НОД по логопедической ритмике
в I подготовительной группе компенсирующей направленности
детей с ТНР:
«Осеннее путешествие»
Цель: преодоление речевого, моторного, двигательного, нарушения путем развития, двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
Образовательные: закрепление лексического запаса по теме: «Осень», усвоение разных форм слова, употребление их в предложениях, в связной речи.
Коррекционно – развивающие: автоматизация поставленных звуков в речи детей, развитие тонкой, общей и артикуляционной моторики, речевого дыхания, речевого слуха, внимания, мелодико-интонационную стороны речи, чувства ритма, чувство темпа, музыкального слуха, слухо-двигательной координации. Общее оздоровление ребенка: нормализация мышечного тонуса, его зрительного аппарата, развитие диафрагмального дыхания.
Воспитательные: воспитание выразительности движений, способности переключаться с одного поля деятельности на другое, умения перевоплощаться, согласовывать музыку с движением.
Музыкальная литература:
Музыкальное приветствие: «Здравствуй, дружочек!» (на музыку С. Коротаевой)
«Автобус» Е.Железнова
«Ежик» Е. Железнова
Динамическая прогулка муз. «Как у наших у ворот»
Логоритмическая попевка «Паучина»
Классическая музыка: Чайковский, Вивальди.
Ход НОД
Звучит музыка, дети входят в музыкальный зал.
Логопед: Сегодня такой замечательный день, что мне хочется сказать: здравствуй, дружочек.
Музыкальное приветствие на координацию речи и движения. «Здравствуй, дружочек!» муз. С. Коротаевой
Здравствуй дружочек, здравствуй дружок!
Скорей становись в наш веселый кружок.
Друга зови, и я позову, и руки ему протяну.
Припев: Здравствуйте наши ладошки! Хлоп! Хлоп!
Здравствуйте резвые ножки! Топ! Топ!
Эй, язычки, просыпайтесь! Цок! Цок!
Здравствуйте глазки! Хлоп, хлоп!
Здравствуй дружочек, здравствуй дружок!
Скорей оживи наш веселый кружок,
Будем мы ножками топать топ – топ,
И глазками хлопать хлоп – хлоп!
Припев:
Логопед: Ребята, обратите внимание на экран, к нам в гости пришел Мишка, он принес картину. Посмотрите внимательно. Какое время года на ней изображено?
Дети: (ответы детей)
Логопед: - Почему вы так решили?
Дети: (ответы детей)
Логопед: А еще вдали виднеется деревня, Мишка предлагает нам отправиться в осеннее путешествие в деревню.
Логопед: Скажите, а на чём люди могут путешествовать?
Дети: (ответы детей)
Логопед: Замечательно. И сегодня, я предлагаю вам отправиться в осеннее путешествие. А поедем мы на автобусе. Я- водитель, вы – пассажиры, присаживайтесь на свои места.
Звучит песня: «Автобус» Е.Железнова
Логопед: Приехали. Выходим из автобуса. Ребята, обратите внимание на экран, мы приехали в деревню. Ребята, посмотрите, какой красивый забор. Подойдем к зеркалу, покажите мне свои заборчики:
Артикуляционная гимнастика. Упражнение: «Заборчик» , «Маляр», «Молоточек» (муз. сопровождение)
А под забором, у нас, колючий ежик, а я предлагаю, выполнить самомассаж с мячами - ёжиками.
Самомассаж с мячами (под музыкальную композицию Е. Железнова «Ежик»)
Логопед: Обратите внимание на экран. Кто пасется на лугу?
Дети: (ответ)
Логопед: Поиграем в игру «Две лошадки» (игра с ритмическими палочками)
Логопед: За деревней у нас лес.
– Каких зверей можно встретить в лесу осенью?
– Кто укладывается спать на всю зиму?
– Кто меняет на зиму шубку?
– Кто делает запасы на зиму?
– Кто зимует под листвой, в щелях, в коре деревьев?
Дети: (ответы детей)
Логопед: Молодцы, отправляемся дальше.
Динамическое упражнение «Прогулка» (развитие ориентировки в пространстве, чувства равновесия). Музыкальное произведение: «Как у наших у ворот».
1, 2, 3, 4, 5 – Обычная ходьба.
В лес отправимся гулять.
По извилистым тропинкам (Ходьба «змейкой», друг за другом).
Потихоньку мы пойдём.
Может быть, и под осинкой (Присели, заглядываем под листочек.)
Сладку ягодку найдём.
На носочки дети встали, (Бег на носочках.)
По дорожкам побежали.
И на пяточках пойдём, (Ходьба на пятках.)
Через мостик перейдём. (Идём по «мостику».)
Где ты прячешься, грибок? (Остановиться, развести руки.)
Полезай-ка в кузовок.
Логопед: Посмотрите, впереди маленькое озеро. А на пенёчке у озера кто сидит?
Дети: (ответ)
Логопед: Вспомним, чистоговорки о лягушке.
Ушка – ушка – ушка – зеленая лягушка;
Ушки – ушки – ушки – прыгают лягушки;
Шах – шах – шах – лягушек много в камышах.
Логопед: Отправляемся дальше.
Динамическое упражнение «Прогулка».
Логопед: Посмотрите, какая красивая поляна. Присядем, отдохнем. А вот и паучок к нам приполз. Споём ему песенку.
Логоритмическая попевка: «Паучина»
Пау – паучина паутину сшил | первый палец левой руки соединить вторым пальцем правой, затем наоборот
|
Вдруг закапал дождик, паутину смыл | щелкать пальцами по ладоням, чередуя
|
Вот и солнце вышло, стало подсыхать
| Соединить ладони, пальцы растопырены, вращать |
Пау – паучина, трудится опять | Быстро перебирая пальцами , постукивать подушечками. |
Логопед: Молодцы! Ребята, выполним гимнастику для глаз.
Гимнастика для глаз. Общее оздоровление зрительного аппарата.
Логопед: Отдохнули немного, отправляемся дальше в путь.
Логопед: Вот мы и оказались в лесу.
Логопед: Предлагаю вдохнуть, чистый, полезный воздух.
Дыхательно-артикуляционный тренинг.
Вдыхаем через нос, выдыхаем через рот (развитие диафрагмального дыхания).
Под музыкальное сопровождение спокойного характера на 2 четверти, дети делают вдох, затем выдох. Муз.Чайковский «Времена года. Осень. Октябрь»
Логопед: дождик закапал.
Самомассаж «Дождик» Нормализация мышечного тонуса.
Слова Н. Пикулевой, музыка Е. Попляновой
Дождик бегает по крыше - Бом! Бом! Бом! По весёлой звонкой крыше – Бом! Бом! Бом!
| Дети встают друг за другом «в кружок» и прихлопывают друг друга по спинкам, ладонью обеих рук) |
Дома, дома посидите,- Бом! Бом! Бом! Никуда не выходите,- Бом! Бом! Бом!
| Постукивают пальчиками.
|
Почитайте, поиграйте,- Бом! Бом! Бом! А уйду – тогда гуляйте, Бом! Бом! Бом!
| Поколачивают ребром ладони.
|
Дождик бегает по крыше - Бом! Бом! Бом! По весёлой звонкой крыше – Бом! Бом! Бом! | Поглаживают ладошками.
|
Логопед: Ребята, посмотрите, сколько разноцветных листьев. Я предлагаю вам собрать листья и составить их них красивый, осенний букет.
Пальчиковая гимнастика.
Игра «Осенний букет» (развитие координации речи и движений, мелкой моторики).
(дети проговаривают слова вместе с логопедом).
Раз, два, три, четыре, пять –
Будем листья собирать. (Сжимать и разжимать кулачки.)
Листья берёзы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба (Загибать поочерёдно пальцы.)
Мы соберём,
Мишке осенний
Букет отнесём. (Сжимать и разжимать кулачки).
(Собираем листья)
Логопед: Какая интересная осенняя прогулка у нас получилась
Пора возвращаться. Занимайте свои места в автобусе.
Звучит песня «Автобус» Е.Железнова
Логопед: Выходим из автобуса. Ребята дарите листики, Мишке.
1 ребенок: я подарю березовый лист;
2 ребенок: я подарю кленовый лист;
3 ребенок: я подарю рябиновый лист; и т.д.
Логопед: Молодцы! Друзья, понравилось ли вам путешествие?
- Что больше всего запомнилось?
- А кто нас встречал в деревне?
- Мы еще не раз отправимся путешествовать.
А сейчас выберете лист, своего настроения и покажите гостям.