Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 113 «Золотой ключик»
города Чебоксары Чувашской Республики
КОНСПЕКТ
организованной образовательной деятельности
образовательная область «Познавательное развитие»
с элементами ТРИЗ
с детьми старшей группы
по теме: «Маленькие человечки»
Составила и провела:
воспитатель
Леонтьева Людмила Олеговна
Дата проведения: 12.11.2018г.
Чебоксары, 2018
Программное содержание:
Образовательные задачи:
Познакомить с молекулярной теорией на основе «маленьких человечков». Познакомить с переходом веществ из одного агрегатного состояния в другое. Продолжать развивать навыки учебной деятельности. Развивать экспериментальную деятельность. Увеличение активного словарного запаса. Автоматизация звукопроизношения. Совершенствование грамматического строя речи. Повышение содержательности, логичности, точности и оригинальности высказываний.
Развивающие задачи:
Развивать память, мышление, творческое воображение, общие речевые навыки логической речи, зрительное внимание, артикуляционную, тонкую и общую моторику.
Воспитательные задачи:
Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения ко всему окружающему миру.
Оборудование:
Магнитная доска с магнитами, глобус, символы «маленьких человечков», стакан с водой, коробка (имитация холодильника), лёд, чайник, тарелки, салфетки.
Предварительная работа:
Поэтапное знакомство детей с моделью маленьких человечков.
Ход занятия:
Приветствие гостей. Звонок с компьютера.
Появление на экране профессора Чудакова из мультфильма «Фиксики» с озвучивание проблемы (Ничего не понимаю, куда делись мои помощники Фиксики и что это за маленькие человечки, ребята подскажите, кто они. Ответ отправьте на мою электронную почту: П.Чудаков@майл.ру).
Воспитатель: Ребята, а кто такие маленькие человечки вы знаете их?
Дети: Да. Они живут во всех веществах, которые нас окружают.
Воспитатель: А какие вещества вы знаете?
Дети: Вещества бывают твёрдыми, жидкими и газообразными.
Воспитатель: Предлагаю вам поиграть в игру «Найди пару»: выберите картинку и подберите к ней нужного человечка.
Дети работают с карточками.
Воспитатель: Давайте посмотрим, что у нас получилось. (Дети по очереди высказываются). Ребята, все согласны с Кириллом? А кто думает по-другому? Почему? Молодцы, справились. А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Маленькие человечки» и показать, как маленькие человечки ведут себя в природе.
Для этого нам нужно встать в круг. Когда я вам скажу «маленькие человечки» твёрдого вещества - вы крепко берете друг друга за руки. «Маленькие человечки» жидкого вещества - просто стоите, рядом не держась за руки.)
«Маленькие человечки» газообразного вещества - подвижны, они всегда бегают и прыгают, не держась за руки. Итак начинается превращение. Камень, вода, воздух, железо, река, газ. Молодцы.
Воспитатель: Скажите ребята, каких веществ на земле больше – твёрдых, жидких или газообразных? А для того чтобы правильно ответить, нам поможет глобус. Посмотрите на него какого цвета больше всего?
Дети: голубого, синего.
Воспитатель: Как вы думаете, почему много голубого цвета?
Дети: Потому что на земле много воды. Океаны, реки, моря,….
Воспитатель: Правильно, на земле больше воды - жидкости.
Ребята, как выдумаете, может вода быть и твёрдой, и жидкой, и газообразной?
Ответы детей
Воспитатель: Предлагаю выяснить. Присядьте за столы. Посмотрите, что у меня в стакане?
Дети: В стакане вода.
Воспитатель: Какие «человечки» живут в воде?
Дети: Человечки жидкого вещества.
Воспитатель: В воде живут «человечки», которые просто стоят на месте. Значит, вода – это жидкость. Скажите, а можно воду превратить в твёрдое вещество?
Дети: Да, если заморозить.
Воспитатель: Сейчас я покажу вам фокус. Ставлю стакан с водой в морозильную камеру и достаю из неё. Как вы думаете?
Дети: Лед.
Воспитатель: Какое это вещество?
Дети: Твердое.
Воспитатель: Что я поставила в морозильную камеру?
Дети: Воду.
Воспитатель: Какое это было вещество?
Дети: Жидкое
Воспитатель: Как вода превратилась в лёд?
Дети: Вода замёрзла.
Воспитатель: Значит, что случилось с человечками жидкого вещества?
Дети: Если воду заморозить, то «человечки жидкого вещества» крепко возьмутся за руки и превратятся в «человечков твердого вещества» и вода станет льдом.
Воспитатель: Предлагаю Вам взять в руки по одной льдинке и изучить, какая она? Аня, скажи, какая у тебя льдинка?
Дети: холодная, скользкая, острая, прозрачная, гладкая …
Воспитатель: А когда мы её держим в ладошках, что с ней происходит? Почему?
Дети: В ладошках лёд тает, превращается в воду, потому что руки теплые.
Воспитатель: Воду из тарелочки переливаем в электрический чайник. Пока чайник закипает, приготовим задание с «маленькими человечками» для профессора Чудакова «Угадай, что зашифровано?»
Для начала нам нужно разделиться на две команды. Задание первой команде выложить схему стакан с водой, задание второй команде выложить схему стакан с лимонадом.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: (фотографирует) После занятия мы отправим фотографии наших схем на электронный адрес профессору Чудакову, хорошо.
Ну, вот, вода кипит. Что вы видите над чайником?
Дети: Появляется пар.
Воспитатель: Что случилось с человечками жидкого вещества?
Дети: Человечки жидкого вещества превратились в человечков газообразного вещества.
Воспитатель: Держу над паром прохладную тарелку и посмотрите что получилось. (показывает детям)
Дети: на тарелке появились капельки воды.
Воспитатель: Что случилось с человечками газообразного вещества?
Дети: Человечки газообразного вещества превратились в человечков жидкого вещества.
Воспитатель: Предлагаю построить схему перехода воды из одного состояния в другое. (совместно с детьми выкладывают схемы). Вещество может переходить из одного состояния в другое под воздействием температуры: 1. если температура низкая (холод), то жидкость превращается в твёрдое вещество. 2. если температура высокая, то вещество превращается из твёрдого в жидкое. 3. если температура высокая, то жидкость переходит газообразное вещество.
Воспитатель фотографирует схемы и отправляет Чудакову на почту.
Воспитатель: Ребята, вы все умницы, молодцы. Помогли профессору Чудакову понять, кто такие маленькие человечки.