Тематическая неделя
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 16
Конспект совместной деятельности «Удивительный мир Африки»
(старшая группа компенсирующей направленности для детей с нарушением речи)
Разработала: Лукина О.В.
учитель-логопед
г. Новочеркасск 2018
Цель: создание условий для развития познавательно – речевой активности у детей, посредством использования здоровьесберегающих технологий.
Задачи:
Коррекционно - образовательные:
Обогащать речь детей существительными, обозначающие названия животных и их детенышей жарких стран
Закреплять употребление существительных в речи через игру
«Полезные, не полезные продукты».
Коррекционно – развивающие:
Развивать диафрагмальное дыхание, мелкую и крупную моторику рук, в игре « Отгадай фрукт», логоритмике «Смелый капитан»
Развивать внимание, воображение и творчество, через игру «Подводный мир»
Коррекционно - воспитательные:
Формировать бережное отношение к животным, вызвать эмоциональный отклик у детей.
Ожидаемый результат:
Дети имеют представление о правильном питании, называют продукты полезные для здоровья, знают и различают животных жарких стран.
Оборудование: пальмы для оформления зала, презентация «Африка», головные уборы «бескозырки» , пособие « Дары Фребеля», Сенсино задекорированное в кактус, фрукты ( апельсин, банан, ананас)
Предварительная работа.
Знакомство с материком Африка и его расположением на карте.
Ознакомление с природными зонами Африки (пустыня, саванна, джунгли)
Просмотр иллюстраций и энциклопедий по теме «Африка».
Чтение стихотворений и отгадывание загадок про животных Африки.
Здоровьесберегающий компонент:
Самомассаж;
Дыхательная гимнастика;
Артикуляционная гимнастика;
Использование Су – Джок шариков
Ход совместной деятельности:
Логопед: Ребята, у меня сегодня прекрасное настроение, я рада вас всех видеть! А какое у вас настроение?
Дети: веселое, хорошее, радостное
Логопед: улыбнитесь друг другу, чтобы всем передать хорошее настроение Пусть оно остается таким на весь день!
Логопед: Ребята, сегодня к нам в детский сад пришло письмо из далекой Африки. Что же в нем написано вам интересно?
Дети: Да!
Слайд №1 «Письмо»
Текст письма: «Здравствуйте ребята! Я вождь племени « Тумба-Юмба», у нас случилась беда. Бармалей всех животных спрятал и держит в заточении. Приезжайте! Помогите, их освободить.
Логопед: Ребята, что же делать, бедные животные?
Дети: их нужно спасти, договорится с Бармалеем, чтобы он отпустил животных, отправиться в Африку и спасти животных
Логопед: тогда нам пора отправляться в путь.
Слайд № 2 карта Африки
Логопед: Посмотрите на экран эта карта Африки. Ее окружают океаны. А на чем же можно отправиться в Африку
Дети: На пароходе, лодке, катере.
Слайд: № 3 Катерок
Логопед: нас ждет волшебный катерок - отправляемся в путь!
Логоритмика. «Смелый капитан»
(развитие речи, мелкой и крупной моторики рук, чувства ритма, мимической выразительности)
Слайд : № 4 Волны ( шум моря)
Я на мостике стою И бинокль в руках держу. Волны плещутся слегка, Качка тихая пока, Волны сильными вдруг стали И от качки все упали. За канат держусь я крепко, Вдруг сорвало ветром кепку, Я ловить рукою стал, Чуть с мосточка не упал | Ноги расставить широко, руки на поясе. Изобразить бинокль с помощью пальцев рук, поднести воображаемый бинокль к глазам. Обеими руками изобразить легкую волну. Покачаться из стороны в сторону. Изобразить волну руками более интенсивно. Присесть. Изобразить перебирание каната обеими руками, крепко сжимая кулаки. Руку поднести к голове и резко отвести в сторону. Сделать несколько движений в воздухе сначала одной, затем другой рукой. Руки в стороны, балансировать. |
Логопед: Послушаем шум моря, закроем глазки, и представим как наш кораблик весело плывёт по волнам.
Слайд № 5(морское царство)
Логопед: Ребята, вот и стих шторм, солнышко светит, а как вы думаете, что сейчас происходит на дне океана?
Дети: разные рыбки плавают, играют, водоросли,
Логопед: Я предлагаю вам придумать свой подводный мир!
Использование пособия « Дары Фребеля»
Звучит тихая музыка, дети составляют подводный мир.
На заранее подготовленной поверхности синего цвета, дети выкладывают обитателей океана.
Логопед обращается к каждому ребенку, спрашивая из каких фигур, какого цвета, что делает?
Логопед: У вас получился красивый подводный мир.
Слайд № 6 « Пустыня»
Логопед обращает внимание детей на экран
Логопед: А вот и Африка! Перед вами ребята пустыня Сахара. Это самая большая пустыня в мире. Здесь очень сухо и жарко.
Только завывает ветер
Дети у –у-у –у-у
Логопед: шуршит песок
Дети: Ш-Ш-Ш-Ш-Ш
Логопед: ползают и свистят змеи.
Дети: С-С-С-С-С
Логопед: А как вы думаете, какие растения растут в пустыне?
Дети: Кактусы и т.д.
Логопед: Посмотрите, здесь растет волшебный кактус, найдите то, что в нем спрятано.
Использование Сенсино. Дети опускают руки в кармашки, в которых спрятаны Су –Джок шарики.
Логопед: какие на ощупь?
Дети: круглые, колючие
Самомассаж «Кактус»
Этот кактус на песке Не дает покоя мне.
| (Положить шарик на ладонь.)
|
Я вокруг него кручусь, Не беру-вдруг уколюсь.
| (Круговые движения по ладони).
|
Помню мамины слова: «Он колючий. Брать нельзя!»
| (Постучать шариком по ладони.)
|
Но терпеть нет больше сил- Палец в кактус угодил! «Уколоть» палец о шарик. «Аааа»-издал я сильный рев Не нашел пока я слов. Но теперь я точно знаю- С кактусом я не играю!
| (Круговые движения шарика между ладонями)
|
Слайд № 7-8 Саванна
Логопед обращает внимание детей на экран
Логопед: Ребята, посмотрите какая красота, это Саванна. Как вы думаете какие животные здесь обитают?
Дети: Слоны, обезьяны, зебры, львы, тигры…..
Логопед: А где же все животные?
Слайд №9 «Бармалей»
Неожиданно раздаётся голос Бармалея в записи:
Бармалей: Ха-ха-ха! Я Бармалей! Я не люблю гостей!
Вам зверей не покажу, их в секрете я держу.
В заточенье у меня сидят без света, без огня.
Разберётесь, кто там есть – будет вам хвала да честь,
Если нет – не отпущу, слово я своё сдержу!
Логопед: Что же делать, как же быть. Нужно нам помочь животным, где же их спрятал Бармалей, (обращает внимание на дорожку)
Посмотрите какая-то волшебная дорожка, в чём же её волшебство?
Дети рассматривают внимательно и находят в дорожке карманы
Логопед: Давай опустим руки в кармашки и посмотрим, может там что – то спрятано?
Использование дорожки с кармашками в каждом кармашке лежит круг с расцветкой животного. Дети должны будут, отгадать к какому животному это относиться.
Ответы детей при правильном ответе на слайде появляются животные.
Слайд: № 10-11Появляются животные
Логопед: Какие мы молодцы всех животных освободили, они рады, и рады их детеныши у
слона-слоненок
льва – львенок
тигра – тигренок
зебры- жеребенок
Сайд :№ 12-17 детеныши и их родители
Логопед: животные так рады хотят с нами поиграть!
Слайд № 18 - 19
Самомассаж «У жирафа пятна» под музыку.
Слайд:№ 20 Бармалей с больным зубом
Звучит запись : « Ой ребята помогите, полечите вы меня,
Много ел конфет наверно, зуб болит теперь пол дня»
Логопед: Как вы думаете , почему у него болит зуб?
Дети: много ел конфет, плохо чистил зубы.
Логопед А конфеты это вредные или полезные продукты?
Дети: вредные
Логопед: Ну что поможем Бармалею..
Дети: Да, нет
Логопед: Я думаю, если мы поможем Бармалею, то он станет добрее, и больше никого не похитит.
Подскажите ему какие продукты, полезны для нашего организма.
Слайд: № 21 Игра «Полезные и вредные продукты».
Ответы детей.
Логопед: Посмотрите какие полезные экзотические фрукты растут в Африке .
Слайд: № 22 Экзотические фрукты
На тарелочках разложены фрукты: апельсин, банан, ананас.
Логопед: Закроем глаза, сделаем глубокий вдох через нос, и определим, как называется фрукт.
Дети называют фрукты: Банан, апельсин, ананас.
Слайд: № 23 « Веселый Бармалей»
Запись Бармалей: «Спасибо Вам ребята, теперь я буду добрым и никого не буду обижать, и есть только полезные продукты»
Логопед: Дети! Подскажите Бармалею, что еще нужно делать, чтобы зубы не болели.
Дети: Нужно чистить зубы зубной щеткой и пастой;
Логопед: покажите, ведь Бармалей совсем не знает.
Слайд: № 24 Артикуляционная гимнастика « Чистим зубки»
Цель: выработать умение удерживать кончик языка за нижними зубами, активизировать кончик языка.
Ход выполнения упражнения: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.
Слайд 25 «Племя «Тумба - Юмба»
Логопед обращает внимание детей на экран.
Логопед: Ребята посмотрите это же племя «Тумба – Юмба» Они очень рады нас видеть и приглашают нас танцевать. Посмотрите какие необычные у них наряды! А вы хотите тоже такие?
Дети: да
Логопед: тогда надевайте их скорее и будем танцевать
Логоритмика «Чунга Чанга»
племя «Тумба – Юмба благодарны нам за помощь и передают корзину с тропическими фруктами.
Логопед: Ну что ребята, нам пора отправляться домой?
Слайд: № 26 «Катерок»
Логопед: Катерок нас уже ждет!
Дети под музыку отправляются в детский сад.