«Зимний фестиваль знаний 2025»

Конспект интегрированного урока по музыке и ИЗО " Русская народная песня и русский орнамент – традиции нашего народа"

Урок - обобщение тем 3 четверти по музыке и ИЗО. Работа в группах и индивидуально. Презентация самостоятельных работ, творческие выступления, обрядовые песни и игры.

Олимпиады: Музыка 1 - 9 классы

Содержимое разработки








Методическая разработка интегрированного урока

по музыке и изобразительному искусству

в соответствии с требованиями ФГОС по теме

«Русская народная песня и русский орнамент –

традиции нашего народа»







Выполнила:

Сидорова Ольга Александровна

учитель музыки и искусства

МКОУ Кремлевской СОШ

Новосибирской области

Коченевского района





2019г

Пояснительная записка

Интегрированный урок «Русская народная песня и русский орнамент – традиции нашего народа» - это урок – обобщение по темам 3 четверти «Россия, родина моя» и «Гори, гори ясно, чтобы не погасло» учебных предметов музыка и изобразительное искусство в 3 классе (УМК «Музыка» Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, УМК «Изобразительное искусство» Неменский Б.М., Горяева Н.А.).

Основная идея урока — формирование духовной культуры детей на традициях своего народа.

Цель урока: Закрепление знаний о связи между жанрами русской народной песни и символикой традиционного русского орнамента. Задачи урока:

  • Включить учащихся в учебную деятельность и организовать их деятельность по установке тематических рамок.

  • Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется усвоение учащимися полученных ранее учебных знаний.

  • Организовать самостоятельную работу.

  • Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру искусства, народной музыке, к культуре своего народа.

  • Оценить собственную деятельность на уроке.

Формы и виды деятельности.

Методы организации учебной деятельности:

  • Метод идентификации – вживание в образы искусства

  • Метод организации художественно-эстетической среды

  • Поиск выразительных средств исполнения, вокально-хоровая работа

Формы организации работы:

  • Коллективная – хоровое пение, музыкально-ритмическая деятельность

  • Фронтальная – музыкальная беседа - рассуждение

  • Групповая – самостоятельная работа

Используемые технологии:

  • Технология деятельностного метода

  • Технология исследовательской деятельности

  • Информационно-коммуникативные технологии

  • Игровые технологии

Формируемые УУД.

Регулятивные: постановка и выполнение целей, использование речи для регуляции своего действия, понимание и оценка собственной музыкально-творческой деятельности и деятельности одноклассников в разной форме взаимодействия.

Познавательные: формирование устойчивого интереса к уроку через взаимосвязь учебных предметов, использование дидактических игр, ориентирование в разнообразии способов решения учебных задач, владение словарем музыкальных терминов и понятий в процессе размышлений по теме урока.

Коммуникативные: аргументация своей позиции и координация ее с позициями других учеников при выработке общего решения, участие в коллективном обсуждении.

Личностные: наличие эмоционального отношения к произведениям русского народного творчества, расширение представлений о культуре своего народа, реализация творческого потенциала, осознание ответственности за общее дело.

Основные термины и понятия: народная музыка, жанры народной музыки, орнамент, оберег, традиция, обряд, а капелла.

Ресурсы для проведения урока:

  • Мультимедийная техника: проектор, компьютер

  • Демонстрационный материал: портреты русских композиторов, презентация;

  • Раздаточный материал: карточки для игры «Собери слоги — назови жанр», карточки «Виды русского орнамента», карточки для групповой работы «Соотношение орнамента и музыкального произведения», наборы цветных карандашей ( по количеству групп), текст частушек.

  • Музыкальный и песенный материал: финал 4 симфонии П.И. Чайковского, русские народные мелодии, р.н.п. «Эй, ухнем», фонограмма частушек.




































  1. Организационный этап.

Задачи: организационный момент и мотивация к учебной деятельности. (Столы поставлены по два на четыре группы детей. На столах находится раздаточный материал, цветные карандаши, смайлики определенного настроения. Центр кабинета свободен. На доске размещены несколько портретов русских композиторов).

Учащиеся входят в класс под русскую народную музыку, получают жетон определенного цвета (красный, желтый, оранжевый, зеленый) и рассаживаются по группам (Приложение 1).

Музыкальное приветствие учителя и учащихся.

Учитель: "Здравствуйте, ребята!" - гамма вверх.
Дети: "Здравствуйте!" - гамма вниз.
Учитель: "Ручки как у вас лежат?

Дети кладут руку на руку- «ХО-РО-ШО!»
Учитель: Ножки как у вас стоят?

Дети ставят рядом ножки- «ХО-РО-ШО!»
Учитель: Спинки как у вас сидят?

Дети выпрямляют спинки- «ХО-РО-ШО!»
Учитель: Ну, разок, ну другой посмотрите за собой!

Дети поворачивают голову вправо и влево.

Звучит фрагмент Финала 4 симфонии П.И. Чайковского

Учитель: Ребята, для вас прозвучал фрагмент 4 симфонии П.И. Чайковского. Подскажите, пожалуйста, на каком из портретов изображен этот композитор.

(Ответы детей)

Скажите, какая знакомая вам мелодия прозвучала в этом фрагменте?

(Ответы детей: русская народная песня: «Во поле березка стояла»).

Учитель: Давайте пропоем первый куплет а капелла.

(Дети хором исполняют первый куплет)

Учитель: Русский поэт Сергей Есенин писал:

Песня русская в березах, в хлебах –

На покосах, на морозах,

На санях и на лугах…

На ветру шумят рябины,

Каждый слушать их готов.

Сколько песен у России –

Сколько во поле цветов!

Кто сложил ее, не знаю,

Только песня та добра,

Песня с детства мне родная

И подруга, и сестра!

А слова ее простые

Душу трогают до слез,

столько песен из России,

Сколько в рощицах берез.

Словно музыка степная

Золотая рожь встает

В полный голос слышен колос –

Это Родина поет!

Песни русские такие,

что охота подпевать…

Столько песен у России, -

Никому не сосчитать.

Учитель: Что же хотел поэт донести до нас своими поэтическими строками?

(Русская песня рассказывает о жизни русских людей, она душевная и добрая, песен много и их не сосчитать)

На экране слайд №1

Учитель: Правильно, народная песня ярко и полно отражала природу и быт, чувства и переживания людей, рассказывала об их праздниках и буднях. Персонажи русской песни пашут, сеют, собирают урожай, строят дома, растят детей, защищают Родину. На уроках музыки вы неоднократно знакомились с народной музыкой и народными песнями. У вас на столах лежат конвертики с игрой, каждая группа, собрав правильно слоги, поможет всем вспомнить жанры народных песен.

Игра «Собери слоги – назови жанр»

Е ис ри то чес

Дат ски сол е

До тру вы е

со вы пля е

ри чес ли ки е

е точ ны шу

е деб сва ны

туш час ки
Учитель: А какую большую тему вы изучали на последних уроках изобразительного искусства?

(Ответы детей: Символика древних славян в русском орнаменте)
На экране слайд №2
Учитель: Ребята, подумайте, а близки ли тема русская народная песня и тема символика древних славян в русском орнаменте? И, если близки, то чем?
(Ответы детей: да, эти темы близки тем, что и русская песня, и русский орнамент - это традиции нашего народа, наша история и культура)
Учитель: Ребята, попробуйте определить - какова будет тема нашего сегодняшнего урока.
(Ответы детей: русская народная песня и русский орнамент – традиции нашего народа)

На экране слайд № 3 тема урока

Учитель: Сегодня на уроке мы попробуем соединить эти две интересные и важные темы.

II. Этап обобщения и систематизации полученных знаний, выявления затруднений в учебной деятельности.

Задачи: организация коммуникативного взаимодействия, в ходе которого выявляется и фиксируется усвоение учащимися полученных ранее учебных знаний, выявление затруднений и поиск путей решения проблемы, организация самостоятельной практической работы.

Учитель: Ребята, мы несколько уроков изучали русский орнамент. А что такое орнамент ?
(Ответы детей: орна́мент (лат. ornemantum — украшение) — узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель...)
Учитель: Пользуясь теми знаниями, которые вы получили на последних уроках, скажите, русский орнамент создавался и использовался только для красоты?
(Ответы детей: нет, русский орнамент состоит из символов, оберегов. Можно даже сказать, что это зашифрованное заклинание.)
Учитель: Какие символы древних славян вы знаете?

(Ответы детей: знаки земли, воды, плодородия , обереги , символы здоровья , радости, благополучия)

Учитель: Что украшали на Руси орнаментом?
(Ответы детей: предметы быта , орудия и оружие, одежду, дом ,мебель... )

Учитель: На столах у каждой группы лежат заготовки для работы (Приложение 2). Рядом лежат задание и лист с изображениями элементов русского орнамента (Приложение 3). Посоветуйтесь, какие символы вы будете использовать в своем задании, какие цвета выберете. Работайте цветными карандашами или фломастерами (Приложение 4)

( Дети расписывают заготовки. Звучит фоновая народная музыка)

На экране слайд №4

(Приложение 5)

Ш. Этап усвоения и включения полученных знаний в систему знаний. Задачи: воспитание нравственно-эстетического отношения к миру искусства, народной музыке, к культуре своего народа, раскрытие творческого потенциала учащихся, оценка собственной деятельности на уроке.

Звучит песня «Эй, ухнем», на экране слайд № 5

Учитель: Какой жанр народной песни прозвучал?

(Ответы детей: трудовая песня)
Учитель: Когда народ пел такие песни?

(Ответы детей: перед посевом урожая, при уборке урожая, во время

работы, перед началом какого-либо дела)
Учитель: А для чего же пелись эти песни?
(Ответы детей: этими песнями люди обращались к силам природы, призывали помочь им, не гневаться и просто, чтобы было веселее работать)
Учитель: Я приглашаю группу, которая расписывала предметы для темы «Трудовая песня» выйти и рассказать о свой работе, объяснить, какие именно символы для орнамента выбрали и почему? Какие использовали цвета и почему? Остальные группы внимательно слушают и оценивают работу своих одноклассников, делают дополнения, замечания, если таковые имеются.

Выступление 1 группы. Рецензия работы группы одноклассниками.

На экране слайд № 6 «Проводы»
Учитель: Какой жанр народной песни подходит к этому сюжету?

(Ответы детей: солдатская песня)

Учитель: Когда народ пел эти песни?
(Ответы детей: во время проводов на царскую службу, во время военного похода , парада…)

Учитель: А для чего же пелись эти песни ?
(Ответы детей: чтобы взбодрить солдат , поднять их дух , пробудить патриотизм , смелость)

Учитель: Я приглашаю группу, которая расписывала предметы для темы «Солдатская песня» выйти и рассказать о свой работе, объяснить, какие именно символы для орнамента выбрали и почему? Какие использовали цвета и почему? Остальные группы внимательно слушают и оценивают работу своих одноклассников, делают дополнения, замечания, если таковые имеются.

Выступление 2 группы. Рецензия работы группы одноклассниками.

Учитель: А сейчас мальчики исполнят фрагмент из р.н.п. «Солдатушки, бравы ребятушки» (Приложение 6)

Учитель: Дуэт ____________ исполнит для вас фрагмент песни.

( Исполнение колыбельной песни).
Учитель: Какой жанр народной песни прозвучал ?

(Ответы детей: колыбельная песня)

Учитель: когда и кем исполнялись эти песни?

(Ответы детей: пелись они матерью, когда она укладывала дитя спать.)
Учитель: А для чего же пелись эти песни?

( Ответы детей: чтобы успокоить ребенка, чтобы передать через песню свою любовь , чтобы ему снились хорошие сны).

На экране слайд №7

Учитель: Я приглашаю группу, которая расписывала предметы для темы «Колыбельная песня» выйти и рассказать о свой работе, объяснить, какие именно символы для орнамента выбрали и почему? Какие использовали цвета и почему? Остальные группы внимательно слушают и оценивают работу своих одноклассников, делают дополнения, замечания, если таковые имеются.
Выступление 3 группы. Рецензия работы группы одноклассниками.

(Приложение 7)

На экране слайд №8 «Деревенская свадьба».

Учитель: Какой жанр народной песни подходит к этому сюжету?

(Ответы детей: свадебная песня)

Учитель: Когда народ пел эти песни?
(Ответы детей: во время сватовства, на свадьбах)

Учитель: А для чего же пелись эти песни ?
(Ответы детей: в них желали счастья молодоженам, еще в таких песнях рассказывались какие-то трагические свадебные сюжеты о сватовстве, о любви)

Учитель: Я приглашаю группу, которая расписывала предметы для темы «Свадебная песня» выйти и рассказать о свой работе, объяснить, какие именно символы для орнамента выбрали и почему? Какие использовали цвета и почему? Остальные группы внимательно слушают и оценивают работу своих одноклассников, делают дополнения, замечания, если таковые имеются.Выступление 4 группы. Рецензия работы группы одноклассниками.

(Приложение 8)

Учитель: Ребята, а какая из ранее изученных нами игр – песен подходит к этому сюжету?

(Ответы детей: «Бояре, а мы к вам пришли»)

Учитель: Давайте проиграем эту обрядовую песню-игру.

Правила старинной игры-песни.

Играющие делятся на две равные команды. Обе команды выстраиваются друг напротив друга. Играющие крепко сцепляются руками. Один ряд двигается к другому и поет. Под первую строчку отступает, под вторую отходит назад. Затем двигается и поет свою «партию» второй ряд. Так оба ряда попеременно двигаются и ведут диалог.

Бояре, а мы к вам пришли,

Молодые, а мы к вам пришли.

Бояре, вы зачем пришли,

Молодые, вы зачем пришли?

Бояре, мы невест выбирать,

Молодые, мы невест выбирать.

Бояре, вам какая мила,

Молодые, вам какая мила?

Игроки первой команды совещаются и решают, кто из второй команды им «мил». Выбрав «невесту» (ею может быть и мальчик, и девочка) продолжают игру.

Бояре, нам вот эта мила! (указывают на выбранную невесту) Молодые, нам вот эта мила. После того, как «невеста» выбрана, команда женихов берется за руки, а «невеста» разбегается и старается с разбегу порвать цепь игроков. Если это удалось, она возвращается в свою команду, если нет – переходит в другую.

IV. Домашнее задание.

Задачи: обеспечения понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Звучит фонограмма частушек. На экране слайд № 9

Учитель: Какой жанр народной песни прозвучал ?
(Ответы детей: Частушка)

Учитель: Что такое частушка?

(Ответы детей: Частушки - это короткие рифмованные песни-куплеты шуточного характера, которые создаются для публичного выступления).

Учитель: Когда они пелись? Для чего?

( Ответы детей: пелись они молодежью на посиделках, на праздники , во время работы , солдатами , пелись для веселья , шутки).

Учитель: А вы любите петь частушки?

(Ответы детей: да)
Учитель: Частушки по праву можно назвать самым популярным жанром народного творчества среди детей. На ваших столах в конвертиках лежат разрозненные тексты частушек, та группа, которая соберет частушки правильно и быстро и будет запевать частушки, остальные ребята будут подпевать (Приложение 9)

Исполнение частушек. На экране слайд №10

Учитель: Ребята, а вы заметили, что для жанра частушек у вас на столах не оказалось заготовок для росписи символов? Эту работу вы выполните дома самостоятельно, сами придумайте сюжет вашей заготовки и, пользуясь полученными знаниями, украсьте их соответствующими символами русского орнамента. Запишите, пожалуйста, задание в дневники.

V. Этап подведения итогов урока.

Задачи: анализ и оценка успешности достижения цели урока, рефлексия обучающихся в отношении успешности деятельности на уроке.

На экране слайд №11

Учитель: Ребята, вы показали, что много знаете о русской песне и символике в русском орнаменте. Скажите, вам было интересно изучать на уроках эти темы? Почему? А как вы думаете, для чего в школьной программе есть такие темы?

(Ответы детей: чтобы мы знали свою культуру, свои корни, традиции своего народа)

Учитель: Давайте, ребята, мы вместе выставим отметки за урок. А затем

каждый из вас выбирает смайлики по настроению и эмоциям от проведенного урока и складывает их в эту коробочку. (Приложение 10).

Спасибо за работу и всем всего доброго.

В зависимости от уровня подготовки детей и их активности на уроке, иногда остается время до конца урока. В таком случае я предлагаю немного поиграть в русскую народную игру «Гори, гори ясно» (Приложение 11)


Список использованных источников и литературы.


 1) Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. — М.: Просвещение, 2010. — 31 с. — (Стандарты второго поколения).

2) Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещение, 2009 ― 29 с. ― (Стандарты второго поколения).

3) Браже Т. Интеграция предметов в современной школе. Литература в школе -1996, №5.

4) Вансалов В.В. Изобразительное искусство и музыка.- Л., 2003

5) Возвращение к истокам: народное искусство и детское творчество. Ред. Т. Шпикалова, Г.А. Поровская.- М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000, 272с.

6) Зотов А.И. Народные основы русского искусства.  М., Изд. Акад. Худ. СССР,1963.-Т. 2.  

7) Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры.-М.: 1983.-286с.

8) Неменский Б.М. Педагогика искусства. М., Просвещение, 2008.

9) Растороцкая Е.А. Приобщение школьников к традициям русского национального искусства во внеурочной деятельности.-Курск, 2000.-69с.

10) Фонохрестоматия 3 класс

11) Электронные ресурсы








15



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее