Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ТНР
Тема: «Домашние птицы»
Подготовила:
учитель-логопед Кулибаба В.А.
Задачи:
Продолжать знакомить детей с элементами песочной терапии.
Формировать исследовательские умения, мелкую моторику пальцев.
Обогащать сенсорный опыт детей, развивать тактильные ощущения.
Учить соотносить цвет и форму предмета.
Обогащать речь детей определениями (круглые, жёлтые, мягкие, пушистые цыплята).
Активизация словаря: маленький, жёлтый, пушистый.
Воспитывать умение играть сообща, формировать коммуникативные навыки.
Воспитывать эмпатию.
Оборудование и материалы: костюмы курицы и цыплят, песочный модуль, деревянные палочки красного и жёлтого цвета, тарелочки, ёмкости с тёплой водой, игрушки цыплят, ёмкость с мыльной пеной, кисти, гуашь жёлтого цвета, и пластмассовые яйца.
Ход занятия:
Рябушечка входит в группу и ищет цыплят. лукошко с опилками
Рябушечка: Где же, где же мои цыплята? Куда же они разбежались, где же они потерялись?
Я курочка Рябушечка!
Я ваша добрая подружка.
Дам вам перьев на подушку
Дам яичек для блинов
Куличей и пирогов.
Я – заботливая курица.
Стоит мне прищуриться.
Я вам зёрнышко найду.
На дворе или в саду.
И цыплят найти я рада.
Да цыплят кормить мне надо.
А цыплята, вот беда,
Разбежались кто куда!
Рябушечка ходит по группе ищет цыплят.
Рябушечка: Вот мои цыплятки милые ребятки. Какие вы славные!
Обследование цыплят.
Рябушечка: Ну – ка, посмотрю мои ли вы цыплята? Какого вы цвета? (жёлтые). А что ещё у вас есть? (крылышки, клювики, гребешки). Да, это мои цыплята, милые ребята!
Рябушечка: Сколько же вас здесь? Давайте посчитаем (дети считают – 1, 2).
Рябушечка: Ой, ой, ой нет ещё двух моих цыплят. Я знаю, потерялись они, подул сильный ветер и сломался заборчик в нашем птичьем дворике и разбежались мои цыплята.
Рябушечка: Помогите мне построить птичий дворик и найти моих цыплят. Поможете? (да, поможем)
Дети подходят к птичьему дворику (песочному Программное содержание:
модулю).
Рябушечка: Давайте мы найдём палочки, в песке и построим птичий дворик, построим новый забор, что бы цыплята не разбежались, не потерялись.
Рябушечка: Лапками гребите палочки ищите.
Дети и Рябушечка вместе говорят стихотворение.
Как мои ребятушки,
Жёлтые цыплятушки,
Пошли по двору гулять,
И палочки искать,
Стали палочки искать
Что бы маме показать:
- Мама, мама! Посмотри!
Пи – пи – пи! Пи – пи – пи!
Дети ищут палочки в песке.
Рябушечка: Какие палочки вы нашли? Какого цвета? (красные и жёлтые). В какую тарелочку положим палочки красного цвета (в красную), а жёлтые палочки (в жёлтую).
Цыплята находят палочки, убирают песок с палочек с помощью массажных движений (между ладонями раскатывают).
Рябушечка: А знаете для чего нужны тарелочки в птичьем дворике (что бы цыплята могли поесть и попить).
Рябушечка: Хорошо, сначала поставим тарелочки для зёрнышек. Ира поставь тарелочку для водички, а Наташа тарелочку для зёрнышек. А вот теперь мы построим заборчик из палочек, и он у нас будет красивый. Сначала поставь Кира красную палочку, теперь поставь Наташа жёлтую палочку, и так далее палочки должны чередоваться.
Дети строят забор.
Рябушечка: Молодцы цыплята – птичий дворик построили. Посмотрите какие руки у нас грязные.
Руки моют в тарелочках,
Рябушечка: Руки в воду опустили,
И пальчиками пошевелили
А потом подняли.
И покрепче сжали.
Рябушечка: Ира возьми красной салфеткой вытирай ручки, а Наташа жёлтой салфеткой вытирай ручки (цыплята вытирают о салфетки руки).
Рябушечка: Вот мы, какие молодцы: построили птичий дворик, поставили кормушки, а цыплят то мы не нашли.
Рябушечка: Каких цыплят мы ищем (как мы). А вы, какого цвета? Правильно. А вы знаете, что цыплята любят на солнышке гулять, греться. А если мы нарисуем солнышко может, и цыплята выйдут к солнышку поиграть и погреться. Ребята, а давайте нарисуем солнышко на мыльной пене.
Рябушечка: Какого цвета солнышко? (жёлтое)
Рябушечка: Из каких частей будет состоять наше солнышко лучистое? (круг и лучики)
Рябушечка: Какой краской будем рисовать солнышко? (жёлтой).
Рисование солнышка на мыльной пене (совместно дети рисуют солнце – Ира нарисует круг, а Наташа лучики)
Солнышко, солнышко
Взойди поскорей,
Освети, обогрей,
Цыплят, да утят
Ещё маленьких ребят.
Рябушечка: Ну, вот и птичий дворик построили, и солнышко нарисовали, а цыплят моих так и не нашли!
Рябушечка: Цыплятушки, посмотрите, что это за домик?
Рябушечка: Давайте посмотрим, кто в этом домике спрятался? Может там мои цыплята. Знаете, какие мои цыплята (жёлтые, маленькие, пушистые).
Рябушечка: Поиграем в игру «Найди пушистого цыплёнка» (тактильное восприятие) за столом.
(В домике игрушки: зайчик пластмассовый, два пушистых цыплёнка, мишка резиновый).
Нежно гладим мы цыплят
И цыплята не пищат
Поищи поскорей
Чтобы было веселей
Рябушечка: Какой на ощупь цыплёнок? (пушистый, мягкий, маленький)
Рябушечка: Вот мы и нашли наших цыплят. Давайте мы их погладим. Улыбнёмся друг другу. Как мы рады, что нашли наших цыплят!
Рябушечка: Эй, весёлые цыплята!
Побежали на лужок!
Поиграем и попляшем.
Соберемся мы в кружок!
Психогимнастика (под музыкальный фон).
Озорной цыплёнок жил,
Головой весь день кружил,
Влево, вправо повернул,
Ножку левую согнул.
Потом правую поднял,
И на обе снова встал,
Начал крыльями махать
Поднимать и опускать.
Вверх, вниз, вверх. Вниз.
Наклонился влево, вправо.
Хорошо на свете, право!
А потом гулять пошёл,
И друзей себе нашёл!
Рябушечка: Вот как весело стало. Что - то они всё равно просят. Я думаю, цыплята наши хотят кушать, давайте мы их покормим в птичьем дворике.
Рябушечка: Ну, что покормим наших друзей, напоим водичкой? Как мы будем кормить? (Цыплята кормят своих друзей щепотью сыпят пшено цыплятам правой и левой рукой).
Рябушечка: Как мы позовём цыплят кушать? (цып–цып–цып).
Рябушечка: Как цыплята будут клевать зёрнышки. Давайте покажем (дети показывают на ладошке как клюют цыплята).
Когда цыплята кормят своих друзей, Рябушечка говорит:
Рябушечка: Мои цыплята тут как тут!
Воды налью – бегом бегут,
Пшена насыплю – поклюют!
Рябушечка: А как цыплята будут пить водичку (дети показывают имитационными движениями).
Рябушечка: Люблю я маленьких цыплят,
Пушистых, славненьких цыплят,
Веселых жёлтеньких цыплят!
Попьют цыплята, поклюют,
И врассыпную побегут.
Анализ.
Рябушечка: Вам понравилось быть цыплятами? (да, понравилось). Что цыплята вы делали? (строили птичий дворик, рисовали солнышко, нашли цыплят друзей, играли с ними, кормили цыплят).
Рябушечка: Я старалась, как могла,
Я яичко вам снесла!
Но не помню, вот беда!
Положила куд-куда?
Рябушечка: Ой, посмотрите, а что это за лукошко там? Хотите посмотреть, что же там в лукошке? (Дети идут к лукошку под «Песню Цыплят»).
Рябушечка: Ну - ка, ну- ка, поищите,
Ну – ка, ну – ка, посмотрите!
Дети ищут яички.
Рябушечка: Какие на ощупь яички (гладкие, твёрдые). Давайте откроем волшебные яички и узнаем, что же в них! (Дети открывают яички, а в них конфета). А пойдёмте, цыплятки, мои погуляем и конфет поедим.