Конспект НОД по
экспериментально-исследовательской деятельности.
Выполнила: Гладкая Светлана Валерьевна
Тема : «В царстве мыльных пузырей».
Возрастная группа — подготовительная группа.
Цель: создание социальной ситуации в процессе исследовательской деятельности — ознакомление детей с составом мыльных пузырей.
Задачи:
создать условия для стимулирования детей к обследовательтским действиям, раскрывающие новые свойства мыльных пузырей;
создать условия для умения находить решение проблемы, высказывать свои предположения и суждения, делать выводы;
создать условия для умения действовать в соответствии с заданным алгоритмом (схемой) и получать результат.
Предварительная работа: разучивание стихов о мыльных пузырях, беседа о составе мыльных пузырей.
Образовательная ситуация:
- Дружно за руки возьмемся и друг другу улыбнемся, и нашим гостям тоже улыбнемся.
Дети, сегодня мне позвонил мой знакомый клоун — Степашка. У него произошла неприятная ситуация. Его пригласили к мальчику Ярославу на День рождения. Он собрал свой волшебный чемоданчик, в который сложил все для веселых игр — дудочки, шарики, колпачки. Но он забыл про мыльные пузыри. Он всегда их готовил сам. Но он уже в дороге. Клоун спросил, сможем ли мы ему помочь? Как мы сможем ему помочь? Что такое мыльные пузыри? Где берут обычно раствор для мыльных пузырей? А можно раствор сделать самим? Хотите попробовать? Я вас приглашаю в волшебную лабораторию. Кто работает в лаборатории? (ученые). Кто такие ученые? (люди, которые занимаются наукой, проводят различные опыты, исследования). Вот и мы с вами проведем небольшое исследование, попробуем сами создать раствор для мыльных пузырей, и выяснить, из чего он состоит. Мы разделимся на пары, чтобы было удобнее работать.
Разделение на пары. «Собери слово» : во-да, шам-пунь, пе-на, мы-ло.
Что нужно вспомнить при работе с мыльным раствором? ( ПРАВИЛА).
ПРАВИЛА ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С МЫЛЬНЫМИ РАСТВОРАМИ (приложение №1).
Перед тем, как войти в лабораторию, нужно надеть халаты. Для чего?
Основной этап.
Посмотрите, что у вас на столе. В помощь вам схемы — помощники на доске.
Приступайте к исследованиям, а я в это время вам расскажу историю о мыльных пузырях (приложение №2).
Я вижу, что вы уже раствор сделали. А как же надо выдувать пузыри?(Дыхательная гимнастика).
Сделаем из пальцев вдруг
мы большой красивый круг (соединить большие и указательные пальцы
рук)
Воздух носом мы вдохнем (вдох через нос)
надувать пузырь начнем.
Губки в трубочку свернули
и большой пузырь надули. (выдох через рот)
Ребята, что у вас получается? Не забывайте свои результаты записывать в журнале.
Мы приготовили раствор, исследовали его.
А куда же мы нальем наш раствор?
А как мы будем наливать раствор? Через что? (через воронку).
Мы заполнили баночки раствором для мыльных пузырей. Теперь мы можем Степашке передать его.
Заключительная часть.
Вам понравилось наше исследование?
Что вам понравилось?
Что было тяжелее всего?
Если вам понравилось — прикрепите на шарике улыбку, а если нет, то — грусть. А сейчас мы с вами скажем волшебные слова:
Дружно хлопнули в ладоши,
Вместе топнули ногой.
Все, о чем мы говорили,
Мы запомнили с тобой.
Приложение №1.
ПРАВИЛА ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С МЫЛЬНЫМИ РАСТВОРАМИ.
НЕ ПРИКАСАТЬСЯ РУКАМИ К ГЛАЗАМ, РТУ, НОСУ.
ПРИ ПУСКАНИИ МЫЛЬНЫХ ПУЗЫРЕЙ ВЫДУВАТЬ ИХ В ТОМ НАПРАВЛЕНИИ, ГДЕ НЕТ ЛЮДЕЙ.
ПОСЛЕ ПРОВЕДЕНИЯ ОПЫТОВ ТЩАТЕЛЬНО ПРОМЫТЬ РУКИ В ПРОТОЧНОЙ ТЕПЛОЙ ВОДЕ.
Приложение №2.
ИСТОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ МЫЛЬНЫХ ПУЗЫРЕЙ.
С появлением мыла король приказал всем подданным намылить мочалки и вымыться, а кто не выполнит приказ, того казнят. Один сапожник терпеть не мог мыть шею и стражники привели его в тюрьму на казнь. И перед смертью он решил выкурить трубку, но вместо дыма оттуда полетели мыльные пузыри. Из тюрьмы его выпустили с почестями в золотой карете и ...с грязной шеей.
В этот день в городе уже никто не курил трубок. Все наполнили трубки мыльной пеной и пускали пузыри. Все небо было разноцветным от мыльных пузырей. Дамам стали дарить букеты из мыльных пузырей. Правда, такие букеты быстро лопались, но зато вместо них приходилось сразу дарить новые. И дамы были счастливы.
На рынке три арбуза стоили 13 мыльных пузырей, а мешок муки — 24 мыльных пузыря. С тех пор мыльные пузыри перестали так цениться. Но все равно, уже столько веков никому не бывает скучно, если в руках у него есть трубочка и чашка с мыльной пеной.