«Зимний фестиваль знаний 2026»

Конспект открытого урока по теме "Работа с величинами: измерение времени (единицы времени — час, минута). Определение времени по часам"

Урок может быть использован во 2 классе для учителей, работающих по программе "Школа России" по ФГОС. На уроке идет ознакомление с единицами времени.

Олимпиады: Математика 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Математика 2 класс

Учитель Ткаченко Е.А.

Урок №25

Дата 15.10.2024

Тема: Работа с величинами: измерение времени (единицы времени — час, минута). Определение времени по часам

Цель: научить определять время по часам, переводить одни единицы времени в другие; формировать представление о единицах времени – часе и минуте.
Задачи: 
• формирование у учащихся представления о времени, умение определять время по часам.
• познакомить с разнообразием приборов для измерения времени.
• совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи;
• развивать умение наблюдать, сравнивать и делать выводы.
• воспитывать самостоятельность, интерес к уроку математики.
-Предметные результаты: Познакомить учащихся с единицами измерения времени: часом, минутой; продолжить работу над задачами; прививать интерес к предмету. Усвоить единицы измерения времени «час, минута»; выработать каллиграфическое написание цифр.
-Метапредметные результаты: Усвоить единицы измерения времени «час, минута»; решать задачи; выработать каллиграфическое написание цифр, навыки чтения.
-Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение; принимать и сохранять учебную задачу. Анализировать, сравнивать выполненные действия и полученные результаты, вносить коррективы.
-Коммуникативные: Участвовать в диалоге на уроке, воспринимать объяснения и инструкции учителя, планировать учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, управлять поведением партнёра, контролировать себя и партнера при работе в паре.
-Личностные: Положительное отношение к уроку математики. Оценивать результаты выполненной работы. Развивать внимание, вариативность мышления. Развивать креативность и творческие качества личности. Воспитывать бережливость, аккуратность, привычку экономить своё и чужое время.

Оборудование: карточки со словами: минута, час; карточки для индивидуальной работы, учебные модели часов, учебник, иллюстративный материал;

Тип урока: обобщения и систематизации знаний

Ход урока

I. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок -

Начинается урок.

Тут затеи и задачи,

Игры, шутки - всё для вас.

Пожелаем вам удачи -

За работу, в добрый час!

II. Каллиграфическая минутка.

– Откройте тетради, запишите число, Классная работа (правила посадки).

III. Устный счет.

1. «Назови соседа».

2. «Набери число».

3. Какое число пропущено?





IV. Самоопределение к деятельности.

– Ребята, с  какими величинами вы уже знакомы? 

(масса, длина ).

-Соедините название величины с её единицами измерения:

величины

Единицы измерения

длина

сантиметр

час

грамм

килограмм

масса

метр

дециметр

миллиметр

минута

-Какие единицы  измерения остались? (час, минута )

Что измеряют час и минута? (время)

-сформулируйте тему урока.

(( на случай, если дети затрудняются):  А с какой величиной мы познакомимся сегодня вы узнаете, отгадав загадку:

«Что летит быстрее мысли и не имеет ни начала ни конца? (ВРЕМЯ)

IV Работа по теме урока. Повторение понятия « время», единицами времени

 « ВРЕМЯ»

_ Как же измерить время, нужно ли измерять величину, которая не имеет ни начала ни конца?

– какую цель поставим на уроке?

1) Познакомиться с новой величиной « Время»

2)  – Называть единицы времени

3) Объяснять историю возникновения  величины время

 « время» и часов.

– Что такое время? ( ответы детей).

– Обратимся к  толковому  словарю (дети ищут ответ на вопрос).

– Назовите какие единицы времени вы знаете?

  1. Знакомство с единицами времени.

- Отгадайте загадку

Две сестрицы друг за другом

Пробегают круг за кругом.

Коротышка только раз,

Та, что выше, каждый час.

- О чём здесь идёт речь? (О стрелках часов.)

- Что за коротышка бегает по кругу? (Часовая стрелка.)

- Почему её сестрица, что повыше, бегает по кругу? (Это минутная стрелка.)

- Как двигается часовая стрелка? (От одной цифры до другой. От одной большой чёрточки до другой большой чёрточки.)

- А что происходит с минутной стрелкой? Как движется она. ( От одной маленькой чёрточки до другой маленькой чёрточки.)

- Сколько таких чёрточек на циферблате? Сосчитайте. (60.)

- Как называют расстояние от одной маленькой чёрточки до другой маленькой чёрточки? (Минута.)

- А весь круг, который она проходит? (Час.)

- Так сколько в часе минут? (60 мин.)

(Учитель делает запись на доске, а учащиеся – в тетрадях.)

1 ч. = 60 мин.


  1. Физкультминутка.

Мы решали, мы решали.

Что-то очень мы устали.

Мы сейчас потопаем,

Ручками похлопаем.

Раз присядем, быстро встанем,

Улыбнёмся, тихо сядем.

Практическая работа. Определение времени по часам. Работа с моделью часов .

- Но часы не всегда были такими, какими мы привыкли их видеть сейчас.

- Кто знает, какие часы существовали раньше? (Водяные, песочные, солнечные)

В песочных часах из одного отделения в другое песок пересыпается за 1 мин. Измерять время с помощью песочных часов было неудобно, ведь их приходилось часто переворачивать. Но песочные часы используют и сейчас.

- Где вы встречались с песочными часами? (Ответы детей.)

Ещё существуют электронные часы. Они сами показывают время цифрами.

- А мы с вами будем работать по механическим часам.

- Кто знает, где находятся самые знаменитые механические часы? (На Спасской башне Кремля.)

Для того, чтобы проверить, как вы поняли работу механических часов поработаем в парах.

Я вам раздам модель часов. Установите поочередно стрелки так, чтобы они показывали:

- Покажите на наших часах часовую стрелку.

- Покажите минутную стрелку.

- Определите, какое время показывают часы, если минутная стрелка стоит на 12, а часовая на 1.

- Сколько будет времени, если минутная стрелка обойдёт круг?

- На какую цифру станет тогда часовая?

- Поставьте минутную стрелку на цифру 1. Сколько времени прошло? (5 мин.)

- Назовите время. (2 ч. 5 мин.)

- Минутная стрелка стоит на цифре 2. Сколько это минут? (10 мин.)

VI. Закрепление изученного материала. Работа на карточках

Самостоятельная работа
VI. Итог урока.

Учитель подводит итог, закрепляет с учащимися полученные ранее знания, оценивает работу школьников.

-Возвращаемся к ключевым словам цели урока…

-С какими единицами времени мы познакомились?

 – Что было для вас новым?

– Где могут пригодиться эти знания?

VII. Рефлексия.

IX. Домашнее задание.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2026»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее