Конспект исследовательской деятельности на тему «Варенье»
для старшего дошкольного возраста
Цель: формирование представлений о величине предметов, измерении величин и их сравнении с помощью условной мерки (карандаш, веревка, кубик, палка, лента) в ходе исследовательской деятельности.
Задачи:
Обучающие:
- Учить детей устанавливать размерные отношения между предметами разной длины, ширины, высоты. Располагать предметы в возрастающем и убывающем порядке по размеру, ширине, высоте.
- Учить отражать в речи порядок расположения предметов и соотношения между ними по размеру: «Зелёная лента - самая широкая, сиреневая немного уже, желтая-самая узкая» и т. д.
- Учить определять величину предметов на глаз, правильность заданий проверять путем соизмерения предметов: приемом наложения, приложения, давая им характеристику и с помощью условной мерки.
Развивающие:
- Развивать внимание, глазомер, мелкую моторику рук, мышление, грамматический строй речи.
Воспитательные:
- Воспитывать умение работать самостоятельно, формировать навыки взаимоконтроля.
Материалы и оборудование: Дидактическая книжка-игра «Три кота», доска, магниты, ленты разной ширины, полоски разной длины, плоскостные изображения яблок, деревьев и банок разной величины, указка.
Ход занятия
Организационно-мотивационный этап
Воспитатель - Ребята, посмотрите, что я вам принесла. Вы узнаёте этих героев? Любите их? Это книжка с вашими любимыми героями. Там новая история с вашими любимцами: Коржиком, Компотом и Карамелькой, а также интересные задания, которые помогут вашим друзьям. Вы хотите знать, о чём книжка и помочь трём котам? Готовы? Ну, тогда садитесь за столы и слушайте.
Основной этап
Работа с демонстрационным материалом «книжка-игра»
Воспитатель - Как-то утром Коржик, Карамелька и Компот сели завтракать и вдруг оказалось, что у них в кладовке закончилось яблочное варенье. Без варенья котятам пить чай не хотелось. Мама предложила детям сходить в сад, набрать самых спелых, больших яблок и сварить из них варенье. Для прогулки в сад Карамелька захотела украсить свою голову бантом из самой узкой ленты. Давайте поможем карамельке найти самую узкую ленту
1. «Ленты»
Дети работают с раздаточным материалом.
Воспитатель - Ребята возьмите каждый свои ленты.
- Посчитайте сколько у каждого из вас лент и скажите мне (ответы детей).
- Разложите ленты слева направо, от самой широкой до самой узкой. А Катя расположит ленты на доске (ребёнок работает у доски).
- Давайте скажем, какие ленты у нас по цвету? (ответы детей)
- Пусть Маша подойдёт к доске и скажет нам, какие ленты у нас по ширине (самая широкая, уже и самая узкая) (ответ ребёнка).
- А Таня нам ответит, как ленты соотносятся друг с другом по ширине и цвету. (Зелёная лента самая широкая, сиреневая немного уже и жёлтая -самая узкая.
- Ребята, все согласны с ответом Тани? (ответы детей)
- Так какая лента самая узкая? (ответы детей)
- А как это можно проверить? (Приложить или наложить)
-Верно, молодцы.
- Какую ленту надо взять Карамельке для банта? (ответы детей)
- Молодцы. Вот и книжка нам показывает, что надо взять желтую ленту для банта, так как она самая узкая.
2. «Дорожки»
Дети работают с раздаточным материалом.
Воспитатель - Карамелька была готова к прогулке в сад, но возникла новая задача. Для того что бы котятам попасть в сад им надо пойти по дорожке. Как вы думаете по какой дорожке нужно пройти, чтобы добраться быстрее? самой короткой дорожке.
Поможем котятам найти самую короткую и самую длинную дорожку? (Поможем)
Воспитатель:
- Посчитайте дорожки.
- Назовите их по цвету?
- Давайте вы расположите дорожки от самой длинной до самой короткой. А Надя сделает это у доски (вызвать одного ребёнка к доске для расположения дорожек).
- Надя, какие по длине получились дорожки?
- Ребята вы тоже так думаете?
- А как можно это проверить? (Наложить дорожки одну на другую или приложить рядом одну к другой)
- А как еще можно проверить? (условной меркой)
- Какую условную мерку удобней использовать из предложенных? (Карандаш, веревка, кубики)
- Вы измерили дорожки условной меркой (веревкой)
- По какой дорожке надо идти котятам? (По красной.).
- А почему? (Потому, что она самая короткая)
- Правильно. Вот и книжка показывает, что красная дорожка самая короткая и именно она ведёт в сад.
3. «Деревья»
Дети работают с раздаточным материалом.
Воспитатель: для того, чтобы варенье получилось сладким котятам надо собрать яблоки. Как думаете на каком из деревьев яблоки слаще? (на самом высоком дереве, так как оно ближе к солнцу и там растут самые спелые яблоки. Помогите выбрать котятам самое высокое дерево.
Какими мерками мы можем измерить? (линейка, палка, лента, веревка, кубики)
У каждого из вас есть несколько деревьев (вертикально расположены, предлагаю измерить каждое и найти самое высокое. Дети измеряют каждый своей меркой и в конце мы сравниваем результаты.
- Посчитайте деревья. Из самых высоких деревьев, выбираем самое высокое при помощи линейки.
- Расположите деревья от самого высокого до самого низкого у себя, а Наташа сделает это у доски (вызвать ребёнка к доске и попросить расположить и назвать по величине (самое высокое, ниже, самое низкое).
- Ребята, вы согласны с ответом Наташи?
- Таня, покажи с какого дерева надо собрать яблоки котятам. (Вызвать одного ребёнка)
- Таня, а почему котятам надо сорвать яблоки именно с этого дерева? (ответ ребёнка)
- Какие вы молодцы! Вот и в книжке мы видим, что самые красные и спелые яблоки растут на самом высоком дереве. Теперь благодаря вам котята знают, где растут самые сладкие и спелые яблоки.
- А что будет дальше, мы узнаем попозже, а сейчас отдохнем:
Физкультминутка
Шли по крыше три кота,
Три кота Василия. (Ходьба на месте)
Поднимали три хвоста
Прямо в небо синее. (Руки вверх, потянулись)
Сели Васи на карниз, (Присели)
Посмотрели вверх и вниз. (Голову вверх-вниз)
И сказали три кота: (Поднимаемся)
- Красота! Красота! (Прыжки на месте, хлопаем)
- Свое место занимайте.
4. «Яблоки»
Дети работают с раздаточным материалом.
Воспитатель:
- Нарвали котята яблоки с самого высокого дерева. Теперь им надо выбрать самые большие яблоки для варенья. Давайте тоже поможем им в этом деле.
- Разложите яблоки слева на право, от самого маленького до самого большого.
- Катя сделай это на доске (работа ребёнка у доски).
- Таня назови их по величине (ответ ребёнка).
- Покажите, какие яблоки надо выбирать для вкусного варенья.
- Настя, а почему мы выбрали именно эти яблоки? (ответ ребёнка)
5. «Банки»
Работа детей с раздаточным материалом.
Воспитатель: - Ну, вот Коржик, Карамелька и Компот нарвали самые большие и сладкие яблоки. Наварили варенья и им его надо разложить в одинаковые банки. Давайте поможем котятам выбрать одинаковые банки для варенья.
- Посчитайте банки.
- у нас есть полки разной длины, нам нужно выбрать банки таким образом, чтобы все поместились и не осталось свободного места. Как это сделать?
-измерить и посчитать
- измерьте длину полки и ширину, а затем подберите банки с такими же показателями. (метод измерения по длине и ширине)
(измеряют полки и банки)
- Покажите, какое количество банок поместилось на полочках?
Заключительный этап
Воспитатель: - Ну, вот котята собрали яблоки и наварили вкусное и ароматное варенье. Сели всей семьёй пить с ним чай. А помогли им в этом - вы ребята.
- Скажите, ребята, про кого мы слушали историю?
- Чем мы помогли трём котам?
- Из какой ленты Карамелька сделала себе бант? (Из самой узкой)
- По какой дорожке котята пошли в сад?
- С какого дерева нужно было сорвать яблоки?
- Из каких яблок надо было сварить варенье?
- В какие банки надо было разлить варенье?
- Молодцы, хорошо занимались. В книжке ещё остались интересные задания, и мы обязательно в следующий раз их выполним.