МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС «ГАРМОНИЯ»
ГОРОДА ДОНЕЦКА»
Конспект бинарного занятия
по развитию речи
«Чрезвычайные ситуации и гражданская оборона»
Подготовили и провели:
учитель-логопед: Зуева Е. Б.
воспитатель: Лукашева В. Н
Донецк
2021
«Чрезвычайные ситуации и гражданская оборона»
Цели:
- закреплять представления о ситуациях, которые можно назвать «чрезвычайными», о природных явлениях, наносящих ущерб человеку, о навыках действия в экстремальных ситуациях;
- развивать умение находить решение в сложных ситуациях;
- развивать связную речь детей, мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы;
- воспитывать чувство взаимопомощи, взаимовыручки.
Оборудование и материалы: кукла-игрушка Стобед, схематическое изображение явлений природы, мяч, 3 обруча, опасные и безопасные предметы, коробка, мультимедиа для просмотра видеороликов.
Предварительная работа: настольные игры «Азбука безопасности», «Чрезвычайные ситуации в доме», чтение книги Ю. А. Соколовой «Правила безопасности», просмотр телепередач, новостей, беседы.
Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами поговорим о безопасности. Чаще всего беда застает человека неожиданно, даже тогда, когда ему кажется, что он готов к ней. Вы знаете, что такое чрезвычайная ситуация?
Дети: Чрезвычайными называют такие ситуации, из-за которых возникает угроза жизни и здоровью людей.
Воспитатель: Правильно. Приведите примеры ЧС.
Дети: Пожары, наводнения, землетрясения, извержения вулканов, взрывы, террористические акты.
Воспитатель: Верно, вы назвали опасные ситуации, которые возникают из-за изменения природных явлений или по вине человека. (Вывешивает схематическое изображение этих явлений.)
- Еще бы мне хотелось к этому списку добавить детскую неосторожность, которая впоследствии может привести к печальным событиям. Бывают такие ситуации, когда вы остаетесь дома одни, в эти моменты может произойти все что угодно. Назовите опасные ситуации, которые могут возникнуть по вине человека (вывешиваются иллюстрации).
Дети: Пожар, взрыв газа, потоп, порез, ушиб, отравление, дорожно-транспортное происшествие и др.
Воспитатель: В основном это ситуации, возникшие по нашей вине, и они угрожают одному или нескольким людям.
Логопед: Ребята, к нам на занятие сегодня пришел очень интересный гость.
Давайте с ним познакомимся — его зовут Стобед. Как вы думаете, почему у него такое странное имя? (Ответы детей)
Логопед: А попадает он в опасные ситуации, потому что не знает ничего об опасностях, отчего они бывают, как себя вести. Поможем ему — расскажем, что мы знаем об опасностях. А помогут нам в этом Советы Тетушки Совы.
Просмотр видеоролика «Советы Тётушки Совы –Огонь»http://www.youtube.com/results?search_query=уроки+тетушки+совы+уроки+осторожности
Логопед: О чем был этот мультфильм? Чему он учит нас?
Дети: Мультфильм о том, что бывает, когда не правильно и без внимания взрослых, используются опасные для жизни и здоровья предметы, не соблюдаются меры предосторожности с электроприборами и лекарствами.
Логопед: Сейчас я проверю вашу внимательность. Я буду называть различные предметы. Если вы услышите название предмета, который может стать причиной пожара, хлопните в ладоши. Если же этот предмет не опасен, ничего не делайте.
Слова: утюг, журнал, телевизор, котлета, ручка, тостер, жевательная резинка, хлопушка, пустышка, пожарный, торт, нож, огнетушитель, пакет, кисть, спички, рукав, ноты, краски, спички, сигарета, компот, бинт, дрель, стол.
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. А сейчас я предлагаю вам вспомнить, какие предметы, по вашему мнению, могут быть опасны. В этом нам поможет игра «Раз, два, три, что может быть опасно — возьми!»
В 3 обручах разные предметы, в том числе опасные. Дети бегают под музыку. С окончанием музыки надо найти и взять опасный предмет. У 2—3 детей спросить, почему они выбрали именно этот предмет.
Логопед: Ребята, наш гость Стобед теперь будет знать, какая беда может его ожидать, если он не будет соблюдать меры предосторожности.
- Сейчас немного отдохнем и посмотрим следующий видеоролик.
Просмотр видеоролика «Зина, Кеша и террористы»http://www.youtube.com/results?search_query=зина+кеша+и+террористы
Логопед: О чем был этот видеоролик? Чему он учит нас?
Дети: Мультфильм о правилах поведения во время террористического акта, при обнаружении подозрительных предметов.
Воспитатель: Ребята посмотрите, какая красивая коробочка лежит у нас в раздевалке. Как вы думаете, что там, кто ее оставил? Что будем делать?
Логопед: А можно эту коробочку брать? (Примерные ответы детей: незнакомые предметы трогать нельзя, мы не знаем, кто ее положил и что в ней находится).
- Правильно, эту коробочку трогать нельзя, она может таить в себе опасность. Ее могут подбросить террористы, а в коробочку положить взрывное устройство. Поэтому, если вы увидели какой-то подозрительный предмет: пакет, красивую сумочку, мобильный телефон или игрушку, то ни в коем случае не только брать, но даже подходить к таким предметам нельзя.
Воспитатель: Ребята, а что же нужно делать? (Примерные ответы детей.)
- Да, если вы нашли такой предмет, нужно сразу сообщить взрослым, а они потом позвонят в полицию или специальную службу безопасности, которая определит опасный данный предмет или нет.
- В наше время совершается очень много террористических актов, террористы маскируют взрывчатые вещества под разные предметы или в них, и в результате гибнет очень много людей, нужно быть очень внимательными и осторожными.
Логопед: А где нас еще может настичь чрезвычайные ситуации? (Ответы детей.) Стобед утверждает, что природа — наш большой друг, но он и не догадывается, что иногда человек оказывается в ней один на один в чрезвычайной ситуации. Давайте с помощью вопросов назовем чрезвычайные ситуации, происходящие из-за природных изменений.
• Временное затопление суши из-за подъема воды. (Наводнение.)
• Очень сильный ветер, скорость которого больше, чем у мчащегося автомобиля. (Ураган.)
• Сильный ветер в виде вращающегося столба. (Смерч.)
• Сильный вихрь, который бывает преимущественно в Америке. (Торнадо.)
• Очень сильная буря на море. (Шторм.)
• Быстрое движение земной коры, вызванное толчками снизу. (Землетрясение.)
• Как называют людей, которые приходят на помощь во время чрезвычайной ситуации? (Спасатели.)
Логопед: Очень важно знать правила поведения в таких ситуациях. Отвечая на вопросы, вы назвали такую ЧС, как землетрясение. Давайте с вами вместе разберёмся, что такое землетрясение и отчего оно происходит.
- Землетрясение – это подземные толчки и колебания земной поверхности, возникающие в результате внезапных смещений и разрывов в земной коре или верхней мантии и передающиеся на большие расстояния в виде упругих колебаний. Точку в земной коре, из которой расходятся сейсмические волны, называют гипоцентром землетрясения.
- Последствия землетрясений ужасны: разрушенные города, пожары от поврежденных газопроводов и электросетей, потопы от разорванных водопроводов. Если землетрясение сильное погибает много людей. Но этого можно избежать, если знать, как правильно себя вести во время землетрясения.
Воспитатель: Стобед, внимательно слушай и запоминай, дети тебе сейчас расскажут о правилах безопасного поведения на улице во время землетрясения.
Дети:
Не поддаваться панике и отойти на открытое место.
Передвигаться по открытому пространству, дальше от зданий, деревьев, оборванных проводов.
Защититься от падающих обломков, стёкол, тяжёлых предметов.
Нельзя заходить в дома, продолжать движение в транспорте.
Воспитатель: Но ведь вы можете во время землетрясения находиться не только на улице, но и в помещении. Как поступать в таких случаях?
Дети:
Если землетрясение застало вас в помещении, как можно быстрее вместе со взрослыми выбегайте на улицу, подальше от зданий — они могут рухнуть и обломки упасть прямо на вас.
Если выбежать из здания не удается, залезьте под стол, под кровать или встаньте в дверном проеме или в углу.
Не прячьтесь в подвалах, подземных переходах, так как если их сверху завалит разрушенными зданиями, вы окажетесь в подземной ловушке и помощь может не успеть.
Держитесь подальше от окон — разбившееся стекло может поранить.
Нельзя пользоваться лифтом при землетрясении — он может оборваться и упасть, либо застрять, есть опасность задохнуться в нем.
Нельзя пользоваться спичками, свечами, зажигалками — может произойти взрыв, так как при землетрясении часто повреждаются газовые трубы и газ выходит наружу.
Воспитатель: Давайте немного отдохнем и физкультминутку проведем.
Физминутка «Правила общения с опасными предметами».
Дома острые ножи (пальцы рук соединяют над головой в форме крыши)
В руки вовсе не бери, (разводят руки в стороны)
Не раскидывай иголки,
Убери их все на полку, (руки поднимают вверх)
Если ножницы достал,
Убери откуда взял, (руки на поясе, повороты туловища вправо - влево)
В рот таблетки не бери,
Хоть красивые они. (повороты головой вправо-влево)
Ты с игрушками играй,
И беды тогда не знай, (прыжки на месте на двух ногах).
Логопед: Землетрясение до сих пор не научились точно предсказывать. А вот наводнения можно предвидеть, но избежать все равно нельзя. Из-за чего происходит наводнение?
Дети: Из-за сильных ливней, быстрого таяния снегов, сильных ветров, разрушения плотин.
Логопед: Давайте сделаем круг и поиграем в игру с мячом.
Педагог бросает мяч, дети называют, что необходимо делать, если наводнение застало внезапно: выбраться из воды; не попасть в несущийся поток; подняться на высокое место — чердак, крышу, верхние этажи; не терять надежду на спасение; размахивать тряпкой, чтобы заметили спасатели, ночью светить фонарем; если попали в воду, ухватиться за плавающие предметы и др.
Логопед: Может ли быть опасным дом или здание после затопления?
Дети: Да.
Логопед: Почему?
Дети: Потому что повреждается фундамент дома.
Логопед: Мы назвали стихии земли, воды, остался воздух. Ветер тоже способен вызвать разрушения и навредить человеку. Назовите, какие вы знаете воздушные стихийные бедствия?
Дети: Ураган, смерч, тайфун, буря.
Логопед: О них предупреждают заранее, чтобы люди могли к ним подготовиться. Давайте вспомним, как надо себя вести при этих бедствиях.
Дети:
➣ Спрятаться в надежное укрытие (подвал, погреб, под мост).
➣ Защитить глаза, рот, нос от песка и земли.
➣ Нельзя залезать на крышу, прятаться на чердаке.
➣ Если едете на машине, остановиться, но из машины не выходить, плотнее закрыть двери, окна.
➣ Не прятаться под деревьями, электрическими проводами.
Воспитатель: Молодцы, я вижу, что вы очень много полезного для себя вынесли из нашего сегодняшнего занятия. В нашем городе такие стихийные бедствия бывают очень редко, но вы с родителями во время отпуска можете оказаться в тех местах, где возникают ЧС. Поэтому важно знать, что делать в таких ситуациях, и я надеюсь, что вы не растеряетесь сами, успокоите и поможете другим. Знания, которые вы получили на занятии, помогут вам в этом. А наш гость Стобед, благодаря вам и вашим знаниям, теперь будет знать, как действовать в чрезвычайных ситуациях, и как избежать опасных ситуаций.
- Вы все показали себя отличными спасателями, дружными и сплоченными. Спасибо всем. И до новых встреч!