожа действительно отражает состояние наших внутренних органов. Работая на уроке, тебе представится возможность совместно со мной обсудить ту или иную проблему, выдвинуть свои предположения и грамотно их аргументировать. Кроме того у тебя будет возможность оценить свою работу по следующим критериям (они указаны у тебя в оценочном листе).







Знакомится с текстом.

В ходе обсуждения предлагает свои варианты ответов на вопрос учителя (о каком органе идет речь?).






























Указывает, что речь идет о коже.




Записывает в тетрадь тему урока.






Думает. Выдвигает свои аргументы.





































  • Учится работать с текстом, извлекая из него нужную информацию.

  • Развивает умение работать самостоятельно.

  • Развивает умение слушать и слышать учителя.

  1. Изучение нового материала.

  1. Итак, ты совершенно верно отметил, что кожа – это индикатор нашего здоровья. Еще в древности ученые диагностировали состояние работы организма человека по кожному покрову. Эта наука в древнем Китае называлась Дзянь-мин и передавалась далеко не всем ученикам.

Обращает внимание на слайд:

На каждой конкретной части лица лежит ответственность за функционирование какого-либо органа:

  • Ноздри-бронхи

  • Кончик носа-желудок

  • Верхняя часть носа-поджелудочная железа

  • Область между бровями – печень

  • Лоб- тонкий и толстый кишечник.


2.На второй вопрос ты тоже ответил абсолютно верно , назвав 2 главных направления в изучаемой теме-функции и строение. Остановимся сначала на функциях кожи.

Поработай с уже знакомым тебе текстом и отметь главные функции кожи. Составь кластер.

Затем предлагает

продемонстрировать свой продукт.


Комментирует работу учащегося.

3.Выводит на экран выражение:

Строение Функции

Предлагает объяснить выражение.

Я не хочу торопить тебя давать ответ. Предлагает посмотреть видеофрагмент:

Корреспондент побывала в семье, где живет одна симпатичная девчушка. Впрочем слово живет –это громко сказано. Кожа у нее как крылья бабочки – тонкая и очень уязвимая. Любое прикосновение наносит серьезные травмы.

  • Что главное ты для себя отметил?

  • Объясни выражение. (Строение Функции)

  • Как связаны между собой строение и функции.










4.Предлагает ученику рассмотреть особенности строения кожи. Выводит на экран рисунок «Строение кожи». Просит отметить, сколько слоев выделяют в коже.



5.Предлагает ученику заполнить таблицу, отметив в ней главные составляющие каждого слоя.







6.Каждый структурный компонент, отмеченный тобой, призван выполнять определенную функцию.



Распредели в своих кластерах структуры кожи, согласно функциям, которые они выполняют.

Объясни свои действия.


7. А теперь проверь как хорошо ты запомнил строение кожи и ее функции. Для этого перейди по ссылке и выполни задание. (https://learningapps.org/6417692)



Слушает учителя.























  • Работает над предложенным заданием. Выдвигает свои аргументы.


  • Высказывает свое мнение, объясняя свою точку зрения.









  • Смотрит видеофрагмент.

  • Обсуждает увиденное.

  • Объясняет значение схемы (особенности строения определяют функцию).

  • Делает вывод, что особенности строения кожи девочки не позволяют ей выполнять свои функции.

  • Знакомится с рисунком, отмечая, что кожа состоит из 3-х слоев: эпидерма, дерма и гиподерма.









  • Работают с текстом.

  • Заполняют таблиц, опираясь на текст в учебнике стр. 200-202.








  • Работает с кластерами.

  • Вносит дополнения.


  • Обосновывает свои действия.

  • Выполняет задание, анализирует. Комментирует свои ошибки.

  • Получает знания о функциях кожи.

  • Учится преобразовывать информацию в структуру кластера и таблицы.

  • Развивает умения формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее.






















































  1. Применение полученных знаний.

Предлагает решить учебно-познавательную задачу:

Прочтите текст. Есть ли в нем ошибки и неточности? В чем они заключаются?
« Я получила письмо от сестренки и обнаружила 4 поступка, которые она не должна была совершать. А вы сможете их найти?
« Дорогая Лена! Наконец-то началась долгожданная пора – каникулы! Мы с подругой проснулись в 12 и сразу побежали на пляж. Скорее в воду! Накупавшись вдоволь до изнеможения, растянулись на песочке и часа три загорали. Я учила на уроках биологии, что ультрафиолетовые лучи увеличивают роговой слой кожи, в клетках её постепенно накапливается пигмент, придающий ей коричневый цвет – загар. Это красота и здоровье. Но с моей подругой случился тепловой удар. Я очень испугалась и растерялась, бегала по пляжу и не знала, что нужно делать» .

В качестве итогового задания,предлагает поработать с текстом «Значение кожи». (https://learningapps.org/6859608)


  • Рассуждает.

  • Предлагают свое решение.

Применяют теоретические знания в новой ситуации.

4. Оценка работы учащихся

Предлагает ученику самостоятельно оценить свою работу на уроке и объяснить свою оценку.

Работает с оценочным листом. Оценивает свою работу на уроке.

Учится объективно оценивать свою работу на уроке.

5.Рефлексия

Предлагает ученику прочитать предложения и закончить его:

  • На уроке я узнал…

  • На уроке я понял….

  • На уроке я научился…

Проводит самоанализ своей деятельности на уроке.

Учится объективно оценивать свою работу.

6.Домашнее задание

Прочитать параграф. 39.

Решить задачи:

1.Ученые провели опыт. Тела двух мужчин покрыли лаком. Один пробыл в таком состоянии сутки, а другой – 8 суток. Почему подопытные трудно переносили холод?

2. В 1646 году в Италии в роскошном замке миланского герцога Л.Моро состоялось праздничное шествие, которое возглавил «золотой мальчик», олицетворявший собой «золотой век». Тело мальчика сплошь было покрыто золотой краской. Забава знатных господ была раковой для мальчика. Вскоре он был забыт и всю ночь провел на каменном полу зала. Мальчик заболел и умер. В чем причина смерти?






Подсказка 1.

Площадь этого органа у взрослого человека составляет 2 м2. Масса -2,7 кг. Толщина его колеблется от 0,4до 4 мм. Его цвет обусловлен присутствием пигмента меланина, который защищает организм от излишнего действия ультрафиолетовых лучей. Под влиянием ультрафиолета в нем образуется витамин Д. На его поверхности кислая среда, что способствует гибели бактерий. Через его поверхность теряется более 80 % тепла. 2 % кислорода в наш организм поступает через него. В сутки этот орган выделяет до 500 мл пота, который на 99 % состоит из воды и на 1 % - из мочевины, молочной лимонной и мочевой кислот, аммиака и минеральных солей. На 1 см2 его поверхности приходится до 100 рецепторов, воспринимающих температуру, давление, боль, прикосновение.

Приложение


Заполни таблицу, используя текст на стр.200-201.


Строение кожи


Эпидермис

Дерма

Гиподерма








Реши задачу.

Прочти текст. Есть ли в нем ошибки и неточности? В чем они заключаются?
« Я получила письмо от сестренки и обнаружила 4 поступка, которые она не должна была совершать. А вы сможете их найти?
« Дорогая Лена! Наконец-то началась долгожданная пора – каникулы! Мы с подругой проснулись в 12 и сразу побежали на пляж. Скорее в воду! Накупавшись вдоволь до изнеможения, растянулись на песочке и часа три загорали. Я учила на уроках биологии, что ультрафиолетовые лучи увеличивают роговой слой кожи, в клетках её постепенно накапливается пигмент, придающий ей коричневый цвет – загар. Это красота и здоровье. Но с моей подругой случился тепловой удар. Я очень испугалась и растерялась, бегала по пляжу и не знала, что нужно делать» .




Домашнее задание

Решите задач:

1.Ученые провели опыт. Тела двух мужчин покрыли лаком. Один пробыл в таком состоянии сутки, а другой – 8 суток. Почему подопытные трудно переносили холод?

2. В 1646 году в Италии в роскошном замке миланского герцога Л.Моро состоялось праздничное шествие, которое возглавил «золотой мальчик», олицетворявший собой «золотой век». Тело мальчика сплошь было покрыто золотой краской. Забава знатных господ была раковой для мальчика. Вскоре он был забыт и всю ночь провел на каменном полу зала. Мальчик заболел и умер. В чем причина смерти?





Приложение


Оценочный лист

(отдельным файлом отправляется ученику)


Критерии оценивания

(оценка «2»-да, «1»- с помощью учителя, «0»-нет)

Сформулировал цель урока

Участвовал в обсуждении

Выполнил предложенные задания

Участвовал в принятии рабочих решений

Соблюдал принцип сотрудничества









Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее