Конспект занятия по экологии "Богатство нашей планеты Земля"
для детей старшей группе (эксперимент с воздухом)
Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.
Программное содержание: способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений; развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; воспитывать интерес к исследовательской деятельности. Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования - кляксографией.
Ход занятий:
Воспитатель: Ребята сегодня на занятия к нам пришли гости. Давайте поздороваемся. (Приветствие детей)
Воспитатель: Давайте пройдем на ковер.
В: Давайте встанем в круг и поздороваемся друг с другом. (Игра на общение).
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте" друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем "Привет" и "Добрый день";
Если каждый улыбнется -
Утро доброе начнется.
-ДОБРОЕ УТРО!!!
В: Теперь присаживайтесь на ковер.
В: Ребята, скажите, что нас с вами окружает? (дома, деревья, птицы, животные)
В: Правильно! А что необходимо, для жизни и человеку, и растениям, и животным? (пища, вода, воздух, солнце)
В: Молодцы! Для чего нам нужен воздух? (Дышать) Сделайте глубокий вдох, выдох.
В: Вы знаете сколько человек может прожить без еды? А без воды? (несколько дней). А без воздуха? (не больше 5 минут).
В: Сегодня мы поговорим о воздухе как настоящие ученые- исследователи. Ученые работают в помещение, где много приборов для опытов, а как это помещение называется? (лаборатория)
В: В лаборатории надо соблюдать определенные правила: надо одевать специальную одежду, соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно. Сегодня для вас я организовала небольшую лабораторию в группе.
В: Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты (шагают по кругу, затем идут к столам, на которых расположены предметы для проведения опытов).
Чтоб природе другом стать,
Тайны все ее узнать,
Все загадки разгадать,
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать качество- внимательность,
А поможет все узнать
Наша наблюдательность.
В: Вот мы очутились в самой настоящей научной лаборатории. Подходят к первому столу, садятся.
В: Мы опыты начинаем
Интересно здесь бывает
Постарайтесь все понять
Много нужно здесь узнать
В: Итак начнем наши опыты:
В: Ребята вы знаете как можно поймать воздух? Подумайте (ответы детей)
Эксперимент №1 "Как поймать воздух?"
В: Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух. Как? Подуйте в него и закрутите. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите? Нет не видим, но он в пакете? Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите пакет. Поднесите к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?
Вывод: воздух можно почувствовать.
В: давайте теперь пройдем дальше. Идут к следующему столу. Садятся.
В: А вы знаете как можно увидеть воздух? (ответы детей)
Эксперимент №2 "Видим воздух при помощи трубочки и емкости с водой".
В: Нужно взять трубочку, опустить один коней в воду, а в другой подуть. Что вы увидели? (Пузырьки воздуха) Подуйте в трубочку сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет) А почему?
Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочек и воды мы увидели воздух.
Переходим дольше, но прежде чем мы будем проводить следующий опыт давайте немного отдохнем.
Музыкальная пауза.
Хорошо мы отдохнули давайте экспериментировать дальше. Садятся за стол.
В: Можно ли услышать воздух? Как его можно услышать? (ответы детей)
Эксперимент №3 "Слышим воздух"
В: Если подуть в баночку или бутылочку, крышку от фломастера или сдуть шарик.
В: Возьмите крышечку от фломастера и подуйте с краю. Что вы слышите? Звук, воздух.
В: А еще на столе есть воздушные шарики, давайте их немного надуем, потом растянем края и потихоньку начнем выпускать воздух, что мы слышим? Писк, воздух.
С помощью чего мы услышали воздух? (Нам помогли крышечки и шарик)
Вывод: воздух можно услышать разными способами. А еще когда дует ветер, он гоняет воздух, и так можно услышать разные звуки воздуха (свист, вой).
Встают переходят за другой стол.
В: А можно почувствовать запах воздуха? Как? (ответы детей)
Эксперимент №4 " Узнай по запаху".
В: Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. Например по запаху из кухни мы можем узнать что там готовят.
В: Каждому из вас предлагаю с закрытыми глазами ощутить ароматы (апельсин, лук, чеснок, яблоко и др.). Вы замечательно справились молодцы.
Давайте немного отдохнем.
Физкультминутка.
Хорошо передохнули пройдем дальше. Садятся.
В: А как вы думаете имеет ли воздух вес? Это мы сейчас проверим.
Эксперимент №5 "Имеет ли воздух вес"
На столе разложены предметы: кусочек резины, резиновая игрушка.
В: Возьмем кусочек резины и опустим его в воду. Он утонул. А теперь возьмем резиновую игрушку и опустим в воду ее. Она не тонет. Почему? Ведь игрушка тяжелее кусочка резины? Что внутри игрушки? (воздух)
Вывод: воздух имеет вес, но он легче чем вода.
В: Ребята, а вы знаете что воздухом можно рисовать (ответы детей). Эта техника называется кляксография. Хотите попробовать? Давайте пройдем за последний стол, где нас ждут краски, трубочки и воздух. Я покажу вам как рисовать: надо капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть ее при помощи трубочки в разные стороны. А теперь вы. (Дети пробуют рисовать).
В: Итак, мы сегодня провели множество опытов. Вам понравилось их проводить? (ответы детей).
В: Какой опыт вам показался интересным больше всего? (ответы детей)
В: Что вы узнали сегодня нового? Как называется техника рисования воздухом? Молодцы. Вы все были активными, внимательными. Наше занятие подошло к концу. Спасибо, что помогли мне провести все эти опыты и узнать много нового.