Цель: обобщение и закрепление знаний детей о сезонных изменениях в природе.
Задачи:
Образовательная:
Расширять представления об образе жизни диких животных осенью, о том, как они готовятся к зиме, об их жилищах; обогащать словарь.
Развивающая:
Развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям.
Развивать общую и мимическую моторику, умение сочетать речь с движением, развивать воображение, логическое мышление, наблюдательность, эмоциональную сферу.
Воспитательная:
Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к животным, птицам, умение вести себя в лесу, проявлять заботу и внимание ко всему живому, умение слушать друг друга, воспитателя.
Области интеграции:
«Познавательное развитие»:
1. Расширить и обобщить представление детей о временах года, характерных признаках осени, учить самостоятельно находить их;
2. Уточнить представления детей об изменениях, происходящих осенью в жизни растений, птиц и животных;
«Развитие речи»
1. Уточнять, обогащать, систематизировать словарный запас.
2. Воспитывать активное произвольное внимание речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращённую речь, понимать её содержание.
«Социально-коммуникативное развитие»
1. Учить соблюдать правила безопасности на природе;
2. Уточнить представления детей о съедобных и ядовитых грибах;
3. Воспитывать умение согласовывать свои действия с действиями товарищей.
4. Воспитывать внимание, умение получать удовольствие и радость от занятия;
«Физическое развитие»
1. Укреплять здоровье детей и приобщать их к здоровому образу жизни;
2. Создать бодрое и радостное настроение;
3. Воспитывать интерес и желание жить в мире движений.
«Художественно-эстетическое развитие»
1. Развивать способность слушать литературное произведение в виде стихотворного текста.
2. Эмоционально реагировать на содержание и следить за развитием событий.
3. Выполнять музыкально-ритмичное упражнение в соответствии с текстом песни;
4. Развивать музыкальный слух при прослушивании классической музыки.
Предварительная работа:
•Беседы об осени.
•Рассматривание пособий с изображением диких животных, деревьев, птиц; рассматривание альбома «Времена года».
•Наблюдения на участке детского сада за живой и неживой природой.
•Рассматривание репродукций художников.
•Чтение художественной литературы. Заучивание стихов.
Оборудование:
Проектор, мультимедийная презентация, конструкция из стульев « автобус», «письмо от зверей» на листике клёна.
Раздаточный: корзина с муляжами овощей и фруктов – 1 штука, маленькие корзинки – 2 штуки, карточки «Съедобное -Несъедобное».
Музыкальное сопровождение: «Автобус» (из альбома «Аэробика» Пономаревой, Чайковский – Времена года. Осень («Сентябрь», «Октябрь», «Ноябрь»)
Ход деятельности:
Воспитатель
1 часть
Организационный момент.
Ребята, посмотрите в наше волшебное окно, как вы думаете, какое время года за окном?(Осень)
По каким приметам вы догадались, что это осень?
«Проблемная ситуация»
Кто это к нам спешит? (ёжик)
Ежик:
«Здравствуйте ребята, в нашем лесу случилась беда – пролетел сильный ветер и всё в лесу перепутал. Помогите нам навести порядок в лесу!»
- Ну, что, ребята, поможем лесным зверям?
Этюд: «Собираемся на прогулку»
А как вы думаете, какая погода в лесу? (Холодная, дождливая, пасмурная)
Значит надо одеться потеплее.
Какая нам нужна одежда? (Куртка, брюки, сапожки, шапка, шарф, перчатки)
- Правильно!
- Давайте надевать одежду. (дети надевают воображаемую одежду)
Ну, вот мы и оделись для осеннего путешествия.
А отвезёт нас в лес наш любимый автобус. (дети пересаживаются на стульчики, составленные по два в виде автобуса)
Все сели? Тогда в путь!
Музыкально-ритмичное упражнение «Автобус» (Выполнение движений в соответствии с текстом).
Вот мы и приехали в лес! (Дети переходят на ковёр возле экрана)
2 часть:
Раз, два, три, четыре, пять-
Начинаем мы считать
И окажемся в лесу
Где раскрасила листву
В цвет багряный, золотистый
Осень разноцветной кистью.
Дидактическая игра
«Что перепутал ветер?»
Входим в лес. Тихо. Посмотрите, что в лесу перепуталось? (мальчик везёт санки, божья коровка, одуванчики, снеговик, дерево с зелёными листьями, птичка кормит птенчика)
- Молодцы, всё правильно: вот она какая настоящая осень!
«Логоритмика»
Осень, осень - листопад (руки вверх)
Листья желтые летят (руки вниз)
Ветер дует, задувает (разводят руки)
Туча солнце закрывает (закрывают глаза)
Дождик капает с утра (сжимают кулаки)
Осень – грустная пора (разводят руки в стороны)
- А кто это нас в лесу встречает?
Я кого-то уже вижу.
Заяц:
«Я любитель погрызть морковку,
Ем капусту очень ловко,
Прыгаю то тут, то там,
По полям и по лесам
Серый, белый и косой,
Кто, скажите, я такой?»
Заяц:
«Здравствуйте! Ребята, я совсем запутался никак не могу рассортировать овощи и фрукты, помогите мне, пожалуйста».
Игра «Помоги зайке рассортировать овощи и фрукты» (музыкальное сопровождение П. И Чайковский «Времена года. Осень) (Дети работают в парах)
- Молодцы, ребята, вы справились с заданием.
- Кто ещё нас встречает в лесу?
Белка:
«Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу».
-Кто это? (Белка)
Мультимедийная игра
Игра: « Съедобное- Несъедобное »
- Ребятки, ветер белочке раскидал все запасы по лесу, помогите ей их собрать.
Гимнастика для глаз: «Дождик»
Дождик, дождик,
Пуще лей (смотрят вверх.)
Капель, капель
Не жалей (смотрят вниз.)
Только нас не замочи. (Делают круговые движения глазами.)
Зря в окошко не стучи.
Дидактические карточки: «Помоги найти нам дом» (ИКТ)
(музыкальное сопровождение П. И Чайковский «Времена года. Осень
- Лесные звери потерялись, помогите найти им свои дома.
Любят зайцы в поле жить,
Гнезда под кустом мостить.
Где зимой медведь ночует,
Или по лесу кочует?
Спит в берлоге до весны,
Видит радужные сны.
Дуб стоит, а в нем дупло,
Угадай, живет в нем кто?
Белка рыжая живет,
Что-то целый день грызет.
Где же ты ночуешь мышка,
У тебя, что нет домишка?
-За оврагом моя норка,
Там храню зерно, морковку».
Лиса живет в своей норе,
Гуляет утром на заре.
Серый, грозный с виду, волк
Не такой ужасный,
Очень любит он волчат. Разорвёт любого,
Кто посмеет заглянуть в логово родное.
-Каких животных мы не увидим в лесу зимой?
Молодцы, ребята. Со всеми заданиями справились, посмотрите, звери вышли вас благодарить.
3 часть (заключительная)
Игра «Да – нет»
Чтобы вернуться на автобусе в детский сад, нужно правильно ответить на вопросы.
Осенью растут грибы?
Тучки солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Туманы осенью плывут?
Ну, а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто - часто льют дожди?
Достаем ли сапоги?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать?
Куртки, шапки надевать?
Музыкально-ритмичное упражнение «Автобус»
«Рефлексия»
- Вот мы и вернулись в наш детский сад.
Понравилось вам наше путешествие?
А что больше всего запомнилось?
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 155»
Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе № 12 по познавательно-речевому развитию с использованием образовательных областей
(речевое развитие; социально-коммуникативное развитие; физическое развитие; художественно-эстетическое развитие)
На тему:
«Путешествие в осенний лес»
Провела воспитатель
Белгородцева О.Ю.
Воронеж 2016 год