«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Конспект у рока с презентацией "Звуки и буква х"

Конспект урока с презентацией при знакомстве с новой буквой и звуками.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки


Конспект открытого урока литературного чтения

(обучение грамоте)

в 1 Б классе

«Исполнение ФГОС на первой ступени

общего образования»

Тема «Буквы Х, х и звуки [х], [х’]».


Цели урока: Создать условия для ознакомления учащихся с согласными буквами Х,х; развития речи, логического мышления, памяти.



Задачи урока:

образовательная_ общеучебные – отличать новое от уже известного с помощью учителя, формировать познавательные цели; логические – строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.,

развивающая__ развитие фонематического слуха, создать условия для развития эмоционально-чувственной сферы и навыков взаимодействия способствовать обогащению словарного запаса учащихся новыми словами;

    _воспитывающая___ способствовать воспитанию уважительного отношения к окружающим, интереса к изучаемому _предмету, воспитывать чувство взаимопомощи. способствовать воспитании доброты, воспитывать бережное отношение к хлебу, уважительное отношение к людям труд________________________________________________________________________

Оборудование урока: __компьютер, слайды, презентация, учебник ____________________ Тип урока: _____ открытие новых знаний ___________________________________________________________________________________

Методы обучения: деятельностный метод обучения

  • создание проблемной ситуации;

  • поисковый;

  • наглядно-иллюстративный;

  • словесный


Формы организации деятельности:

  • парная, групповая

  • индивидуальная


Средства обучения:

  • учебник, ч.1

  • мультимедиа проектор

  • наглядные пособия



Основные этапы

урока. (Время)

Содержание урока

Формирование УУД

Выводы по этапу

1.

Этап мотивации (1мин)

Учитель:

Ребята, встаньте ровненько, выпрямите спинки. Сегодня у нас вновь на уроке гости. Поприветствуйте наших гостей. Скажите, в какой стране мы живём?( В России)Россия славится своим гостеприимством, и мы с вами должны подтвердить своим поведением эту традицию. Давайте улыбнёмся и свои добрые улыбки подарим гостям и друг другу.

Девиз:Учись доброму,худое на ум не придет.

Просигналить цветом.(кто готов начать урок,помогать мне и своим друзьям,у кого хорошее настроение)

- Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачный?

- Я желаю вам сохранить хорошее настроение весь урок.


Личностные УУД

(самоопределение).

Создание ситуации успеха.


2. Актуализация знаний.

Постановка учебной задачи.

(5 мин)

Учитель:

К какому уроку приготовились? Зачем надо учиться читать?

Если хочешь много знать,

Многого добиться,

Обязательно читать,

Должен научиться.

- Как же будет звучать тема сегодняшнего урока?

Определить тему урока поможет игра «Доскажи словечко»

Хрюша сел на петуха.
Мы смеялись: ::!
(ха - ха - ха!)

Сочинять он стал стихи -
Мы смеялись ::!
(хи - хи - хи!)

С каких звуков начинались досказанные слова? Тема:

- Звуки [х] и [х’] и буква, которая их обозначает.

Учитель:

- Посмотрите на тему урока. Давайте вместе определим задачи урока:

Познакомиться с … (новой буквой и звуками.)

Научимся слышать и отличать … (звуки [х] и [х’] и отличать их от других звуков.)

Учиться читать … (слоги, слова и предложения с новой буквой.)

Итак: Что мы сделали?

Назвали тему, поставили задачи?

-Это урок повторения или открытие новых знаний?

Что или кто поможет нам в этом?


Проверим ваши накопленные знания, проведем гимнастику для ума. С чего начнем?

Вспомним, чему учились на пошлых уроках.

Поиграем в игру «Доскажи словечко»

Наша речь состоит из …

Звуки бывают…

При произнесении гласного звука…

При произнесении согласного звука…

Согласные бывают…

Гласные звуки а, о, у, ы, э обозначают…

Гласные звуки я, ё, ю, и, е обозначают…

Буквы е, ё, ю, я в начале слова…

Игра» 3 лишний»


Познавательное

УУД (логическое).

Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.









Личностные УУД (позволяют сделать обучение осмысленным)








Личностное УУД (жизненное самоопределение)



3.

Этап построения

проекта

коррекции

выявленных

затруднений.

(Работа над новым материалом в учебнике).

(8 – 10 мин)

1) Работа по схемам.

Учитель:

Как мы будем открывать новые звуки и обозначающую их букву?

Составим план работы:

1.Услышать звуки.

2.Дать характеристику звукам.

3.Знакомство с буквой.

4.Место в алфавите.

5.Чтение слогов, слов ,предложений.

Работа по плану:

По 1.Какие первые звуки слышали в досказанных словах?

- Вспомните, как вы смеялись?


Можно ли с ними играть в дразнилки?

По 2.Как характеризуем звуки?

Работа в группах.(сог-гл, м-т, п-н, з-г)

Что мы делали на этом этапе?

ВЫВОД. Звуки [х], [х’] – согласные, всегда глухие, могут быть тв., мяг., непарный.

Игра»Кулачок- подушечка, определи твердость-мягкость.

Поход, хитрец, успех, хомяк, схема, хихикать, храбрость, хор, хитрый

Какую задачу выполняли?

Оцените свои успехи.

Я умею слышать и отличать звуки х, х* от других.

По3.

Знакомство с буквой

Учитель:

- Звуки [х] и [х’] обозначаются на письме буквами «ха» - строчной (маленькой). ПОКАЖИТЕ в учебнике.

«Ха» - большой (заглавной).

- Зачем нужна заглавная буква?

ВЫВОД.

Имена собственные и начало предложений пишутся с большой

буквы, а остальные слова – с маленькой.


- На что похожа буква Ха?

на ножницы, лопасть вертолёта, на мельницу, на крестик)


Загадаю вам загадку, выполняйте по порядку.

Раз – листочки поднимаем,

Два – листочки загибаем,

Три – еще разок свернем,

На четыре – развернем.

Буква спряталась внутри,

Кто догадлив – назови!


- На что похожа буква?

«Х» на ножницы похожа,

Но в работе, а не лежа.

Хочешь – режешь,

Хочешь – шьешь,

Хочешь сам себя стрижешь.


Ха – забавная игрушка,

Деревянная вертушка –

Ветру вольному подружка.

- Конструируйте в парах (1в. – большую, 2в. – маленькую)

- Посмотрите, какое место в алфавите занимает буква Ха? После какой знакомой буквой она стоит? (Ф)

Вырыл дом подземный ловко,

Натаскал пшена в кладовку.

Вечно в сумке за щекой

Носит зернышки с собой.

Кто же он?- наверняка

Вы узнали…(хомяка)

Хомка, хомка, хомячок,

Полосатенький бочок.

Хомка раненько встаёт,

Щёчки моет, шейку трёт.

Подметает хомка хату

И выходит на зарядку.

1, 2, 3, 4, 5 –

Хочет хомка сильным стать.

Оцените по второму критерию свои успехи.

Я знаю букву Х

Чему еще научимся на уроке?

Познавательные УУД (информационные: поиск нужной информации, работа со схемами, моделями, ориентироваться в книге, работать по ней).


Познавательные УУД (логические): анализ объекта с целью выделения существенных признаков.







Регулятивные УУД (мыслительные

операции): решаются путём привлечения интриги. Суждения детей взаимно дополняют друг друга и не вступают в противоречие.











Познавательные УУД (логические): установление причинно-следственных связей.


Познавательные УУД (логические): подведение под понятие.




4.

Первичное закрепление.

(3 мин)

  1. Чтение слогов с новой буквой.

- Посмотрите на задачи урока.

Первую задачу мы выполнили.

- Вторую цель достигли.

- Посмотрите на 3 задачу. Будем её решать.

- Почитаем слоги в учебнике.

Игра «Эхо».

- Я читаю, вы повторяете. Следите внимательно.


Регулятивные УУД (мыслительные операции) и познавательные УУД


5.

Включение нового знания в систему знаний.

(7 мин)

  1. Чтение столбиков слов и слогов с новыми звуками.

У. Отгадайте загадки:

  1. Рос сперва на воле в поле,
    Летом цвел и колосился,
    А когда обмолотили,
    Он в зерно вдруг превратился.
    Из зерна – в муку и тесто,
    В магазине занял место

  Х – очень важная буква. С нее начинается очень дорогое, важное слово – хлеб. Хлеб всегда на столе и в будни, и в праздники. Хлебом – солью встречают самых дорогих и почетных гостей. Недаром говорят: «Хлеб – всему голова». Ребята, используя рисунки из нашего учебника, мы поговорим о пути хлеба от поля до твоего стола.

- Оказывается, слово “хлеб” имеет несколько значений:

.ХЛЕБ – растение ( снопик пшеницы)

  • ХЛЕБ - батоны, булки, пирожки (хлебопродукты)

  • ХЛЕБ - любая пища человека,( продовольствие.)

Родственные слова.

- Ласково назовём ... (хлебушек)

- Небольшой хлеб ... (хлебец)

- Предмет, где хранится хлеб ... (хлебница)

- Приспособление для резки хлеба ... (хлеборезка)

- Предприятие по изготовлению хлеба ... (хлебокомбинат)

- Продукты, относящиеся к хлебным изделиям ... (хлебопродукты)

- Крестьянин, выращивающий хлеб ... (хлебороб)

- Можно ли эти слова назвать родственными?  ( Да. У них есть общая часть, общее в значении.)



Чтение текста:



2. Подбор заголовка.

3. Работа по содержанию текста:

- Какое время года наступает?

- Почему дрожат осины?

- Где появился ледок?

- Почему в тексте сказано, что хлеб надо убрать до холодов?






Активизация словаря.


Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество.







Познавательные УУД (информационные).

Коммуникативное сотрудничество как взаимодействие.






Познавательные УУД (логические):

анализ объектов целью

выделения в них существенных признаков.



6.

Задания на развитие речи и внимания.

(4 мин)

Релаксация. Отдых под музыку.


- Какой же путь проделывает маленькое зернышко, прежде чем попасть к нам на стол в виде хлеба, булочек, пирожков, макарон…?

Рассказ учителя по иллюстрациям:

а) сначала готовят землю к посеву, вспахивают, боронуют;

б) зерно сеют на поле;

в) всходы поливают, самолеты распыляют отраву, чтобы не было сорняков и вредителей;

г) когда колоски созревают, выходят в поле комбайны и косят пшеницу. Зерно сыплется в машины, и водитель отвозит его на ток, где его очищают и сушат.

д) потом зерно отвозят на элеватор, где оно хранится, а оттуда везут его на мельницу, где из него получают муку.

е) затем муку везут в пекарню. Там из нее замешивают тесто, из которого выпекают хлеб, булочки и…

Вывод:

- Ребята! Вот какой длинный путь проделал кусочек хлеба, прежде чем попасть к нам на стол. Он хранит тепло рук тысяч людей.

Как мы должны относиться к хлебу?

Хлеба к обеду в меру бери, хлеб – драгоценность, им не сори!

Бросил хлеб – обидел свет.

Бережно, с любовью,с уважением к людям, которые выращивают хлеб


Личностные УУД:

эстетическая ориентация: пословицы, поговорки, загадки.












Познавательные УУД (подведение под понятие)



7.

Итог урока.

Рефлексия.

(2 мин)

- Какие задачи ставили?

- Удалось ли нам решить поставленные задачи?

.




Самооценка

работы

Оцените свою работу по критериям.

Я знаю букву Х и её звуки х,х*

Я умею… слышать и отличать новые звуки от других.

Я умею…читать слоги , слова и предложения с буквой х.

Что понравилось?

Что у вас получилось?

Над чем надо поработать?

Оценить Цветом: Кто всё усвоил, доволен собой, хорошее настроение.2 испытывает затруднение. 3 ничего не понял.

- Желаю вам плодотворной работы.

- Спасибо за урок!








Содержимое разработки

Учись доброму- плохое на ум не придет!

Учись доброму- плохое на ум не придет!

Ещё не решил, но буду стараться. 1/15/18

Ещё не решил, но буду стараться.

1/15/18

Звуки х , х* и буква, которая их обозначает.

Звуки х , х* и буква, которая их обозначает.

СЕГОДНЯ НА УРОКЕ : ПОЗНАКОМИМСЯ С … НАУЧИМСЯ слышать и  ОТЛИЧАТЬ …

СЕГОДНЯ НА УРОКЕ :

  • ПОЗНАКОМИМСЯ С …
  • НАУЧИМСЯ слышать и

ОТЛИЧАТЬ …

  • НАУЧИМСЯ ЧИТАТЬ …
Буква ха – звук [х] – согласный, х глухой,  непарный, может быть твёрдым [ х ], может быть мягким [ х , ]

Буква ха –

звук [х] –

согласный,

х

глухой,

непарный,

может быть твёрдым [ х ],

может быть мягким [ х , ]

Раз – листочки поднимаем, Два – листочки загибаем, Три – еще разок свернем, На четыре – развернем. Буква спряталась внутри, Кто догадлив – назови!

Раз – листочки поднимаем,

Два – листочки загибаем,

Три – еще разок свернем,

На четыре – развернем.

Буква спряталась внутри,

Кто догадлив – назови!

На что похожа буква Х?    «Х» на ножницы похожа,  Но в работе, а не лежа. Хочешь – режешь, Хочешь – шьешь, Хочешь сам себя стрижешь. Ха – забавная игрушка, Деревянная вертушка – Ветру вольному подружка   »

На что похожа буква Х?

«Х» на ножницы похожа,

Но в работе, а не лежа.

Хочешь – режешь,

Хочешь – шьешь,

Хочешь сам себя стрижешь.

Ха – забавная игрушка,

Деревянная вертушка –

Ветру вольному подружка

»

Х а

Х

а

Х У

Х

У

Х О

Х

О

Х Е

Х

Е

Х И

Х

И

ХЛЕБ

ХЛЕБ

ХЛЕБУШЕК ХЛЕБОРОБ ХЛЕБНИЦА ХЛЕБОРЕЗКА

ХЛЕБУШЕК

ХЛЕБОРОБ

ХЛЕБНИЦА

ХЛЕБОРЕЗКА

Труд кормит

Труд кормит

СЕГОДНЯ НА УРОКЕ : ПОЗНАКОМИЛИСЬ С … НАУЧИЛИСЬ слышать и  ОТЛИЧАТЬ …

СЕГОДНЯ НА УРОКЕ :

  • ПОЗНАКОМИЛИСЬ С …
  • НАУЧИЛИСЬ слышать и

ОТЛИЧАТЬ …

  • НАУЧИЛИСЬ ЧИТАТЬ …

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее