Конспект открытого урока литературного чтения
(обучение грамоте)
в 1 Б классе
«Исполнение ФГОС на первой ступени
общего образования»
Тема «Буквы Х, х и звуки [х], [х’]».
Цели урока: Создать условия для ознакомления учащихся с согласными буквами Х,х; развития речи, логического мышления, памяти.
Задачи урока:
образовательная_ общеучебные – отличать новое от уже известного с помощью учителя, формировать познавательные цели; логические – строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.,
развивающая__ развитие фонематического слуха, создать условия для развития эмоционально-чувственной сферы и навыков взаимодействия способствовать обогащению словарного запаса учащихся новыми словами;
_воспитывающая___ способствовать воспитанию уважительного отношения к окружающим, интереса к изучаемому _предмету, воспитывать чувство взаимопомощи. способствовать воспитании доброты, воспитывать бережное отношение к хлебу, уважительное отношение к людям труд________________________________________________________________________
Оборудование урока: __компьютер, слайды, презентация, учебник ____________________ Тип урока: _____ открытие новых знаний ___________________________________________________________________________________
Методы обучения: деятельностный метод обучения
создание проблемной ситуации;
поисковый;
наглядно-иллюстративный;
словесный
Формы организации деятельности:
парная, групповая
индивидуальная
Средства обучения:
учебник, ч.1
мультимедиа проектор
наглядные пособия
Основные этапы урока. (Время) | Содержание урока | Формирование УУД | Выводы по этапу |
1. Этап мотивации (1мин) | Учитель: Ребята, встаньте ровненько, выпрямите спинки. Сегодня у нас вновь на уроке гости. Поприветствуйте наших гостей. Скажите, в какой стране мы живём?( В России)Россия славится своим гостеприимством, и мы с вами должны подтвердить своим поведением эту традицию. Давайте улыбнёмся и свои добрые улыбки подарим гостям и друг другу. Девиз:Учись доброму,худое на ум не придет. Просигналить цветом.(кто готов начать урок,помогать мне и своим друзьям,у кого хорошее настроение) - Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачный? - Я желаю вам сохранить хорошее настроение весь урок.
| Личностные УУД (самоопределение). Создание ситуации успеха. |
|
2. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи. (5 мин) | Учитель: К какому уроку приготовились? Зачем надо учиться читать? Если хочешь много знать, Многого добиться, Обязательно читать, Должен научиться. - Как же будет звучать тема сегодняшнего урока? Определить тему урока поможет игра «Доскажи словечко» Хрюша сел на петуха. Сочинять он стал стихи - С каких звуков начинались досказанные слова? Тема: - Звуки [х] и [х’] и буква, которая их обозначает. Учитель: - Посмотрите на тему урока. Давайте вместе определим задачи урока: Познакомиться с … (новой буквой и звуками.) Научимся слышать и отличать … (звуки [х] и [х’] и отличать их от других звуков.) Учиться читать … (слоги, слова и предложения с новой буквой.) Итак: Что мы сделали? Назвали тему, поставили задачи? -Это урок повторения или открытие новых знаний? Что или кто поможет нам в этом?
Проверим ваши накопленные знания, проведем гимнастику для ума. С чего начнем? Вспомним, чему учились на пошлых уроках. Поиграем в игру «Доскажи словечко» Наша речь состоит из … Звуки бывают… При произнесении гласного звука… При произнесении согласного звука… Согласные бывают… Гласные звуки а, о, у, ы, э обозначают… Гласные звуки я, ё, ю, и, е обозначают… Буквы е, ё, ю, я в начале слова… Игра» 3 лишний»
| Познавательное УУД (логическое). Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков. Личностные УУД (позволяют сделать обучение осмысленным) Личностное УУД (жизненное самоопределение)
|
|
3. Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений. (Работа над новым материалом в учебнике). (8 – 10 мин) | 1) Работа по схемам. Учитель: Как мы будем открывать новые звуки и обозначающую их букву? Составим план работы: 1.Услышать звуки. 2.Дать характеристику звукам. 3.Знакомство с буквой. 4.Место в алфавите. 5.Чтение слогов, слов ,предложений. Работа по плану: По 1.Какие первые звуки слышали в досказанных словах? - Вспомните, как вы смеялись?
Можно ли с ними играть в дразнилки? По 2.Как характеризуем звуки? Работа в группах.(сог-гл, м-т, п-н, з-г) Что мы делали на этом этапе? ВЫВОД. Звуки [х], [х’] – согласные, всегда глухие, могут быть тв., мяг., непарный. Игра»Кулачок- подушечка, определи твердость-мягкость. Поход, хитрец, успех, хомяк, схема, хихикать, храбрость, хор, хитрый Какую задачу выполняли? Оцените свои успехи. Я умею слышать и отличать звуки х, х* от других. По3. Знакомство с буквой Учитель: - Звуки [х] и [х’] обозначаются на письме буквами «ха» - строчной (маленькой). ПОКАЖИТЕ в учебнике. «Ха» - большой (заглавной). - Зачем нужна заглавная буква? ВЫВОД. Имена собственные и начало предложений пишутся с большой буквы, а остальные слова – с маленькой.
- На что похожа буква Ха? на ножницы, лопасть вертолёта, на мельницу, на крестик)
Загадаю вам загадку, выполняйте по порядку. Раз – листочки поднимаем, Два – листочки загибаем, Три – еще разок свернем, На четыре – развернем. Буква спряталась внутри, Кто догадлив – назови!
- На что похожа буква? «Х» на ножницы похожа, Но в работе, а не лежа. Хочешь – режешь, Хочешь – шьешь, Хочешь сам себя стрижешь.
Ха – забавная игрушка, Деревянная вертушка – Ветру вольному подружка. - Конструируйте в парах (1в. – большую, 2в. – маленькую) - Посмотрите, какое место в алфавите занимает буква Ха? После какой знакомой буквой она стоит? (Ф) Вырыл дом подземный ловко, Натаскал пшена в кладовку. Вечно в сумке за щекой Носит зернышки с собой. Кто же он?- наверняка Вы узнали…(хомяка) Хомка, хомка, хомячок, Полосатенький бочок. Хомка раненько встаёт, Щёчки моет, шейку трёт. Подметает хомка хату И выходит на зарядку. 1, 2, 3, 4, 5 – Хочет хомка сильным стать. Оцените по второму критерию свои успехи. Я знаю букву Х Чему еще научимся на уроке? | Познавательные УУД (информационные: поиск нужной информации, работа со схемами, моделями, ориентироваться в книге, работать по ней).
Познавательные УУД (логические): анализ объекта с целью выделения существенных признаков.
Регулятивные УУД (мыслительные операции): решаются путём привлечения интриги. Суждения детей взаимно дополняют друг друга и не вступают в противоречие.
Познавательные УУД (логические): установление причинно-следственных связей.
Познавательные УУД (логические): подведение под понятие.
|
|
4. Первичное закрепление. (3 мин) |
- Посмотрите на задачи урока. Первую задачу мы выполнили. - Вторую цель достигли. - Посмотрите на 3 задачу. Будем её решать. - Почитаем слоги в учебнике. Игра «Эхо». - Я читаю, вы повторяете. Следите внимательно.
| Регулятивные УУД (мыслительные операции) и познавательные УУД |
|
5. Включение нового знания в систему знаний. (7 мин) |
У. Отгадайте загадки:
Х – очень важная буква. С нее начинается очень дорогое, важное слово – хлеб. Хлеб всегда на столе и в будни, и в праздники. Хлебом – солью встречают самых дорогих и почетных гостей. Недаром говорят: «Хлеб – всему голова». Ребята, используя рисунки из нашего учебника, мы поговорим о пути хлеба от поля до твоего стола. - Оказывается, слово “хлеб” имеет несколько значений: .ХЛЕБ – растение ( снопик пшеницы)
Родственные слова. - Ласково назовём ... (хлебушек) - Небольшой хлеб ... (хлебец) - Предмет, где хранится хлеб ... (хлебница) - Приспособление для резки хлеба ... (хлеборезка) - Предприятие по изготовлению хлеба ... (хлебокомбинат) - Продукты, относящиеся к хлебным изделиям ... (хлебопродукты) - Крестьянин, выращивающий хлеб ... (хлебороб) - Можно ли эти слова назвать родственными? ( Да. У них есть общая часть, общее в значении.)
Чтение текста:
2. Подбор заголовка. 3. Работа по содержанию текста: - Какое время года наступает? - Почему дрожат осины? - Где появился ледок? - Почему в тексте сказано, что хлеб надо убрать до холодов?
|
Активизация словаря.
Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество.
Познавательные УУД (информационные). Коммуникативное сотрудничество как взаимодействие.
Познавательные УУД (логические): анализ объектов целью выделения в них существенных признаков.
|
|
6. Задания на развитие речи и внимания. (4 мин) | Релаксация. Отдых под музыку.
- Какой же путь проделывает маленькое зернышко, прежде чем попасть к нам на стол в виде хлеба, булочек, пирожков, макарон…? Рассказ учителя по иллюстрациям: а) сначала готовят землю к посеву, вспахивают, боронуют; б) зерно сеют на поле; в) всходы поливают, самолеты распыляют отраву, чтобы не было сорняков и вредителей; г) когда колоски созревают, выходят в поле комбайны и косят пшеницу. Зерно сыплется в машины, и водитель отвозит его на ток, где его очищают и сушат. д) потом зерно отвозят на элеватор, где оно хранится, а оттуда везут его на мельницу, где из него получают муку. е) затем муку везут в пекарню. Там из нее замешивают тесто, из которого выпекают хлеб, булочки и… Вывод: - Ребята! Вот какой длинный путь проделал кусочек хлеба, прежде чем попасть к нам на стол. Он хранит тепло рук тысяч людей. Как мы должны относиться к хлебу? Хлеба к обеду в меру бери, хлеб – драгоценность, им не сори! Бросил хлеб – обидел свет. Бережно, с любовью,с уважением к людям, которые выращивают хлеб
| Личностные УУД: эстетическая ориентация: пословицы, поговорки, загадки.
Познавательные УУД (подведение под понятие)
|
|
7. Итог урока. Рефлексия. (2 мин) | - Какие задачи ставили? - Удалось ли нам решить поставленные задачи? .
|
|
|
Самооценка работы | Оцените свою работу по критериям. Я знаю букву Х и её звуки х,х* Я умею… слышать и отличать новые звуки от других. Я умею…читать слоги , слова и предложения с буквой х. Что понравилось? Что у вас получилось? Над чем надо поработать? Оценить Цветом: Кто всё усвоил, доволен собой, хорошее настроение.2 испытывает затруднение. 3 ничего не понял. - Желаю вам плодотворной работы. - Спасибо за урок! |
|
|