Конспект открытого урока русского языка в 5 классе "О,Ё после шипящих в корне слова"

Разработка конспекта открытого урока в 5 классе по русскому языку. Тема: "О,Ё ПОСЛЕ ЩИПЯЩИХ В КОРНЕ СЛОВА".

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки


Конспект урока в 5 классе по теме:

БУКВЫ О-Е ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ В КОРНЕ СЛОВА


Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цели:


Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать правило написания букв Е-0 после шипящих в корне; слова-исключения; написание слов с непроверяемыми написаниями после шипящих в безударном положении; уметь находить и правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний; уметь писать слова с непроверяемыми написаниями после шипящих в безударном положении.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): умение находить, преобразовывать и передавать информацию; выполнять различные социальные роли в группе и коллективе, использовать современные телекоммуникационные технологии.

Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования

Задачи:

- обучающие: познакомить учащихся с  правильным  написанием букв О-Е после шипящих в корне слова, объяснить способ выбора О-Е  после шипящих и Ц

-развивающие: развивать устную и письменную речь, расширять словарный запас учащихся, развивать орфографическую зоркость, внимание, культуру речи

-воспитательные:  воспитывать интерес к урокам русского языка



Методы и формы обучения

Наблюдение над языком; устная работа, работа в тетрадях,индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование: проектор, мультимедийный экран, презентация к уроку, рабочие тетради, учебник, карточки оценивания, вспомогательный реквизит.

- Учебник: Русский язык: 5 класс.Учебник для общеобразовательных организаций: в 2 частях. Ч. 2; (Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.) под науч. редакцией Н.М. Шанского – 8-е изд. - М.: Просвеещение, 2018.

- Учебная презентация.



Этапы урока.

1. Моти­вация (са­моопреде­ление) к учебной деятель­ности.

- Здравствуйте, ребята. Давайте настроимся на хорошую продуктивную работу.

На наших уроках мы не только учимся грамотно писать, но и открываем для себя тайны русской грамматики. (Запишите число. Классная работа)

(слайд 1)

2. Актуализация знаний. Лексическая сказка.

- Ребята, расскажите алфавит. - Кто в нём живёт? ( Буквы.) -А сколько их? (33 буквы).

- Сколько согласных букв в русском языке? (21 согласная буква).

- А сколько гласных?( 10 гласных и два знака, не обозначающих звуков - ъ и ь.)

- Назовите все гласные буквы.

-( А, Е, Ё, И, О, У, Ы, Э, Ю, Я). Но плохо гласной, когда перед ней оказывается шипящая.

- Назовите шипящие буквы, ребята. –(Ж, Ш, Щ, Ч).

- Ребята, поднимите руки те, кто любит сказки. А какие вам нравятся больше всего? Кто из вас слышал сказки о русском языке, лингвистические сказки?

- Именно с такой сказкой я хочу вас познакомить. «Капризные шипящие». (рассказывает ребенок – индивидуальное задание)(Слайд 2)

В некотором царстве, в некотором государстве дружно живут согласные буквы с гласными. Ещё бы! Им без гласных никак со своей работой не справиться. Вот и стараются не обижать своих певучих подружек.

Но плохо гласной букве, когда перед ней окажется шипящий.

- А какие шипящие согласные вы знаете? (Ж, Ш, Ч, Щ.)

С буквами Я, Ю, Ы, Э шипящие вообще знаться не хотят. А уж как трудно с ними буквам 0 и Ё! То всем буквам подавай букву Ё. То такая соседка им не по душе, и они согласны стоять только рядом с 0. Вот и приходится писать по-разному слова с шипящими и буквами 0 и Ё. Вот и приходится писать:
ШЁЛ ПО ШОССЕ ЧЁРНЫЙ ГАЛЧОНОК.

Тсс… слышите, что говорят шипящие?

- Осторож-ж-но! Мы – ш-шшипящ- щ-щие!

- Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке? (0 правописании букв 0 и Ё после шипящих.)

- Запишите тему урока, сформулируйте цель. (слайд 3)

Пробная учебное действие. Выявление места и причины затруднения.

- Хорошо. Цель урока поставлена. А теперь посмотрите на слайд и вставьте пропущенные буквы в данные слова. (Слайд 4 )

Ж…лтый М…ре

Ч…лка К…мпас

Щ…лкнуть М…д

Ш…лк З…рна

- Какие слова вызвали у вас затруднения, а в какие слова вы вставили пропущенные буквы не задумываясь? И почему? (Слова с шипящими согласными а корне вызвали затруднения, потому что мы еще не изучили данную орфограмму).

4. Систематизация знаний, целеполагание и построение проекта выхода из затруднения. Создает проблемную ситуацию, в которой учащиеся обнаруживают. (Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся.) (слайд 5)

- А теперь посмотрите на таблицу на слайде и сделайте вывод о написании букв о-ё после шипящих в корне слова.



Ё


жёлтый – желтеть

шёлк – шелка

чёлка – чело

щёлкнуть – щелчок


О


жонглёр - …(-)

шокировать - …(-)

чопорный - …(-)

трущоба - …(-)


- Что общего между этими словами? (Во всех есть шипящие.)

- Какой звук слышится после шипящих? (Звук О.)

- Почему же в словах пишутся разные буквы: и О, и Ё (Звук 0 па письме может передаваться буквами 0 и Ё.)

Учитель дополняет ответы, организует и сопровождает деятельность обучающихся.

Физкультминутка Нужно сделать гимнастику для язычков: «Кукушка кукушонку купила капюшон, как в капюшоне он смешон...». (Гимнастика проводится в три этапа: сначала дети слушают скороговорку, затем проговаривают медленно и тихо, а потом быстро и громко.) -Теперь порядок, поехали!» (Слайд№6)

5. Включение системы знаний в учебную деятельность с комментированием во внешней речи. Творческая практическая деятельность

Давайте составим алгоритм (способ рассуждения и применения правила)

- Чтобы не ошибиться в написании слов с этой орфограммой, можно воспользоваться следующим планом ответа-рассуждения (алгоритмом):

1. Определить часть слова.

2. Если орфограмма в корне, то ...

3. Посмотри, можно ли изменить слово так или подобрать родственное, чтобы после шипящего было Е:

Да- пиши Ё Нет – пиши О

- Давайте поработаем с этим планом, рассуждая по плану. Открываем стр. 38, упр. 459. Ваша задача: объяснить написание гласной после шипящего, следую алгоритму(5 слов)

Словарная работа. (индивидуальная творческая работа для 2 учащихся – сделать презентацию по словарным словам)

- Ребята, в этом правиле встречается много слов-исключений. Сейчас мы с вами поработаем над словарными словами следующим образом.

Перед вами текст, Вы должны выписать из него слова с О после шипящих в корне, они будут словарными словами, которые нам необходимо запомнить.

Текст.(Слад 7)

Обжора залез в кусты крыжовника. Вдруг слышит: шорох, и шум трещотки. Он как кинется в лесную чащобу! Куртка на обжоре затрещала, шов на капюшоне лопнул, еле-еле успел унести ноги.

Шоу – представление.

Анчоус – мелкая морская рыбка.

Жокей – профессиональный наездник на скачках, бегах.

Жонглёр – актер цирка, который искусно подбрасывает несколько предметов.

Шомпол – стержень для чистки и смазки канала ствола в ручном огнестрельном оружии.

- Но существует одна особенность в этом правиле.

Если слово с корнем -ЖЁГ- (-ЖОГ-) является существительным - пишем О, если глаголом - пишем Е.

- Посмотрите на доску (слайд 9).

Ожёг-ожог

На солнце спину я ожЁг

И третий день лечу ожОг.

Горела с Ё моя спина,

А с О ой-ой - болит она.

Что вы можете сказать о правописании О-Ё в корнях –ЖЁГ-, -ЖОГ-?

- Давайте разберёмся с этим текстом, вставим пропущенные буквы и докажем свою точку зрения.(Слад 10)

Преступник ночью дом поджёг,

Но, совершив такой поджог,

Он и лицо себе обжёг.

Так, получив большой ожог,

Он был наказан за поджог.

6. Закрепление системы знаний.

Самостоятельная работа с самопроверкой. (Обобщение, систематизация знаний)

Давайте проведем распределительный диктант. (слайд 11)

Распределительный диктант.

- Распределите слова по двум столбикам слова: с О и Ё.

Ш…колад, ч…рный, беч….ва, ж…кей, ш…рох, реш…тка, капюш….н, ч…лка, ж_рдочка, щ_тка

Творческое задание. Дифференцированное.( работают в парах) (слайд 13

- Составьте небольшой текст (3-4 предложения), используя предложенные слова (устно).

На слайде слова:

Крыжовник, пчёлы, шорох, шёпот, шорты, шёлковый, шёл.

7. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)

Домашнее задание: (слайд 10)

Параграф 86, упр. 457, 458. Выучить словарные слова с гласными О-Ё после шипящих.

Что нового узнали на уроке?

- Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали?

- Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?

- Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился - карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку-смайлик с грустным лицом.

- Спасибо за урок!

Список используемой литературы и интернет сайтов:

Русский язык: 5 класс.Учебник для общеобразовательных организаций: в 2 частях. Ч. 2; (Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.) под науч. редакцией Н.М. Шанского – 8-е изд. - М.: Просвеещение, 2018.

Социальная сеть работников образования nsportal.ru


































Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее