Конспект занятия по познавательному развитию .
«Ягоды для снегиря»
Тип и вид (форма) занятия: интегрированное о. о. познание ( коммуникация)
Место проведения: группа №2
Возрастная группа: 3 года
Количество детей: 5
Способ организации детей: фронтальный
Цель: Способствовать развитию познавательной активности детей, обогащать их представления о зимующих птицах в природе.
Задачи: Закрепить понятие у детей о зимующих птицах: воробей, синица, снегирь: с их внешним видом, чем они питаются. Вызвать у детей желание помочь снегирю. Сделать для него ягодки рябины. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе. Учить детей осторожно брать пальчиками маленькие шарики пластилина и располагать их на веточке, образуя грозди ягод. Учить приему надавливания. Развивать мелкую моторику пальцев. Учить детей доводить дело до конца, следуя игровой мотивации занятия.
Материалы и оборудование: Мольберт, картинки с изображением зимующих птиц «Гости с севера»; зимнее дерево-рябина; изображения воробья, синицы, снегирей, листы картона, на каждого ребенка, с наклеенным изображением снегиря на голой ветке рябины, заранее скатанные пластилиновые шарики красного цвета (ягодки), модели птичек-снегирей; кормушка для птиц; ободок снегирей на каждого ребёнка.
Образовательные: закреплять знания о птицах, ягодах; учить проговаривать простые и более сложные фразы, отвечать на вопросы воспитателя; учить детей осторожно брать пальчиками маленькие шарики пластилина и располагать их на веточке, образуя грозди ягод, учить приему надавливания; развивать мелкую моторику пальцев.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к окружающей природе, воспитывать аккуратность, усидчивость.
Развивающие: развивать память, внимание, речь, мелкую моторику.
Предварительная работа: наблюдения за изменениями в природе, за птицами, рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц, подкормка птиц, закреплять умение раскатывать пластилин между ладонями круговыми движениями.
Методические приёмы: сюрпризный момент, игровые вопросы к детям, продуктивная деятельность детей.
Активизация словаря: воробей, синичка, снегирь, ягоды, рябина, кормушка.
Предполагаемый результат: дети различают и называют птиц, по их внешнему виду и окраске, чётко проговаривают слова, умеют лепить круговыми движениями рук шарики, надавливать шарики пластилина пальчиком к бумаге и располагать их на веточке, образуя грозди ягод; правильно пользуются тряпочкой, внимательны к другим детям.
Критерии оценки результата: дети выполняют всё занятие уверенно, эмоционально, не мешая другим детям.
Ход образовательной деятельности.
1. Вступительное слово.
Воспитатель:- Ребята, посмотрите, к нам гости пришли. Поздороваемся с гостями. Ребята, я сегодня вышла из дома пораньше. Стояло чудесное весеннее утро. В воздухе пахло свежестью, под ногами хрустел снежок. И вдруг я увидела необыкновенную картину. Возле калитки нашего сада, на дереве сидело много птиц. Они весело щебетали, словно радовались приходу весны, а, когда меня увидели, вспорхнули и улетели… .
- А хотите, я вам открою секрет, каких птиц я там увидела (Ответы детей)
2. Познавательная часть. 1)Картинка - ВОРОБЕЙ
Воспитатель:- Вы знаете эту птицу? (Ответы детей)
- Правильно, это воробей. Это маленькая подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей. С серо-коричневой окраской. Передвигаясь, воробей прыгает на двух ногах.
-Молодцы! Я тоже сразу узнала среди множества птиц воробья. Но мне ещё одна птичка понравилась. Посмотрите на следующую картинку 2) картинка - СИНИЦА
Воспитатель:
- Хоть поменьше воробья,
Не боюсь зимы и я,
Всем известная вам птичка.
А зовут меня … (синичка).
-Молодцы! Сразу отгадали синичку. Как мы её отличаем от других птиц?
Дети: - По грудке отличаем. Она у синичек жёлтая.
Воспитатель:- Всё верно. Это красивая птица. У нее на голове черная шапочка, щеки белые, на горле черная полоса - галстучек, крылья и хвост серые, спина
желто-зеленая, а брюшко - желтое. Я её тоже сразу узнала. А кто знает, как поёт синичка?
Дети: «Синь-синь!»
- Ребята, как же я удивилась, когда перевела свой взгляд на нашу рябину! -
На ветвях, украшенных снежной бахромой,
Красные птицы песенку поют,
Ягоды мороженые, весело клюют. (Обратить внимание на заснеженную рябину со снегирями.)
3) картинка - СНЕГИРЬ
Воспитатель:- Узнали, что это за красивая птица? (Ответы детей). Да, это снегири - нарядные птицы. Верх головы, крылья, хвост - черные; спина голубовато-серая, а брюшко - красное. Клюв короткий, толстый, черного цвета. Ребятки, а как вы думаете, что кушает снегирь? (Ответы детей).
Правильно, как все птички, снегирь любит зернышки клевать. Больше всего он любит ягодки рябины, он достает из них зернышки своим сильным клювиком, а саму ягодку выкидывает на землю.
3. Физкультминутка «СНЕГИРИ»
Воспитатель:- Снегири очень дружные птицы, поэтому летают они чаще всего стайкой. Как вы думаете, что такое стайка? (Ответы детей.) Стайка - это много птиц, которые летают вместе.
Воспитатель:- Ребятки, а хотите мы с вами сейчас превратимся в стайку снегирей и поиграем. (Ответы детей)
Вот на ветках посмотри, (Руками хлопают себя по бокам)
В красных майках снегири. (Показывают грудки)
Распустили перышки, (Руки слегка в стороны)
Греются на солнышке. (Шевелят пальчиками)
Головой вертят, вертят, (Повороты головой вправо, влево)
Улететь они хотят. (Бегут по кругу, взмахивая руками)
Кыш! Кыш! Улетели!
И за стульчики присели! Превращаемся обратно в девочек и мальчиков.
- Ребятки, смотрите, наши снегирьки улетели на столик и зовут вас к себе. Хотите посмотреть? Тогда берите свои стульчики и садитесь за столик.
4. Лепка (продуктивная часть занятия)
Воспитатель: - Ребятки, посмотрите, на ваших картинках снегири сидят на веточках рябины, а ягодок на веточке нет. Угостим снегирей вкусными ягодками. (Ответы детей) Тогда, каждый угостит своего снегиря ягодками рябины. Какого цвета ягодки рябины? (Ответы детей)
-Правильно, красного. Ягодки мы будем делать из пластилиновых шариков красного цвета, которые мы с вами вчера налепили для наших птиц. Покажем гостям, как мы лепили? (Ответы детей). Тогда берите себе по одному шарику на ладошку и круговыми движениями катаем шарик.
Шарик мы положим на веточку и придавим пальчиком. Вот одна ягодка уже висит на веточке. (Воспитатель показывает детям, как это надо делать.)
-А теперь ягодку сделает Настя. (Воспитатель помогает девочке закрепить шарик на веточке.)
-Молодец, Настенька! Хорошая ягодка у тебя получилась!
(Дети по очереди, под наблюдением воспитателя, берут пальчиками маленькие пластилиновые шарики «ягодки» и прикрепляют их поверх веточки) .
Воспитатель:- Молодцы, ребятки! Дружно трудились и много ягодок для снегирей сделали! Снегири говорят вам спасибо!
Воспитатель:- Оставшиеся ягодки мы положим в кормушку на наше дерево и угостим наших птиц!
Посмотри снегирь, какой!
Весь красивый, расписной.
Ты лети скорее к нам,
Ягодок тебе я дам.
(Воспитатель вешает кормушку с ягодами на заснеженное дерево, напоминает о том, чтобы дети не забывали зимой кормить птиц, поддержали их в трудное холодное время, за эту заботу птицы отплатят летом, уничтожая вредных насекомых) .
Воспитатель:- Ребята, что мы с вами сегодня лепили, вешая на веточки? А каких птиц вы запомнили? (Ответы детей).
Воспитатель: Молодцы! Я вам тоже дарю сладкие ягодки-конфетки, похожие на ягодки рябинки, чтобы вы не забывали про любимое лакомство снегирей.