Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад № 53 «Огонек» комбинированного вида» г. Орска
Конспект образовательной деятельности в области «Речевое развитие»
для детей средней группы на тему: «Зима. Зимние забавы»
Воспитатель высшей кв.к.
Швейкерт Л.И.
г. Орск
2024г.
Цели и задачи:
Образовательные задачи:
Обобщать и уточнять знания детей о зиме и зимних забавах;
Расширять представления о сезонных изменениях в природе (изменения в погоде, растения зимой, поведение зверей).
Активизировать словарь за счёт слов-действий, слов-признаков.
Развивать языковое чутье путём образования родственных слов.
Совершенствовать грамматический строй речи, формировать навыки словоизменения и словообразования.
Упражнять детей в составлении описательного рассказа о снеговике по схеме графического моделирования.
Развивающие задачи:
Развивать слуховую и зрительную память, внимание.
Развивать речевой слух.
Развивать личностные качества: активность, любознательность.
Воспитательные задачи:
Воспитать устойчивый интерес к занятиям, инициативу, стремление к активной деятельности, самостоятельности в принятии решений.
Воспитать умение добиваться поставленной цели коллективно.
Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, песочница, схема графического моделирования «Снеговик».
Для детей: снежинки на ниточках, коньки, лыжи, санки-ледянки, «снежки» для игры, маленькие игрушки лесных зверей.
Ход занятия:
1. Создание мотивационного поля. Организационный момент.
Дети играют в группе.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что я нашла! Что же это такое?
Дети: Снежинки.
Воспитатель: Да, какие они большие и красивые. Ой, да здесь еще что-то написано. «Здравствуйте, дорогие друзья! Это я - Снеговик-шутник. Мне так грустно. Уже середина зимы, у всех детей зимние забавы да развлечения. А со мной никто не играет.
Я так хочу с вами поиграть! Поэтому спрятался в лесу и жду не дождусь, когда вы меня найдете».
«Снеговик пропал» - стихотворение с движениями.
Снеговик в лесу пропал - (поднять руки вверх, изображая деревья)
Он куда-то убежал - (изображаем бег)
Может, испугался волка - (обнимаем себя, изображая страх)
Может зайка сбил с дороги - (показываем ушки)
И в сугробах тонут ноги - (поочередно высоко поднимаем ноги).
Воспитатель: Пойдем искать Снеговика?
Дети: Да
Воспитатель: А чтобы нам легче было искать его, Снеговик оставил нам снежинки-подсказки. А на чем можно добраться до леса? (ответы детей) Поехали! (изображают езду на лыжах)
Ехали мы, ехали и, наконец, приехали.
2. Актуализация знаний.
Ребята, посмотрите, вот и лес. (Лес на экране, через проектор)
В какой лес мы попали? (зимний). А почему вы думаете, что это зимний лес?
(много снега). А еще почему? (ответы детей) А какой снег в лесу? (белый,
холодный, пушистый, мягкий).
Игра « Какой? Какая? Какие?»
А что вы знаете о зиме? Скажите, какая погода может быть зимой? Педагог предлагает варианты:
Если на улице идёт снег, то погода...
Снег - (снежная)
Мороз - (морозная)
Ветер - (ветреная)
Холод - (холодная)
Солнце - (солнечная)
Игра «Назови ласково»,
Воспитатель: Хоть зима всё заморозила и замела, но мы любим её и ласково называем как? (Зимушка)
Мороз - (морозец)
Лёд - (ледок)
Холод - (холодок)
Снег - (снежок)
Снежинка - (снежиночка)
Елка - (елочка)
Санки - (саночки)
Горка - (горочка)
Снеговик - (снеговичок)
Ой, какой большой сугроб, может быть здесь и спрятался Снеговик? А как его можно найти? (убираем «снег»- там песочница)
«Найди, что спрятано»,
Воспитатель: Копнем песочек глубже, вдруг найдем там что-нибудь.
(Дети копаются в песке - находят там лесных зверей)
Воспитатель: Лесные звери решили поиграть в прятки, сбежали из своих домиков и спрятались. Каких зверей вы нашли, назовите их? (Дети называют)
А всех ли лесных зверей нам удалось отыскать? А каких зверей в лесу не встретишь зимой? Почему?
Ответы детей:
Воспитатель: Сейчас вытрем наши ручки салфеткой. Нам пора двигаться дальше.
Воспитатель: Но как, же нам найти Снеговика? Давайте все вместе поищем.
(Ищут и находят)
Снеговик: Ура, ребята, вы сегодня дружно играли, меня нашли, у вас все получилось. Если что-то делать вместе и дружно, то все у вас чудесно получится, и вы со всем справитесь. Молодцы, похлопайте себе и друг другу в ладошки.
Снеговик я не простой
Любопытный озорной
Буду с вами я играть
И снежинки вверх бросать.
Воспитатель: Снеговик, ты словно с нашей картинки сошел.
Снеговик: Да, это меня нарисовал художник, который очень любит рисовать зимние картины. Но разве это я. Посмотрите внимательно. Совсем не похож.
3. Открытие новых знаний.
Игра «Опиши снеговика» по схеме графического моделирования и с помощью вопросов воспитателя: Какого цвета? Какого размера? С какой геометрической формой схож? Из какого материала сделан? Из каких частей состоит? Как с ним играют? Кто с ним играет?
Снеговик: Ой. Я, кажется, начал таять.
Воспитатель: Ребята, что же делать? (ответы детей).
Дыхательные упражнения.
Воспитатель: Зимой часто дует холодный ветер, а в небе летают весёлые
снежинки. Сейчас мы превратимся в холодный ветерок, подуем на снежинки. (Раздаёт снежинки). А вы умеете правильно дуть? Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем. При выдохе щёки не надуваем. (Дети берут снежинки на ниточках и долго дуют на них, наблюдая за кружением снежинок.)
4. Самостоятельное применение нового знания на практике.
Игра «Доскажи словечко».
Воспитатель: Зимой все вокруг покрыто белым пушистым снегом.
Снеговик: А сейчас поиграем со словом «снег»,
(Снеговик читает стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со словом
«снег»).
«Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю... (Снег)
С неба всё скользят пушинки -
Серебристые... (Снежинки)
На дорожки, на лужок
Всё снижается... (Снежок)
Вот веселье для ребят
-Всё сильнее... (Снегопад)
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в... (Снежки)
Словно в белый пуховик
Нарядился... (Снеговик)
Рядом снежная фигурка
-Эта девочка - ... (Снегурка)
На снегу-то, посмотри-
С красной грудкой... (Снегири)
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил... (Снег)
Воспитатель: Как много родственников у слова «снег».
Снеговик: Так устал я стоять и хочу поиграть!
А в какие игры можно поиграть зимой? (ответы детей: кататься на санках, на лыжах, на коньках, строить снежную крепость, снежную бабу, играть в снежки...). Воспитатель сопровождает ответы детей показом зимних атрибутов: коньки, лыжи, санки-ледянки.
Снеговик: Вот, здорово, ведь игра в снежки, моя самая любимая!
Дети играют со Снеговиком в снежки.
5. Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, где мы сегодня побывали? А кого мы в лесу нашли? Что
интересное делали? А зачем? У нас получилось? А в какие игры играли? А летом можно так играть? Почему? Снеговик, мы тебя развеселили? Какое у тебя настроение? Запомнишь игры?
Снеговик благодарит детей и дарит угощение. Дети возвращаются из леса в группу.