Конспект урока в 5 классе по теме:
БУКВЫ О-Е ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ В КОРНЕ СЛОВА
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цели:
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать правило написания букв Е-0 после шипящих в корне; слова-исключения; написание слов с непроверяемыми написаниями после шипящих в безударном положении; уметь находить и правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний; уметь писать слова с непроверяемыми написаниями после шипящих в безударном положении.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): умение находить, преобразовывать и передавать информацию; выполнять различные социальные роли в группе и коллективе, использовать современные телекоммуникационные технологии.
Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования
Задачи:
- обучающие: познакомить учащихся с правильным написанием букв О-Е после шипящих в корне слова, объяснить способ выбора О-Е после шипящих и Ц
-развивающие: развивать устную и письменную речь, расширять словарный запас учащихся, развивать орфографическую зоркость, внимание, культуру речи
-воспитательные: воспитывать интерес к урокам русского языка
Методы и формы обучения
Наблюдение над языком; устная работа, работа в тетрадях,индивидуальная, групповая, фронтальная.
Оборудование: проектор, мультимедийный экран, презентация к уроку, рабочие тетради, учебник, карточки оценивания, вспомогательный реквизит.
- Учебник: Русский язык: 5 класс.Учебник для общеобразовательных организаций: в 2 частях. Ч. 2; (Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.) под науч. редакцией Н.М. Шанского – 8-е изд. - М.: Просвеещение, 2018.
- Учебная презентация.
Этапы урока.
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
- Здравствуйте, ребята. Давайте настроимся на хорошую продуктивную работу.
На наших уроках мы не только учимся грамотно писать, но и открываем для себя тайны русской грамматики. (Запишите число. Классная работа)
(слайд 1)
2. Актуализация знаний. Лексическая сказка.
- Ребята, расскажите алфавит. - Кто в нём живёт? ( Буквы.) -А сколько их? (33 буквы).
- Сколько согласных букв в русском языке? (21 согласная буква).
- А сколько гласных?( 10 гласных и два знака, не обозначающих звуков - ъ и ь.)
- Назовите все гласные буквы.
-( А, Е, Ё, И, О, У, Ы, Э, Ю, Я). Но плохо гласной, когда перед ней оказывается шипящая.
- Назовите шипящие буквы, ребята. –(Ж, Ш, Щ, Ч).
- Ребята, поднимите руки те, кто любит сказки. А какие вам нравятся больше всего? Кто из вас слышал сказки о русском языке, лингвистические сказки?
- Именно с такой сказкой я хочу вас познакомить. «Капризные шипящие». (рассказывает ребенок – индивидуальное задание)(Слайд 2)
В некотором царстве, в некотором государстве дружно живут согласные буквы с гласными. Ещё бы! Им без гласных никак со своей работой не справиться. Вот и стараются не обижать своих певучих подружек.
Но плохо гласной букве, когда перед ней окажется шипящий.
- А какие шипящие согласные вы знаете? (Ж, Ш, Ч, Щ.)
С буквами Я, Ю, Ы, Э шипящие вообще знаться не хотят. А уж как трудно с ними буквам 0 и Ё! То всем буквам подавай букву Ё. То такая соседка им не по душе, и они согласны стоять только рядом с 0. Вот и приходится писать по-разному слова с шипящими и буквами 0 и Ё. Вот и приходится писать:
ШЁЛ ПО ШОССЕ ЧЁРНЫЙ ГАЛЧОНОК.
Тсс… слышите, что говорят шипящие?
- Осторож-ж-но! Мы – ш-шшипящ- щ-щие!
- Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке? (0 правописании букв 0 и Ё после шипящих.)
- Запишите тему урока, сформулируйте цель. (слайд 3)
Пробная учебное действие. Выявление места и причины затруднения.
- Хорошо. Цель урока поставлена. А теперь посмотрите на слайд и вставьте пропущенные буквы в данные слова. (Слайд 4 )
Ж…лтый М…ре
Ч…лка К…мпас
Щ…лкнуть М…д
Ш…лк З…рна
- Какие слова вызвали у вас затруднения, а в какие слова вы вставили пропущенные буквы не задумываясь? И почему? (Слова с шипящими согласными а корне вызвали затруднения, потому что мы еще не изучили данную орфограмму).
4. Систематизация знаний, целеполагание и построение проекта выхода из затруднения. Создает проблемную ситуацию, в которой учащиеся обнаруживают. (Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся.) (слайд 5)
- А теперь посмотрите на таблицу на слайде и сделайте вывод о написании букв о-ё после шипящих в корне слова.
Ё
жёлтый – желтеть шёлк – шелка чёлка – чело щёлкнуть – щелчок
| О
жонглёр - …(-) шокировать - …(-) чопорный - …(-) трущоба - …(-)
|
- Что общего между этими словами? (Во всех есть шипящие.)
- Какой звук слышится после шипящих? (Звук О.)
- Почему же в словах пишутся разные буквы: и О, и Ё (Звук 0 па письме может передаваться буквами 0 и Ё.)
Учитель дополняет ответы, организует и сопровождает деятельность обучающихся.
Физкультминутка Нужно сделать гимнастику для язычков: «Кукушка кукушонку купила капюшон, как в капюшоне он смешон...». (Гимнастика проводится в три этапа: сначала дети слушают скороговорку, затем проговаривают медленно и тихо, а потом быстро и громко.) -Теперь порядок, поехали!» (Слайд№6)
5. Включение системы знаний в учебную деятельность с комментированием во внешней речи. Творческая практическая деятельность
Давайте составим алгоритм (способ рассуждения и применения правила)
- Чтобы не ошибиться в написании слов с этой орфограммой, можно воспользоваться следующим планом ответа-рассуждения (алгоритмом):
1. Определить часть слова.
2. Если орфограмма в корне, то ...
3. Посмотри, можно ли изменить слово так или подобрать родственное, чтобы после шипящего было Е:
Да- пиши Ё Нет – пиши О
- Давайте поработаем с этим планом, рассуждая по плану. Открываем стр. 38, упр. 459. Ваша задача: объяснить написание гласной после шипящего, следую алгоритму(5 слов)
Словарная работа. (индивидуальная творческая работа для 2 учащихся – сделать презентацию по словарным словам)
- Ребята, в этом правиле встречается много слов-исключений. Сейчас мы с вами поработаем над словарными словами следующим образом.
Перед вами текст, Вы должны выписать из него слова с О после шипящих в корне, они будут словарными словами, которые нам необходимо запомнить.
Текст.(Слад 7)
Обжора залез в кусты крыжовника. Вдруг слышит: шорох, и шум трещотки. Он как кинется в лесную чащобу! Куртка на обжоре затрещала, шов на капюшоне лопнул, еле-еле успел унести ноги.
Шоу – представление.
Анчоус – мелкая морская рыбка.
Жокей – профессиональный наездник на скачках, бегах.
Жонглёр – актер цирка, который искусно подбрасывает несколько предметов.
Шомпол – стержень для чистки и смазки канала ствола в ручном огнестрельном оружии.
- Но существует одна особенность в этом правиле.
Если слово с корнем -ЖЁГ- (-ЖОГ-) является существительным - пишем О, если глаголом - пишем Е.
- Посмотрите на доску (слайд 9).
Ожёг-ожог
На солнце спину я ожЁг
И третий день лечу ожОг.
Горела с Ё моя спина,
А с О ой-ой - болит она.
Что вы можете сказать о правописании О-Ё в корнях –ЖЁГ-, -ЖОГ-?
- Давайте разберёмся с этим текстом, вставим пропущенные буквы и докажем свою точку зрения.(Слад 10)
Преступник ночью дом поджёг,
Но, совершив такой поджог,
Он и лицо себе обжёг.
Так, получив большой ожог,
Он был наказан за поджог.
6. Закрепление системы знаний.
Самостоятельная работа с самопроверкой. (Обобщение, систематизация знаний)
Давайте проведем распределительный диктант. (слайд 11)
Распределительный диктант.
- Распределите слова по двум столбикам слова: с О и Ё.
Ш…колад, ч…рный, беч….ва, ж…кей, ш…рох, реш…тка, капюш….н, ч…лка, ж_рдочка, щ_тка
Творческое задание. Дифференцированное.( работают в парах) (слайд 13
- Составьте небольшой текст (3-4 предложения), используя предложенные слова (устно).
На слайде слова:
Крыжовник, пчёлы, шорох, шёпот, шорты, шёлковый, шёл.
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)
Домашнее задание: (слайд 10)
Параграф 86, упр. 457, 458. Выучить словарные слова с гласными О-Ё после шипящих.
Что нового узнали на уроке?
- Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали?
- Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?
- Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился - карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку-смайлик с грустным лицом.
- Спасибо за урок!
Список используемой литературы и интернет сайтов:
Русский язык: 5 класс.Учебник для общеобразовательных организаций: в 2 частях. Ч. 2; (Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.) под науч. редакцией Н.М. Шанского – 8-е изд. - М.: Просвеещение, 2018.
Социальная сеть работников образования nsportal.ru