«Зимний фестиваль знаний 2026»

Конспект по автоматизации звука [Р] в обратных слогах, словах "Играем с львенком" (индивидуальное)

Коррекционно-образовательные задачи:

  • Уточнить и совершенствовать движения органов речи.
  • Закрепить правильное произношение звука [р] в обратных слогах, в словах с этими слогами.
  • Учить сопровождать речь с движением рук, обучать элементарным приемам самомассажа. Развивать и совершенствовать мелкую моторику, длительную воздушную струю.
  • Развивать фонематическое восприятие, тактильные ощущения.
  • Развивать психические процессы (мышление, память, внимание).
  • Расширять и уточнять словарный запас, развивать связную речь.

Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать положительный интерес к логопедическим занятиям, доброжелательные отношения, навыки взаимодействия и сотрудничества.

Олимпиады: Окружающий мир 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Непосредственная образовательная деятельность

по автоматизации звука [Р] в обратных слогах, словах.

(индивидуальное)

Коррекционно-образовательные задачи:

  • Уточнить и совершенствовать движения органов речи.

  • Закрепить правильное произношение звука [р] в обратных слогах, в словах с этими слогами.

  • Учить сопровождать речь с движением рук, обучать элементарным приемам самомассажа. Развивать и совершенствовать мелкую моторику, длительную воздушную струю.

  • Развивать фонематическое восприятие, тактильные ощущения.

  • Развивать психические процессы (мышление, память, внимание).

  • Расширять и уточнять словарный запас, развивать связную речь.

Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать положительный интерес к логопедическим занятиям, доброжелательные отношения, навыки взаимодействия и сотрудничества.

Оборудование:

Игрушка львенок, картинки: тигр, дятел, ворона, «сухой бассейн» с предметами и картинками на звук Р, картинки с артикуляционными упражнениями, нетбук, массажный мячик, слоги и слова для чтения, схемы для определения позиции звука в слове.


1. Организационный момент с психогимнастикой.

Здравствуй, … ! Настал новый чудесный день. Представь, что ты вдыхаешь в себя свежесть, доброту, красоту сегодняшнего вечера! Сделай глубокий вдох через нос. Теперь выдохни. Вдохни ещё раз и выдохни. И последний раз вдох и выдох. Молодец! Давай улыбнемся друг другу и начнем наше занятие.

2. Разминка

-Повторяй движения и слова вместе со мной.

Ручки растираем и разогреваем,

И лицо теплом своим нежно умываем,

Пальчики сгребают все плохие мысли,

Ушки растираем сверху вниз мы быстро,

Их вперед сгибаем, тянем вниз за мочки,

А потом руками трогаем мы щечки.

3. Отгадывание звука по описанию.

- Сегодня мы продолжим правильно и красиво говорить звук, а какой, ты догадаешься сам(-а), отгадав звук по описанию: язык находится за верхними зубами, воздушная струя направлена на кончик языка, при этом он дрожит. Как ты думаешь, о каком звуке мы сегодня будем говорить?

4. Объявление темы.

Правильно! Сегодня мы будем учиться говорить звук [р] красиво и правильно в слогах в словах, предложениях.

5. Артикуляционная гимнастика.

«Чашечка»- 5 сек., «Грибок»- 5 сек., «Маляр»- 5 раз., «Вкусное варенье»- 5 раз., «Лошадка»- 5 раз., «Мотор»- 5-7 раз., «Барабанщики»- 5-7 раз.

6. Работа над дыханием.

А теперь подуем в трубочку, струя воздуха должна быть непрерывной и длительной, чтобы шарик высоко и долго летал в воздухе.

7. Произнесение изолированного звука.

-Молодец, твой язык приготовился красиво произносить звук Р.

Скажи пожалуйста, а какие животные умеют рычать? (тигр, лев, медведь, собака).

- К тебе в гости сегодня пришел Рычащий львенок. Он рычит: р-р-р. Порычи вместе с ним.

Изобрази сердитого льва и покажи, как грозно он рычит: р-р-р.

Изобрази дятла, сидящего на дереве, и как он стучит: тр-р-р, тр-р-р.

Как ворона каркает: кар-р, кар-р.

8.Анализ артикуляции.

А теперь, посмотри на схему, и скажи, в каком положении находятся губы, когда произносим звук [р]. Где находится язык? (ребенок рассматривает артикуляцию, логопед помогает).

9.Характеристика звука.

Расскажи о звуке [р]. Какой он: гласный или согласный? Твердый или мягкий? Звонкий или глухой?

Повтори вместе со мной: звук [р] согласный, твердый, звонкий.

10. Работа по развитию фонематического слуха (использовать экран).

Как услышишь звук[р]

Хлопни в ладоши.

р-м-н-р-к-г-л-м-н-р-л-к-н-р;

ра-ма-но-ло-ку-гу-ру-мы-ры-ка-ра;

рама, мама, рожки, нога, кукушка, ракушка, рога, гусь, лужа.

11. Автоматизация Р в слогах.

Работа над голосоведением и голосоподачей.

Львенок к нам очень спешил.

Они шел по мостику и пел:

ОР




АР УР

А теперь по дорожкам:

АР_________ОР___________УР_______

АР________УР_______ОР_______ЭР____

Воспроизведение ритмических структур.

Когда львенок дошел к нам, стал стучать в дверь.

А) Я буду стучать молоточком, а ты точно так же повторяй слоги:

РА (/ //) РО (/ // /) РУ (/ ///) РЫ (// / //).

или

Б) Я буду стучать молоточком, а ты точно так же повторяй.

(/ //) (/ // /) (/ ///) (// / //).

12. Автоматизация звука [р] в словах, развитие фонематического слуха.

- Львенок приготовил для тебя задание “Повторюшка”. Он хочет проверить, какой(-ая) ты внимательный(-ая).

Запоминай и повторяй:

Пар – дар – жар хор – бор – сор

Шар – вар – бар базар – комар – Макар

Горка – корка – норка

(каждое слово сопровождается движением пальцев: пальцы поочередно «здороваются» с большим пальцем)

- Чьи тут следы? Ага, это же следы нашего львенка, он хочет, чтобы мы пошли по его следам. Если пройдешь по ним и правильно прочтешь все слова, то узнаешь, куда пошел львенок (пар, кар, дар)

- Следы привели нас к бассейну. Львенок любит играть в бассейне и приготовил для тебя задания.

- Ты любишь секретики?

Ребенок:

-Да!

-Тигренок спрятал их в песочнице.

-Найди их и четко назови.

(на дне песочницы под стеклом картинки, ребенок ребром ладони разгребает песок и четко называет только те картинки, в названии которых есть звук Р (помидор, вор, картошка, морковка, терка, комар, гармонь, куртка).

- Молодец! Все правильно назвал (-ла).

Дидактичная игра «Жмурки» - развитие мелкой моторики.

- А теперь давай поиграем в «Жмурки». Завязывай глаза и ищи предметы, которые спрятались в песочнице (топор, помидор, мартышка, забор). Ребенок находит предметы и на ощупь определяет, что это за предметы.

Дидактическая игра на определение позиции звука Р в словах.

-Предметы, которые ты нашел (-ла), нужно разложить по коробкам со схемами в зависимости от того, где находится звук в слове (в конце, в начале, в середине)

Упражнение с массажным мячом, физминутка

Львенок любит играть с мячом, поиграем вместе с ним.

Я мячом круги катаю,

Взад-вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку,

А потом сожму немножко.

Каждым пальцем мяч сожму,

И другой рукой начну.

А теперь последний трюк,

Мяч летает между рук.

-Посмотри, здесь еще следы львенка, прочитаем, что там написано и узнаем, куда они ведут

(мир, тир, вор, хор).

- Следы привели нас к компьютеру. Львенок предлагает поиграть в игру

«Доскажи словечко»

Ор-ор-ор – на даче высокий …

Ар-ар-ар – Вову укусил …

Ур –ур –ур–за телефоном тянется….

Ир-ир-ир – Таня пьет …

Ёр-ёр-ёр – папа чистит…

Ыр-ыр –ыр- мама покупает…

Итог. Оценка работы ребенка.

Молодец! Давай на прощанье скажем львенку,какой звук мы учили говорить красиво? У тебя получился красивый звук [р]. Какие слова с этим звуком ты запомнил?

Ты сегодня молодец, замечательно потрудился (-лась). До свидания. Я жду тебя на следующем занятии.


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2026»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее