Непосредственная образовательная деятельность
по автоматизации звука [Р] в обратных слогах, словах.
(индивидуальное)
Коррекционно-образовательные задачи:
Уточнить и совершенствовать движения органов речи.
Закрепить правильное произношение звука [р] в обратных слогах, в словах с этими слогами.
Учить сопровождать речь с движением рук, обучать элементарным приемам самомассажа. Развивать и совершенствовать мелкую моторику, длительную воздушную струю.
Развивать фонематическое восприятие, тактильные ощущения.
Развивать психические процессы (мышление, память, внимание).
Расширять и уточнять словарный запас, развивать связную речь.
Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать положительный интерес к логопедическим занятиям, доброжелательные отношения, навыки взаимодействия и сотрудничества.
Оборудование:
Игрушка львенок, картинки: тигр, дятел, ворона, «сухой бассейн» с предметами и картинками на звук Р, картинки с артикуляционными упражнениями, нетбук, массажный мячик, слоги и слова для чтения, схемы для определения позиции звука в слове.
1. Организационный момент с психогимнастикой.
Здравствуй, … ! Настал новый чудесный день. Представь, что ты вдыхаешь в себя свежесть, доброту, красоту сегодняшнего вечера! Сделай глубокий вдох через нос. Теперь выдохни. Вдохни ещё раз и выдохни. И последний раз вдох и выдох. Молодец! Давай улыбнемся друг другу и начнем наше занятие.
2. Разминка
-Повторяй движения и слова вместе со мной.
Ручки растираем и разогреваем,
И лицо теплом своим нежно умываем,
Пальчики сгребают все плохие мысли,
Ушки растираем сверху вниз мы быстро,
Их вперед сгибаем, тянем вниз за мочки,
А потом руками трогаем мы щечки.
3. Отгадывание звука по описанию.
- Сегодня мы продолжим правильно и красиво говорить звук, а какой, ты догадаешься сам(-а), отгадав звук по описанию: язык находится за верхними зубами, воздушная струя направлена на кончик языка, при этом он дрожит. Как ты думаешь, о каком звуке мы сегодня будем говорить?
4. Объявление темы.
Правильно! Сегодня мы будем учиться говорить звук [р] красиво и правильно в слогах в словах, предложениях.
5. Артикуляционная гимнастика.
«Чашечка»- 5 сек., «Грибок»- 5 сек., «Маляр»- 5 раз., «Вкусное варенье»- 5 раз., «Лошадка»- 5 раз., «Мотор»- 5-7 раз., «Барабанщики»- 5-7 раз.
6. Работа над дыханием.
А теперь подуем в трубочку, струя воздуха должна быть непрерывной и длительной, чтобы шарик высоко и долго летал в воздухе.
7. Произнесение изолированного звука.
-Молодец, твой язык приготовился красиво произносить звук Р.
Скажи пожалуйста, а какие животные умеют рычать? (тигр, лев, медведь, собака).
- К тебе в гости сегодня пришел Рычащий львенок. Он рычит: р-р-р. Порычи вместе с ним.
Изобрази сердитого льва и покажи, как грозно он рычит: р-р-р.
Изобрази дятла, сидящего на дереве, и как он стучит: тр-р-р, тр-р-р.
Как ворона каркает: кар-р, кар-р.
8.Анализ артикуляции.
А теперь, посмотри на схему, и скажи, в каком положении находятся губы, когда произносим звук [р]. Где находится язык? (ребенок рассматривает артикуляцию, логопед помогает).
9.Характеристика звука.
Расскажи о звуке [р]. Какой он: гласный или согласный? Твердый или мягкий? Звонкий или глухой?
Повтори вместе со мной: звук [р] согласный, твердый, звонкий.
10. Работа по развитию фонематического слуха (использовать экран).
Как услышишь звук[р]
Хлопни в ладоши.
р-м-н-р-к-г-л-м-н-р-л-к-н-р;
ра-ма-но-ло-ку-гу-ру-мы-ры-ка-ра;
рама, мама, рожки, нога, кукушка, ракушка, рога, гусь, лужа.
11. Автоматизация Р в слогах.
Работа над голосоведением и голосоподачей.
Львенок к нам очень спешил.
Они шел по мостику и пел:
ОР
АР УР
А теперь по дорожкам:
АР_________ОР___________УР_______
АР________УР_______ОР_______ЭР____
Воспроизведение ритмических структур.
Когда львенок дошел к нам, стал стучать в дверь.
А) Я буду стучать молоточком, а ты точно так же повторяй слоги:
РА (/ //) РО (/ // /) РУ (/ ///) РЫ (// / //).
или
Б) Я буду стучать молоточком, а ты точно так же повторяй.
(/ //) (/ // /) (/ ///) (// / //).
12. Автоматизация звука [р] в словах, развитие фонематического слуха.
- Львенок приготовил для тебя задание “Повторюшка”. Он хочет проверить, какой(-ая) ты внимательный(-ая).
Запоминай и повторяй:
Пар – дар – жар хор – бор – сор
Шар – вар – бар базар – комар – Макар
Горка – корка – норка
(каждое слово сопровождается движением пальцев: пальцы поочередно «здороваются» с большим пальцем)
- Чьи тут следы? Ага, это же следы нашего львенка, он хочет, чтобы мы пошли по его следам. Если пройдешь по ним и правильно прочтешь все слова, то узнаешь, куда пошел львенок (пар, кар, дар)
- Следы привели нас к бассейну. Львенок любит играть в бассейне и приготовил для тебя задания.
- Ты любишь секретики?
Ребенок:
-Да!
-Тигренок спрятал их в песочнице.
-Найди их и четко назови.
(на дне песочницы под стеклом картинки, ребенок ребром ладони разгребает песок и четко называет только те картинки, в названии которых есть звук Р (помидор, вор, картошка, морковка, терка, комар, гармонь, куртка).
- Молодец! Все правильно назвал (-ла).
Дидактичная игра «Жмурки» - развитие мелкой моторики.
- А теперь давай поиграем в «Жмурки». Завязывай глаза и ищи предметы, которые спрятались в песочнице (топор, помидор, мартышка, забор). Ребенок находит предметы и на ощупь определяет, что это за предметы.
Дидактическая игра на определение позиции звука Р в словах.
-Предметы, которые ты нашел (-ла), нужно разложить по коробкам со схемами в зависимости от того, где находится звук в слове (в конце, в начале, в середине)
Упражнение с массажным мячом, физминутка
Львенок любит играть с мячом, поиграем вместе с ним.
Я мячом круги катаю,
Взад-вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку,
А потом сожму немножко.
Каждым пальцем мяч сожму,
И другой рукой начну.
А теперь последний трюк,
Мяч летает между рук.
-Посмотри, здесь еще следы львенка, прочитаем, что там написано и узнаем, куда они ведут
(мир, тир, вор, хор).
- Следы привели нас к компьютеру. Львенок предлагает поиграть в игру
«Доскажи словечко»
Ор-ор-ор – на даче высокий …
Ар-ар-ар – Вову укусил …
Ур –ур –ур–за телефоном тянется….
Ир-ир-ир – Таня пьет …
Ёр-ёр-ёр – папа чистит…
Ыр-ыр –ыр- мама покупает…
Итог. Оценка работы ребенка.
Молодец! Давай на прощанье скажем львенку,какой звук мы учили говорить красиво? У тебя получился красивый звук [р]. Какие слова с этим звуком ты запомнил?
Ты сегодня молодец, замечательно потрудился (-лась). До свидания. Я жду тебя на следующем занятии.


