Конспект
непосредственно-образовательной деятельности
в средней группе «День леса»
Задачи: сформировать представление о значении леса в природе и в жизни каждого человека, о необходимости бережного отношения к лесным богатствам; развивать познавательный интерес, наблюдательность, умение делать выводы, расширять словарный запас; воспитывать чувство любви к окружающим нас природным богатствам.
Оборудование и материалы: иллюстрации картинок с изображением леса, стихи о лесе, мяч, загадки о цветах, знаки охраны природы. Краски, ватман, заготовки силуэтов птиц, кисти, аудиозапись птичьих голосов.
Ход занятия:
Воспитатель:
- Здравствуйте ребята!
Здравствуй утро нежное,
Здравствуй детский сад!
Здравствуй добрый друг,
Здравствуй всё вокруг!
Очень рады мы гостям,
Теплоту мы дарим вам!
- Давайте с вами немножко поиграем, я вам буду загадывать загадки, а вы будете их отгадывать!
Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает.
( дерево, лес).
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом -
Чудеса увидишь в нём!
(лес)
Зимой и летом,
Одним цветом.
(елка, сосна).
- Вы, наверно, догадались, о чём мы будем сегодня говорить на занятии? (о лесе).
- Сегодня мы поговорим о празднике, который отмечает лес. В этот день проводятся всемирные акции по охране леса.
-Ребята, к нам пришло письмо. Давайте его прочитаем.
«Доброе утро ребята! Пишет вам фея Леса. Лес стал невесёлым, скучным, грустным, из него стали улетать птицы, уходить животные, стали гибнуть растения. Люди приходят в лес и оставляют мусор, они кричат, разоряют гнёзда птиц, рвут редкие растения, ломают ветки деревьев. Пожалуйста, помогите спасти лес!»
Воспитатель: Ребята, вы готовы отправиться в лес? А что такое лес?
Ребёнок:
Лес наше богатство и золото наше,
Разные звери, лечебные травы.
Там много птиц и ягод полно
Воздух свежий и дышать легко!
Воспитатель:
- Ребята, а кто из вас был в лесу? (ответы детей)
- Что там есть? (деревья, кустарники, птицы, дикие животные). Красиво в лесу? А для чего нужен лес? (дети отвечают). Правильно, к лесу надо относиться бережно, лес очищает воздух, приносит пользу, поэтому мы должны охранять и беречь лес!
- Какое сейчас время года? (Весна). А что происходит весной в лесу?
Ребёнок:
Всё оживает, всё расцветает
Тёпленький ветерок всех обдувает,
Ручейки весёлые везде журчат
Радостные птицы с юга летят!
Воспитатель: Поэтому мы с вами отправимся в лес. Закройте глазки и представьте что мы с вами находимся в лесу.(звучат звуки леса: птичьи голоса, журчание ручейка… аудиозапись). В лесу всё прекрасно. Лес украшает землю, задерживает влагу, помогая человеку вырастить хороший урожай, а как легко и свободно дышится в лесу! Лес – огромная фабрика кислорода, необходимая всему живому на земле. Лес – это дом для зверей и птиц. А главный дар леса- это древесина! Она используется для строительства жилья, для изготовления мебели. Лес считается местом отдыха для людей.
Игра «Можно - нельзя» (с мячом)
1.Ходить в лесу по тропинкам ….?(можно)
2.Собирать в лесу съедобные грибы ….?(можно)
3.Вырывать их с корнями….?(нельзя)
4.Слушать пение птиц…. ? (можно)
5.А шуметь в лесу, включать громко музыку….?(нельзя)
6.Ломать ветки деревьев…? (нельзя)
7.Разрушать муравейники, птичьи гнёзда….?(нельзя)
8.Можно брать детёнышей диких животных домой…? (нельзя)
9.Разжигать костры…? (нельзя)
10.Бросать мусор …? (нельзя)
Воспитатель: Люди любят ходить в лес гулять собирать грибы , ягоды, шишки. Но не все понимают важность природы и лесов. Приходит весна, люди выезжают на природу, разжигают костры, которые приводят к пожарам. Самый страшный враг леса – это пожар.
Воспитатель: - Ой, ребята посмотрите, нам ладошкой машет Фея Леса.
Фея: - Здравствуйте мои друзья, спасибо, что вы пришли. Я обеспокоена состоянием нашего леса. Лесные богатства исчезают, и мы не знаем, как же их спасти. Лес в опасности, помогите ему!
Воспитатель: А что же нам надо сделать?
Фея: Сейчас вы пойдёте по дорожке и сами всё увидите. Ой, как грустно и скучно в лесу, даже не слышны птичьи голоса, кругом темнота (выходят на полянку).
-Посмотрите внимательно вокруг и скажите, чего не должно быть в лесу?
Дети: Мусора!
Воспитатель: - Ребята, а вам нравится такой лес?
Дети: Нет!
Воспитатель: - Что же делать? Как помочь лесу? (убрать мусор). Ребята я предлагаю собрать мусор пакет и выбросить в контейнер. И тогда наш лес и все его жители будут рады!
Лесная физкультминутка.
Ветер лесные деревья качает,
(наклоны влево-вправо)
Ярко бабочки всюду порхают,
(взмах руками, словно крыльями)
Скачут по веткам белка с бельчонком,
(прыжки)
Ходят по лесу медведь с медвежонком
(ходят по-медвежьи)
Ест землянику в лесу детвора…
(приседают, изображают сбор земляники)
Вот и закончилась наша игра!
Воспитатель: - Ребята, Фея говорит, что есть ещё одна беда, в лесу - животные не хотят здесь жить и растить своё потомство, так как люди очень часто ведут себя нехорошо по отношению к ним. Давайте поможем найти домики для наших лесных жителей, поиграем в дидактическую игру «Кто, где живёт?»
Воспитатель: - Фея просит нас пройти на следующую полянку. Что это за цветочки? Отгадайте загадку:
Первым вылез из землицы
На проталинке,
Он мороза не боится
Хоть и маленький. (Подснежник)
-Что же с ними будем делать? (Полюбуемся).Почему не будем рвать цветы?
Ребёнок: нужно поставить знак, чтобы другие посетители леса не рвали и не топтали цветочки.
Воспитатель: посмотрите, веточки у дерева сломаны, что же надо сделать?
Дети: полечить дерево. (Дети выполняют коллективную аппликацию «Весенний лес»)
-Я предлагаю наклеить птиц (запись птичьих голосов). Ребята, кажется, мы смогли помочь лесу! Слышите, даже птицы запели! НАДО БЕРЕЧЬ ПРИРОДУ! Давайте споём песенку «Веснянка» (аудиозапись)
Фея: Ребята вы справились со всеми заданиями. Посмотрите, как в лесу стало светло и красиво!
-Какую пользу приносит лес человеку?
-Что значит беречь природу? (ответы детей).
Ребёнок:
Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь,
Всё это называется природой
Давайте же всегда её беречь!