Наталья Владимировна Меркулова,
воспитатель МДОУ - детский сад № 44 «Колокольчик», г. Серпухов
Конспект непрерывной образовательной деятельности
(Познавательное развитие)
Старшая группа.
Тема: « Приокско - террасный заповедник".
Программные задачи.
Уточнять и углублять представления детей о жизни зубров, занесённых в Красную книгу, о местонахождении Приокско – террасного заповедника.
Закреплять знания детей о диких животных, птиц, насекомых Подмосковного края. Способствовать осмыслению разных аспектов взаимодействия человека с природой, формировать представления о неразрывной связи между ними.
Активизировать речевое общение, расширять словарный запас, отвечать на вопросы воспитателя сложными предложениями.
Расширять представления детей о достопримечательностях родного края.
Формировать навыки правильного поведения в природе, закладывать основы экологической культуры личности. Развивать экологическое мышление, любознательность, стремление изучать и сохранять животный мир дикой природы.
Познакомить детей с историей возникновения Приокско – террасного заповедника, с деятельностью сотрудников заповедника по охране жизни диких животных.
Воспитывать гуманное отношение к природе родного края, чувство прекрасного, желание любоваться окружающим миром.
Словарная работа: Россия, россияне. дубрава, смешанные леса, Приокско - террасный заповедник, зубры, зубрята, террасы, холка-горб, Подмосковье.
Предварительная работа: чтение произведений Т. Шорыгина "Какие звери в лесу?";
В. Чаплина "В нашем лесу"; В. Бианки "Теремок"; беседы о животных, насекомых, птицах родного края, заучивание стихотворений.
Оборудование. Демонстрационный материал. Макет заповедника из строительного материала, построенного детьми. Презентация НОД (иллюстрации с изображением разных видов леса, животных; иллюстрации города Серпухова, реки Оки, Приокско – террасного заповедника; дидактические игры: «Можно - нельзя», «Птицы, насекомые, звери», фонограмма «Звуки леса»)
Ход НОД.
Вводная часть. Звучит музыка. Воспитатель читает стихотворение.
Когда я иду Подмосковьем, Где пахнет мятою трава, Природа шепчет мне с любовью свои заветные слова. Россия, Россия, родные вольные края.
Россия, Россия - Родина моя.
Вопросы к детям:
Как называется наша страна? (Россия)
Как мы назовём людей, живущих в России? (россияне) Назовите столицу России. (Москва)
Всё, что около Москвы называется Подмосковьем. Наш город тоже находится в Подмосковье. - Как он называется? (Серпухов).
Основная часть.
Беседа о Серпухове
- Наш город Серпухов славится не только древней культурой, но и живописной природой. А леса, окружающие город со всех сторон, богаты животным миром. Даже в самом городе, в городском бору, в питомнике можно увидеть птиц и белок (показ картинки на экране)
- С древних времён подмосковные леса годились и для строительства, и для охоты. Сухой сосновый лес был хорошим строительным материалом. Кроме сосновых и еловых лесов встречались дубравы (дубовые леса), берёзовые рощи, но в основном у нас леса смешанные (показ картинки на экране).
- Много зверей и птиц водилось в этих лесах. Встречаются и крупные животные: лоси, пятнистые олени, барсуки, лисы, бобры и более мелкие грызуны - зайцы, белки (показ картинок на экране). Но со временем животных в лесах становилось всё меньше и меньше. Это было связано с охотой человека на зверя. Из-за вкусного мяса охотились на оленей, лосей, кабанов. Бобров, куниц и лис истребляли из-за ценного меха, а барсуков - из-за барсучьего жира и жесткой щетины, которую использовали для изготовления кистей. Это привело к тому, что животных стало меньше, а некоторые из них - косули и олени исчезли совсем. Пусто стало в наших лесах. И тогда люди задумались и решили создать заповедник.
- Что такое заповедник? Заповедник - это место, где природа имеет право жить по своим законам. Заповедник - это значит сохранять, запрещать. Недаром в народе говорится: "Заповедного не тронь". В заповеднике запрещается: рвать цветы, ягоды, грибы; ловить рыбу; охотится на птиц и животных. В заповедник приходят только на экскурсию, где знакомятся с красотой и богатством заповедных мест.
- Ребята, а вы знаете, что в нашем родном крае под городом Серпуховом находится и охраняется государством заповедник, который называется Приокско - террасный. Находится он возле реки Оки и спускается к реке большими ступенями – террасами (показ иллюстраций на экране).
Сейчас мы поиграем в игру «Можно - нельзя» и вспомним правила поведения в природе. Дидактическая игра "Можно - нельзя" (на экране появляются картинки, а дети должны назвать правила поведения в природе)
- Рвать цветы?
- Ломать ветки деревьев?
- Ловить бабочек?
- Собирать с земли шишки?
- Собирать в коробочку жуков?
- Сбивать шишки с дерева палкой?
- Собирать грибы и ягоды?
- Разорять гнёзда птиц?
- Шуметь в лесу?
- Разжигать костры?
- Разрушать муравейники?
- Слушать пение птиц?
Молодцы дети, вы знаете правила поведения в природе, но их надо соблюдать не только в лесу, заповеднике, но и в скверах, парках, питомнике.
Чтение воспитателем отрывка из стихотворения Д.Родовича «Живая планета»
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни. (Д. Родович)
Физминутка. На горе стоит лесок (круговые движения руками) Он не низок не высок (сесть, встать, руки вверх) Удивительная птица подает нам голосок (глаза и руки вверх, потянуться) По тропинке два туриста
Шли домой издалека (ходьба на месте) Говорят: "Такого свиста, мы не слышали пока" (плечи поднять)
Ребята, а вы знаете, что в нашем родном крае под городом Серпуховом находится и охраняется государством заповедник. Он получил название Приокско – Террасный заповедник. Находится заповедник возле реки Оки и спускается к ней большими ступенями - террасами.
Презентация «Приокско – Террасный заповедник»
На эмблеме Приокско - Террасного заповедника изображена фигура могучего животного - зубра (показ 1-ого слайда).
Рассказ воспитателя о зубрах. Зубры животные очень интересные. Внешне они напоминают домашнего быка, только больше размером, с сильно развитой широкой грудью, высокой холкой - горбом на спине, курчавыми волосами на шее, особенно на лбу, и короткой тёмно - коричневой бородой (показ 2-ого слайда).
Посмотрите, какие у него красивые глаза с длинными пушистыми ресницами. Когда видишь массивную фигуру зверя, кажется, что он неуклюжий. Но это не так. Зубр может очень быстро бегать, скакать галопом, может даже перепрыгнуть забор высотой 2 метра. А ещё зубр умеет хорошо плавать. Несмотря на грозный вид и огромную силу - зубры очень мирные животные и легко привыкают к человеку. Но характер у них, как у людей, разный. Есть добрые и общительные зубры, есть осторожные, недоверчивые, даже мрачные и злые.
Живут звери небольшими стадами (показ 3-его слайд).
Управляет стадом сильная зубрица. Зубры питаются травой, корой деревьев, грибами, желудями. Люди подкармливают их сеном, которое кладут в специальные кормушки. После еды зубры подолгу лежат и пережёвывают пищу. Поэтому их называют жвачными животными (показ 4 –ого слайд).
Весна и лето - пора рождения маленьких зубрят. Маленькие зубрята светло - коричневого цвета, их ласково называют "апельсинчиками". Так как животные живут в Московской области, все их клички начинаются на букву "м" - Мухаджир, Монтай, Малыш, Мурава, Московка. Зубрята очень игривы, резвятся, бегают друг за другом, бодаются. Ведут себя как маленькие дети. У них тоже есть свой детский сад. Зубрица очень заботливая мама. Она бережно охраняет зубрёнка, никуда не отходит от него.
Вопросы к детям.
- Чем понравились вам эти животные?
- Какие это животные? (добрые, общительные, осторожные, недоверчивые, злые).
- Чем питаются зубры? (травой, корой деревьев, грибами, желудями, сеном).
- Как называют родившихся у зубров детёнышей? - - А какие ещё есть животные в нашем заповеднике? (бобры, ежи, лоси, рысь и другие)
Релаксация (запись «Голоса леса»)
Вы утомились, устали. Закройте глаза. Нам хорошо и приятно. Мы дышим свежим воздухом и вдыхаем аромат цветов, слушаем пение птиц. Мы защитники природы. Мы будем внимательны ко всему живому на нашей планете. Откройте глаза, посмотрите, как ярко светит солнце. Какое небо голубое, с воздушными пушистыми облаками. Спасибо тебе, мудрая природа, за создание этих красот!
Вот мы и отдохнули.
Игра "Птицы - насекомые – звери» с использованием интерактивной доски.
(Дети распределяют картинки на доске по группам: животные, насекомые, птицы)
Стихотворение "Мы хотим …» Е. Карганова читает ребёнок.
Мы хотим, чтобы птицы пели,
Чтоб вокруг леса шумели. Чтобы были голубыми небеса, Чтобы речка серебрилась, Чтобы бабочка резвилась,
И была на ягодах роса! Мы хотим, чтоб солнце грело,
И берёзка зеленела, И под ёлкой жил смешной колючий ёж. Чтобы белочка скакала, Чтобы радуга сверкала, Чтобы летом лил весёлый дождь!
Ребята, сегодня вы познакомились с Приокско - Террасным заповедником, с его обитателями, вспомнили правила поведения в природе.
Заключительная часть.
Нашу экскурсию в Приокско – террасный заповедник я хочу закончить словами:
«Давайте будем к тому стремиться,
Чтоб нас любили и звери и птицы
И доверяли повсюду нам,
Как самым верным своим друзьям!
Дети, любите природу! Берегите её! Она будет радовать нас и будущее поколение.