Интегрированное занятие в детском саду для детей старшего дошкольного возраста на тему «Спасем планету»
Цель: развитие фантазии детей и творческого воображения.
Задачи:
1. Развивать образное мышление.
2. Умение выразить свои представления на основе музыки и свои впечатления мимикой, жестами.
3. Закрепить нетрадиционные техники рисования и свои знания об изображении растительного и животного мира.
4. Воспитывать чувство сострадания и желание оказывать помощь попавшим в беду.
Методическое обеспечение: альбомные листы, бумага цветная, бумага разных текстур, фломастеры, карандаши, тушь, гуашь и все имеющиеся средства рисования для нетрадиционных техник, планшеты; круг из белой бумаги радиусом 1 м, с обратной стороны на нем изображен ландшафт.
Музыкальный ряд: запись ВИА «Спейс», «Земляне», К. Караваева «Тропою грома», Э. Григ «В пещере горного короля». Предварительная работа: беседы с детьми о космосе, космических кораблях, просмотры телепередач, рассматривание репродукций, картин о космосе.
Мотивация: личная заинтересованность детей в оказании помощи.
Методика проведения:
1. Мотивация занятия.
Дети занимаются своими делами, играет спокойная музыка. Через некоторое время музыка затихает, раздается сигнал SOS. Воспитатель обращается к детям:
— Что это за странная музыка? Вы знаете, что это? Какие ассоциации она у вас вызывает?
(Ответы детей.)
— Мне тоже как-то стало тревожно. Что же это такое?
(На помощь приходит младший воспитатель, если никто из детей не знает, что это сигнал SOS.)
— Я знаю, что это такое, мой брат служил на военном корабле, и он рассказывал о таком сигнале — SOS. Когда кто-то терпит бедствие или чья-то жизнь находится в сильной опасности, то передается такой сигнал. Он международный, его должны все знать и всегда спешить на помощь к тому, кто его передает.
— Спасибо, И. О. Теперь мы с детьми знаем, что у нас кто- то просит помощи.
Раздается голос в записи: Всем! Всем! Всем! Наша планета находится в опасности. Помогите нам! Наша планета раньше, как и ваша Земля, была красивой и зеленой. Но воинственные жители из соседней Галактики провели на ней испытание нового оружия и все сожгли на нашей планете. Нас осталось совсем немного, и мы скоро погибнем от недостатка кислорода. Земляне, помогите нам и нашей планете. Наша планета находится по соседству с вашей Солнечной системой.
(Опять раздается сигнал бедствия.)
Воспитатель обращается к детям:
— Вы согласны вместе со мной отправиться в космическое путешествие, чтобы помочь жителям погибающей планеты?
(Ответы детей.)
2. Вычерчивание маршрута полета.
— Сначала нам надо взять космические планшеты и вычертить маршрут полета.
(Дети берут фломастеры и альбомные листы.)
— Нам надо будет на космическом корабле пролететь через нашу Солнечную систему. На планшете нарисуйте ее и от планеты Земля начертите стрелкой маршрут нашего полета.
(Воспитатель рисует планеты на 1/2листа ватмана. Затем рассматривает маршруты у детей и просит их подойти к его листу. Вычерчивают совместный маршрут.)
— Маршрут готов. Теперь приступаем к строительству космического корабля.
3. Конструирование космического корабля.
(Воспитатель договаривается с детьми, из чего они будут строить корабль. Контуры корабля можно сделать из скакалок, а внутри поставить стульчики. Вход в корабль — это обруч.)
— Как мы назовем свой космический корабль?
(Предложения детей.)
— Теперь можно отправляться в космическое путешествие. А чтобы набраться сил, сделаем веселую разминку.
4. Веселая разминка.
Под веселую музыку дети повторяют физические упражнения.
5. Путешествие в космосе.
— Итак, физически мы укрепили себя. Теперь надеваем скафандры. Подключаем системы автономного жизнеобеспечения и заходим на корабль. Садимся в лонжероны, пристегиваем ремни безопасности и делаем отсчет от 10 до 1.
(Дети все повторяют.)
— Поехали! — так сказал Юрий Алексеевич Гагарин, когда отправился в свой первый космический полет.
(Звучит музыка ВИА «Спейс».)
— Мы в космосе. Можно отстегнуть ремни безопасности, чтобы ощутить невесомость. Покажите состояние невесомости. На Земле это состояние похоже на состояние в воде.
(Практическое упражнение «Невесомость».)
— Дети, посмотрите в иллюминатор.
(Звучит песня ВИА «Земляне» — «Трава у дома».)
— Попрощаемся с нашей планетой. Смотрите, смотрите, впереди я вижу планету красного цвета, как она называется?
(Ответы детей.)
— Что вы знаете о ней?
(Ответы детей.)
— Посмотрите в этот иллюминатор, я вижу самую большую планету нашей Солнечной системы. Что вы можете рассказать о ней?
(Рассказы детей.)
— А что вы еще видите в иллюминаторы?
(Ответы детей.)
— Ну вот, осталась за бортом нашего космического корабля последняя планета.
Раздается голос: Здравствуйте, земляне! Мы скоро встретимся с вами. А сейчас передаем музыку нашей планеты, она поможет вам выполнить точную посадку.
(Звучит музыка К. Караваева «Тропою грома» и Э. Грига «В пещере горного короля».)
— Какие ощущения у вас вызывает музыка?
(Ответы детей.)
— А какой может быть планета, которая излучает такую музыку?
(Холодная, ледяная, застывшая.)
— Какое имя вы бы дали такой планете?
(Варианты ответов детей.)
— А как бы тогда назывались жители такой планеты названием?
(Ответы детей.)
— Я вижу впереди эту ледяную планету. Пристегнули ремни безопасности и приготовились к посадке. Расслабьтесь и закройте глаза.
(Звучит соответствующая музыка, а воспитатель выкладывает перед кораблем большой белый круг.)
— Посадка прошла благополучно. Я вижу из иллюминатора, что эта планета покрыта снегом и льдом и она пуста. Как же нам растопить лед?
(Предложения детей.)
— А можно еще и создать солнце. У нас же волшебные руки, которые могут все оживить. Лед растопится, появятся моря, реки и озера. Но они будут пусты. Как их заполнить? Какими животными заселим эту планету?
(Ответы детей.)
— А как планету наполнить кислородом?
(Ответы детей.)
— Мы засадим ее деревьями, цветами и кустарниками.
6. Практическая деятельность детей и воспитателя.
— На нашем космическом корабле все есть для задуманной работы. Чтобы планете помощь оказать как можно быстрее, давайте разделимся на команды. Первая команда спасателей будет заселять водные бассейны, вторая команда — возрождать растительный мир планеты, третья команда спасателей займется восстановлением животного мира. А я буду создавать солнце для этой планеты, чтобы лед быстрее превратился в реки, моря и озера.
(Дети выбирают, что им надо для работы, садятся за столы и работают. Воспитатель берет себе материал для работы и делает солнце. Его можно сделать заранее, подменив на занятии, но сделать это надо так, чтобы не заметили дети. Воспитатель крепит солнце над белой планетой.)
— Вот уже солнце готово. Спасатели, продолжайте свою работу. Жители планеты нуждаются в вашей помощи.
(Незаметно для детей белый круг переворачивается на другую сторону, где нарисован ландшафт планеты. Воспитатель обходит команды спасателей и предлагает свою помощь детям. Когда работа подходит к концу, дети населяют планету своими поделками.)
Раздается голос: Спасибо, земляне. Мы слышим, как меняется музыка нашей планеты.
(Звучит веселая музыка.)
— Какая стала музыка у планеты?
(Ответы детей.)
— Какую работу мы проделали! И как прекрасно любоваться результатами своего труда.
Голос: Жители нашей планеты благодарят вас. Мы будем помнить вас всегда и расскажем будущему поколению о том, как вы спасли нашу планету. До свидания! Счастливого вам пути! Мы вас будем помнить.
— Работа выполнена. Пора возвращаться на нашу красивую Землю. Она ждет нас. Садимся в лонжероны, пристегиваем ремни и начинаем отсчет: 10, 9, 8, ...,1! Пуск! Мы увеличим скорость космического корабля и долетим очень быстро. А сейчас я вам раздам космическую еду.
(Раздает фрукты на шпажках. Звучит музыка ВИА «Спейс».)
— А вот и Земля! Посадка благополучно совершена. Можно выходить из корабля.