УРОК 3-4
ПРЕДМЕТ: МДК 01.02
ТЕМА: Автоматизированное рабочее место
ТИП УРОКА: комбинированный
ЦЕЛЬ УРОКА:
Образовательная: ознакомление с понятием АРМ, его задачами, классификацией, преимуществами и недостатками
Развивающая: продолжить развитие информационного мышления, внимания,
Воспитательная: продолжить формирование интереса к информационной картине мира, предмету, профессии
Ход урока:
Организационный момент (приветствие, проверка готовности к уроку, отсутствующие)
Проверка домашнего задания (письменный опрос)
Формирование нового понятия
Автоматизированное рабочее место (АРМ) — это рабочее место пользователя, оборудованное компьютерной и офисной техникой, а также профильным программным обеспечением.
Чаще всего АРМ состоит из персонального компьютера, на который предустанавливаются профильное ПО и дополнительная оргтехника или оборудование.
Задачи, которые решает АРМ:
Ускоряет выполнение рабочих задач. Например, АРМ бухгалтера должно включать ПО для автоматического расчёта налогов, зарплат и составления отчётности.
Повышает точность выполнения работ. Часть процессов перекладывается на компьютеры, программное обеспечение или оборудование.
Улучшает эргономику для сотрудника. Рабочее место становится удобным с доступом к рабочим инструментам.
Позволяет вести централизованный учёт. АРМ фиксирует рабочие процессы и объединяет их в общую базу данных.
Объединяет разные системы бизнеса. Сотрудник получает доступ ко всем нужным системам.
Снижает затраты бизнеса. АРМ помогает выполнять быстрее рабочие задачи, поэтому сотрудники могут сделать больше в течение рабочего времени.
Примеры АРМ: рабочее место кассира в супермаркете, где есть сканер штрихкодов, кассовый аппарат с фискальным накопителем, ПО для учёта продаж, терминал для безналичной оплаты
Классификация АРМ:
По сфере применения АРМ бывают:
производственные — для бизнеса, связанного с выпуском продукции. Например, АРМ сборщика мебели заказывает со склада нужные материалы на весь рабочий день;
экономические — для автоматизации бухгалтерского, налогового или управленческого учета. Например, АРМ бухгалтера напоминает о сроках сдачи отчета и автоматически заполняет нужную форму;
научные — для автоматизации исследований, моделирования и расчетов. Например, АРМ конструктора-проектировщика автоматически рассчитывает аэродинамику каждой новой детали;
медицинские — для обработки данных о пациентах и их лечении. Например, АРМ медсестры сохраняет результаты исследований в электронную медицинскую карту и, если нужно, передает их лечащему врачу и в страховую компанию;
учебные — для оптимизации процесса обучения. Например, оценки студентов автоматически попадают в электронную ведомость, формируют средний балл и рейтинг успеваемости.
По функциональным возможностям:
однофункциональные — решают одну конкретную задачу. Например, расчет зарплаты;
многофункциональные — решают несколько задач. Например, расчет зарплаты, налогов и формирование отчетности.
По уровню:
ручные — пользователь сам вводит все данные и делает расчеты. Например, АРМ кладовщика с компьютером и ПО для учета остатков;
полуавтоматические — автоматизирована только часть задач. Например, данные с измерительных приборов попадают в отчет автоматически, но создать документ и сохранить его нужно вручную;
автоматические — автоматизировано большинство задач. Например, данные из электронных накладных автоматически попадают в систему учета, пользователь лишь контролирует работу системы.
По степени интеграции АРМ бывают:
автономные — АРМ не связано с общей базой данных, то есть у него нет доступа к интернету или сети предприятия. Например, компьютер на АРМ бухгалтера малого бизнеса;
интегрированные — АРМ связано с другими системами бизнеса, есть доступ к общим базам данных или выход в интернет. Например, АРМ кладовщика, которое сохраняет накладные в общую систему учета предприятия.
АРМ делят и по другим признакам, например по типу оборудования или требованию к квалификации пользователей.
АРМ автоматизирует не все бизнес-процессы, а лишь некоторые. То есть рутинные рабочие операции автоматически выполняет техника, а человек выполняет часть ручных операций. Например, данные из системы учета формируют отчет, но бухгалтер должен сам подписать его и отправить. Или данные из электронной накладной автоматически попадают в систему учета, но кладовщик должен самостоятельно проконтролировать поступление товара, сверить количество на складе с заявленным.
Автоматизированное рабочее место дает бизнесу преимущества:
повышает производительность труда — сотрудники быстрее выполняют работу;
делает работу проще и удобнее — АРМ может выполнять сложные расчеты или обрабатывать большие массивы данных за сотрудника;
снижает влияние человеческого фактора — автоматический ввод данных, заполнение документов и отчетов снижают вероятность ошибок;
экономит ресурсы — АРМ может выполнять некоторые задачи автоматически, а сотрудник в рабочее время сможет выполнить другую работу;
подстраивается под разные процессы — АРМ может обновлять формы отчетов при изменениях законодательства или добавлять новые базы данных.
У автоматизированного рабочего места есть недостатки:
высокая стоимость внедрения и обслуживания — на старте бизнеса или для небольших предприятий создавать АРМ может быть дорого;
адаптация сотрудников — при появлении нового ПО и оборудования нужно обучить сотрудников и проконтролировать их;
зависимость от технологий — ПО в АРМ может сломаться или производитель может запретить работать с ним из-за санкций, это на время замедлит или остановит бизнес-процессы;
риск потерять данные — данные бизнеса могут стать известны злоумышленникам, если не защитить канал связи.
Нужно взвесить все преимущества и недостатки АРМ для конкретного бизнеса и после этого принимать решение о внедрении.
Средства «малой оргтехники» автоматизированного рабочего места делопроизводителя в количестве на 1 месяц:
- бумага офисная – 2 коробки
- ручки шариковые – 15 штук, карандаши – 10 штук;
- корректирующие устройства: ластики – 2 штуки, штрихи – 3 штуки;
- средства скрепления бумажных носителей: скрепки – 2 коробки, клей – 2 штуки;
- штемпельные средства (печати) – угловой штамп с размещением юридических реквизитов учреждения;
- средства хранения бумажных носителей – папки регистраторы, папки конверты в количестве по 20 штук.
- Технические средства копирования и тиражирования документов АРМ делопроизводителя:
- Персональный компьютер, состоящий из системного блока, дисплея (монитора), клавиатуры, мыши, колонок (по усмотрению). Деятельность секретаря постоянно связана с документами организации и ему необходим свой персональный компьютер, который позволит составлять и редактировать различные документы; регистрировать их; хранить, принимать и передавать документы по каналам связи, а также производить и другие различные операции с ними;
На рынке программных продуктов предлагается много интересных разработок, которые предоставляют в распоряжение пользователя: календарь, телефонный справочник, перечень заданий, блокнот и т.п. Эти программы предоставляют множество возможностей для эффективной организации рабочего времени секретаря и его руководителя.
- Телефон;
- Принтер, предназначенный для вывода информации из памяти компьютера на бумажный носитель, выбор именно лазерного принтера состоит в том, что он по сравнению с струйным принтером наиболее быстр и качество печати у него на порядок выше;
- Телефакс – позволяет принимать документы от сотрудников, партнеров, которые находятся вне офиса по обычным телефонным каналам;
- Сканер – осуществляет ввод информации с бумажного носителя в память компьютера, существенно упрощает работу любого сотрудника, давая возможность не вводить собственноручно большие тексты в компьютер, и тем самым экономить рабочее время;
- Копировальное устройство;
- Факс-модем, который используется для осуществления передачи электронных документов, хранящихся в памяти компьютера;
- Шредер – уничтожитель бумаги.
На сегодняшний день более рационально устанавливать в приемной многофункциональные устройства, совмещающие в себе функции принтера, сканера, факса и копировального устройства.
- Средства обработки, хранения и уничтожения документов АРМ делопроизводителя
Выбор типа и количества средств хранения зависит от особенностей документов. Применяются четыре основные системы хранения документов: вертикальная библиотечная, горизонтальная, вертикальная подвесная, вертикальная каталожная.
В автоматизированном рабочем месте делопроизводителя присутствуют первичные средства хранения: коробки, папки, футляры, контейнера, пакеты.
В АРМ делопроизводителя используется средства хранения:
- документы на бумажной основе, как правило, хранятся в картонных коробках и папках;
- картонные коробки являются более дешевым и распространенным видом упаковки документов;
- распространены и пластиковые скоросшиватели, папки-регистры.
В автоматизированном рабочем месте делопроизводителя используются 20 картонных коробки, в которых находятся документы с небольшим сроком хранения (менее 1 года).
- Скоросшиватели предназначены для более длительного хранения (от 1 года до 3 лет).
- Регистры для хранения часто используемых документов.
В автоматизированном рабочем месте делопроизводителя есть и вертикальные картотеки, представляющие собой ящики с вертикально расположенными картами. Карты размещаются свободно, либо закрепляются горизонтальным стержнем. Они нужны для работы в архивах.
Таким образом, технические средства управления автоматизированным рабочим местом включают в себя: персональный компьютер (внутренние и внешние устройства, устройства ввода и вывода информации и т.д.), средства коммуникации, офисную технику, предназначенную для работы с документами.
Закрепление
- что такое автоматизированное рабочее место?
- классификация АРМ
- перечислите преимущества и недостатки АРМ
- что входит в состав АРМ делопроизводителя?
Подведение итогов. Рефлексия. Домашнее задание.
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| А | Б | Г | Д | АВГД |
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА
1. Автоматизированное рабочее место (АРМ) - это
а) комплекс средств вычислительной техники и программного обеспечения, располагающийся непосредственно на рабочем месте сотрудника и предназначенный для автоматизации его работы в рамках специальности
б) совокупность, обеспечивающая автоматизацию функций пользователя
в) персональная ЭВМ и пользователь, совместно реализующие вычислительный процесс
2. Под принципом системности понимается следующее:
а) выполнение заложенных в АРМ функций, независимо от воздействия как внутренних, так и внешних факторов
б) автоматизированное рабочее место должно представлять собой систему взаимосвязанных компонентов
в) затраты на создание и эксплуатацию системы не должны превышать экономическую выгоду от ее реализации
3. Под принципом эффективности понимается следующее:
а) выполнение заложенных в АРМ функций, независимо от воздействия как внутренних, так и внешних факторов
б) автоматизированное рабочее место должно представлять собой систему взаимосвязанных компонентов
в) создание современных и эффективно работающих автоматизированных рабочих мест
г) затраты на создание и эксплуатацию системы не должны превышать экономическую выгоду от ее реализации
4. Основными функциями АРМ являются:
а) организация сбора информации
б) организация баз данных на машинных носителях
в) организация автоматизированного банка данных
г) удовлетворение информационной и вычислительной потребности специалиста
д) все изложенные
5. Практический опыт использования АРМ как одного из элементов распределенных систем управления позволяет выделить следующие требования к эффективно и полноценно функционирующему АРМ:
а) функциональность
б) своевременность
в) своевременное удовлетворение информационных потребностей пользователя
г) адаптация к уровню подготовки пользователя и специфике выполняемых им функций
д) возможность быстрого обучения пользователя основным приемам работы
е) возможность долгого обучения пользователя основными приемами работы


