МБДОУ «Д/сад №1 «Солнышко»
Конспект НОД по познавательному развитию
с детьми подготовительной к школе группы на тему:
«Энергосбережение. Электричество вокруг нас»
Воспитатель:Калинченко М. Н.
ноябрь 2018г.
Программное содержание:
-обобщить знания детей об электричестве и электрическом токе;
-уточнить представление о значении электричества для человека;
-продолжать формировать основы безопасного обращения с электричеством;
-подвести к пониманию необходимости экономного отношения к электроэнергии;
-активизация словаря.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций и беседа по теме: «Техника в вашем доме», чтение детской энциклопедии на тему «Безопасность в природе и в быту», загадывание загадок об электроприборах.
Материалы и оборудование: презентация «Как сберечь энергию», картинка «Электроприборы», иллюстрации с изображением грозы, электрического ската, энергосберегающая лампочка, правила «Как сберечь энергию: полезные советы», мультфильм «Уроки тетушки Совы: грамота безопасности».
Ход занятия:
Воспитатель загадывает загадку:
-Он бежит по проводам,
Несет свет в квартиры к нам (Электрический ток, электричество).
-Сегодня мы поговорим об электричестве.
-Скажите, ребята, как вы думаете, электричество – это хорошо или плохо?
Игра «Хорошо - плохо» :
Электричество хорошо тем, что…(освещает дома и улицы, помогает человеку стирать, готовить, убирать, без него не посмотришь телевизор, не поиграешь в компьютер и т.д.). Но электричество плохо тем, что… (смертельно опасно при неправильном обращении).
Демонстрируются иллюстрации «Электроприборы».
-Назовите правила обращения с электроприборами (не дергать за шнур, не совать пальцы в розетку, не включать их без разрешения взрослых).
-Ребята, представьте, что электрические приборы вдруг исчезли.
Игра «Что было бы, если бы не было…» :
Воспитатель называет электроприбор, а дети - предмет, который выполнял его функцию в прошлом, когда не было электричества:
Пылесос – веник
холодильник – погреб,
магнитофон – музыкальные инструменты,
лампочка – свечка,
стиральная машина – стиральная доска,
электрический утюг – угольный утюг,
телевизор – книга с картинками,
компьютер – пишущая машинка,
электродрель – молоток,
фен – солнце.
Молодцы, а теперь поиграем.
Физкультминутка «Электроники».
Представьте, что вы маленькие электроники, которые бегут по проводам (дети бегут по кругу). По сигналу: «Стоп!» останавливаются, замерев на одной ноге, по сигналу: «Свет» кружатся, подняв руки вверх, по сигналу «Темнота» приседают. (Игра повторяется 3 раза).
Воспитатель:
-Ребята, электричество есть и в природе. Отгадайте загадку:
-Стучит без рук, горит без огня, это гром и …(молния).
На доске демонстрируется иллюстрация с изображением грозы
-Молния-это мощный электрический заряд, который переходит из тучи в землю. Он может ударить в высокое дерево, металлический предмет, движущийся объект на открытой местности. Электричество опасно и в розетках и в природе.
-А могут ли животные производить электричество? (Да, некоторые могут).
Демонстрируется иллюстрация с изображением электрического ската.
-Электрический скат, обитающий в морях, использует свое электричество, чтобы убить или обездвижить жертву.
-Электричество человек поселил и у себя дома, без него люди уже не представляют себе жизни. Его производят на электростанциях. Это сложный и трудоемкий процесс. Чтобы электричества хватило всем людям, его надо экономить. Это называется энергосбережение.
-Ребята, а вы бережно относитесь к электричеству? (ответы детей: да, но не всегда).
-Давайте разберем ситуации, которые иногда случаются.
Упражнение «Так должно быть или нет?»
1.Я пришел к подруге Ире,
У нее во всей квартире
Свет горит, телевизор говорит,
Радио поет, магнитофон орет,
А она на компьютере играет,
Ничего не замечает.
Так должно быть или нет?
Ну-ка, дайте мне ответ.
(Ответы детей: нет, не должно быть.)
-Как исправить ситуацию? (выключить электроприборы, которыми не пользуешься, выключить свет в комнатах, где никого нет).
2.Один мальчик после школы
Побежал играть в футбол.
Но оставил свет в окошке,
Чтоб не скучно было кошке.
Дайте мне скорей ответ:
Так должно быть или нет?
(Ответы детей: нет, не должно быть, кошка видит и в темноте)
-Что надо делать, уходя из дома? (погасить свет).
3.Солнце утром ярко светит,
Всем ребятам шлет привет.
А Артем в своей квартире
Все равно включает свет.
Дайте правильный ответ:
Так должно быть или нет?
(Ответы детей: нет, не надо включать электричество, когда светит солнце).
Воспитатель:
-Ребята, свет вы зря не жгите, его вы берегите!
Давайте запомним правила энергосбережения:
-уходя из дома – гасите свет;
-не включайте много электроприборов;
-не включайте свет в солнечную погоду;
-не оставляйте включенным телевизор, магнитофон, радио, компьютер, если вы их больше не смотрите и не слушаете;
-принимайте душ вместо ванны;
-используйте энергосберегающие лампы;
-плотно закрывайте краны с водой!
Воспитатель:
А сейчас мы посмотрим с вами познавательный мультфильм «Уроки тетушки Совы», который расскажет вам, как и зачем нужно беречь электричество и какие правила нужно соблюдать при обращении с электроприборами.
Рефлексия: Что нового вы узнали на занятии? Что понравилось больше всего? Как теперь будете относиться к электричеству?