Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе «Человек – часть природы».
Цель: формирование у детей представлений о неразрывной связи человека с природой.
Задачи:
1 подвести детей к выводу о том, что человек и природа взаимосвязаны, человек является частью природы;
2 расширять знания о роли солнца, воды и воздуха в жизни человека;
3 учить выполнять элементарные правила поведения в природе;
4 воспитывать бережное отношение к природе.
Материалы и оборудование: картинка с изображением природы, игрушка ворона, карточки с изображением живой и неживой природы, обручи, баночки с чистой и грязной водой, картинки с изображением заводов и машин.
Ход
Ворона принесла большое письмо, в нем картинка.
- Кар, это вам просили передать.
Воспитатель вешает картинку на доску.
-Ребята. Как вы думаете, что изображено на картине/?
(Дети описывают картину. природу на ней) .
- А вы знаете, что такое природа?
- Правильно, природа – это то, что нас окружает: солнце, цветы, деревья, животные, реки.
- А как вы думаете, человек является частью природы? Почему?
- Молодцы. ребята, человека создала природа.
- Природа бывает живая и не живая. Как вы думаете, что относится к неживой природе?
-- А к живой?
- Живая природа, в отличии от неживой, дышит, растет, размножается, питается.
Ворона : «А я куда отношусь?»
Воспитатель и дети обобщают, что ворона это птица, а птица это живая природа.
Дидактическая игра «Живая- неживая».
В зеленый обруч нужно положить карточки с изображением живой природы, а в желтый с неживой. Дети берут карточки и кладут их в нужный обруч.
Ворона залетает в зеленый обруч.
- Ребята, а что нужно живой природе для жизни?
- Правильно, всем живым существам необходимы солнце, воздух и вода.
- Кто знает, для чего нам нужен воздух?
- Для того, чтобы люди и животные были здоровыми, им нужен чистый воздух. В помещениях и на улицах города много пыли, поэтому воздух не чистый. Чтобы воздух был чище, дома убираются и проветривают, а в городе сажают деревья.
- Что же загрязняет воздух в городе?
На доску вывешиваются изображения заводов и машин.
- А где самый чистый воздух?
Ворона: «У меня в лесу очень чистый воздух».
Дидактическая игра «Земля, вода, воздух».
Дети собираются в три группы. Дети с карточками животных, обитающих на земле, собираются у картинки «земля»; на картинке «вода»- обитатели морей и рек; на картинке «воздух- птицы.
- Ребята, без чего еще не может прожить человек?
- Для чего человеку нужна вода?
- Какую воду называют чистой?
- Чистая вода прозрачная, не пахнет, нет неприятного вкуса.
- Где в природе можно встретить воду?
В речке вода кажется чистой. Но пить ее нельзя, она может быть опасна.
Опыт
Наливаем в одну баночку чистую воду, а в другую – грязную. Процеживаем грязную воду через марлю и видим, что марля стала грязной, но и вода в баночке не до конца очистилась. Пить ее нельзя.
- А кто загрязняет воду?
- Многие люди бросают в воду мусор, заводы сбрасывают отходы. В такой воде тяжело жить рыбам и другим обитателям, часто они погибают.
Вывешиваются две картины : природа и пустыня.
Ворона: «Ребята, почему на этой картинке нет живой природы?»
- Правильно, потому что нет воды и растения не растут. А где вода, там и растения и животные.
- Ребята, что будет, если не будет воды? Почему?
- Какую воду мы можем пить?
- Чтобы водоемы оставались чистыми, нужно беречь природу.
- Людям нужна не только чистая вода, но и воздух, и леса. Посмотрите вокруг себя. Солнце, воздух и вода- это не живая природа. Растения и животные живая природа. Человек- часть природы и без нее жить не сможет, поэтому мы должны беречь природу.
- Что вам понравилось на сегодняшнем занятии? Что нового вы узнали?
Ворона благодарит детей за интересное занятие и дарит раскраски о природе.