Индивидуально – дифференцированный подход на групповом занятии в 7 «к» классе
Тема: конфликт и способы его решения
Педагог – психолог: Волкова А. С.
2016 год
Цель урока:
1.Развитие индивидуальных коммуникативных способностей школьников, умение общаться в группах, коллективе.
2. Формирование благоприятной эмоционально-психологической и нравственной атмосферы в классе.
Задачи:
1. Образовательные:
- знакомить обучающихся с основами бесконфликтного общения, с понятиями «конфликт».
- формировать представление о различных вариантах человеческого общения.
2. Развивающие:
- развивать познавательный интереса обучающихся, личностные качества, как рефлексия, эмпатия, толерантность.
3. Воспитательные:
- воспитывать уважительное отношение к окружающим людям;
- формировать социально одобряемые формы поведения.
Методики и технологии:
- технология личностно-ориентированного подхода;
- игровые технологии;
- технология деятельностного подхода;
- информационно-коммуникативные технологии;
- технология педагогики сотрудничества;
Материалы:
1. бумага формата А4 на каждого учащегося
2. бланки
3. ручки
4. распечатанные задания
5. проектор
6. цветные карандаши
Ход занятия:
Показ слайда №1
I Этап – организационный (5 – 7 минут)
Рефлексия, ритуал приветствия
Невербальная рефлексия
Психолог:
- Ребята, перед тем как мы поприветствуем, друг друга в кругу, выберите, пожалуйста, листок такого цвета, которая по – вашему соответствует настроению, с которым вы сегодня пришли
Дети выбирают листы и крепят их на специально приготовленный рисунок дерева
2) Игра – приветствие «Я рад(а) тебя видеть ….»
Психолог и дети становятся в круг
- дорогие, ребята! Начнем нашу встречу как обычно с приветствия. Поприветствуем мы сегодня друг друга так: я поглажу по голове своего соседа справа, называя его ласково по имени «Я рада тебя видеть, Настенька». Он(а) передает своему соседу справа, и так по кругу пока не вернется ко мне.
II.Этап основной (20 мин)
- Ребята, чтобы узнать тему нашего занятия, я поделю вас на две команды.
| 1 | 2 | 3 | 4 |
А | Н | К | Р | Т |
Б | О | П | Л | С |
В | Я | И | У | Ф |
(2А); (1Б); (1А); (4В); (3Б); (2В); (2А); (4А)
Тема: Конфликт.
Показ Слайда №2
- Ребята, а вы знаете, что такое коммуникация?
Показ Слайда №3
- Ребята, а вы знаете, что такое конфликт?
Дети отвечают…
Показ Слайда №4.
По - научному “Конфликт – столкновение, разногласие интересов и целей, которое нарушает нормальное взаимодействие людей, препятствует достижению их целей” . Приведите примеры конфликтов из жизни или мультфильмов, сказок.)
- А каковы причины конфликта? (разные характеры, разные мнения по одному и тому же вопросу, неумение слушать, нежелание уступать)
- Какие последствия могут быть? (ссора, драка, человек может обидеться)
- Как можно решить конфликт? (договориться между собой, попросить помощи старших)
-Т. К. мы живем в обществе, ежечасно общаемся друг с другом, имеем разные точки зрения на отдельные вопросы, то невольно можем спровоцировать конфликтную ситуацию. Теперь узнав, что такое конфликт, из-за чего он возникает и какие последствия могут быть мы с вами попробуем научиться избегать конфликтных ситуаций, применяя свои знания.
Показ слайда № 5
- Я предлагаю вам поделиться на микрогруппы и попробовать решить или избежать конфликтную ситуацию. Сейчас потренируемся с вами, как можно выходить из конфликтных ситуаций. Поиграем мы в игру, которая называется «Поиграем в ситуации». Каждому из вас будет дана ситуация
- Обыграйте ситуации так, чтобы возник конфликт и выход из него.
- Давайте выведем несколько законов (правил), которыми необходимо пользоваться, если попал в неприятную ситуацию. И что бы мы ничего не забыли и не упустили, (Имя…) будет записывать на листочке наши правила
- Для примера, что бы вам было понятнее, давайте вместе разберем ситуацию.
Показ слайда № 6
- Обыграйте ситуацию, что бы произошел конфликт. (Дети предлагают вариант)
Пример: Ну и что, что у меня двойки. Мне все равно….
- обыграйте ситуацию, что бы выйти из конфликта, проявить коммуникабельность.
Пример: Мне очень стыдно, что я тебя подвел. Постараюсь все исправить.
Правило №1 умение договариваться
Упражнение «Как разрешить конфликтные ситуации» (в малых группах)
(Слайды 7 - 16)- для каждого участника занятия индивидуально
Показ слайда № 7
- Обыграйте ситуацию, что бы произошел конфликт. (Дети предлагают вариант)
Пример: Не дам! Хоть что делайте…
- обыграйте ситуацию, что бы выйти из конфликта, проявить коммуникабельность
Пример: Возьмите. Извините, меня, пожалуйста! Я постараюсь больше так не делать и все исправить.
Правило № 2 умение уступать
Показ слайда № 8
- Обыграйте ситуацию, что бы произошел конфликт. (Дети предлагают вариант)
Пример: Ага сейчас… Ни за что
- обыграйте ситуацию, что бы выйти из конфликта, проявить коммуникабельность
Пример: Я сейчас же за собой уберу, извините меня .
Правило № 3 умение уважать других
Показ слайда № 9
- Обыграйте ситуацию, что бы произошел конфликт. (Дети предлагают вариант)
Пример: промолчать и пройти мимо!
- обыграйте ситуацию, что бы выйти из конфликта, проявить коммуникабельность
Пример: Я понимаю, что ты волновалась за меня. Мам, я заигрался и не обратил внимания на время.
Правило № 4 умение ставить себя на место другого.
Показ слайда № 10
- Обыграйте ситуацию, что бы произошел конфликт. (Дети предлагают вариант)
Пример: Почему я должен его замещать? С какой радости?
- обыграйте ситуацию, что бы выйти из конфликта, проявить коммуникабельность
Пример: Конечно, же, я вам помогу. А Сереже передайте скорейшего выздоровления.
Правило № 5 умение сочувствовать
Показ слайда № 11
- Обыграйте ситуацию, что бы произошел конфликт. (Дети предлагают вариант)
Пример: Ах так? Ну тогда и вы не будете играть! Получайте
- обыграйте ситуацию, что бы выйти из конфликта, проявить коммуникабельность
Пример: А по какой причине? Может поиграем в игру, где и я смогу поучавствовать
Правило № 6 не драться
Показ слайда №12
- Обыграйте ситуацию, что бы произошел конфликт. (Дети предлагают вариант)
Пример: Что ты наделала? делай что хочешь, но пятно должно исчезнуть
- обыграйте ситуацию, что бы выйти из конфликта, проявить коммуникабельность
Пример: Я понимаю, что ты это сделала не специально, но давай теперь подумаем как все исправить…
Правило № 7 не кричать
- Итак, ребята! Какие же правила выхода из конфликта можно выделить?
Правила выхода из конфликта.
Договариваться
Уступать друг другу
Уважать друг друга
Уметь ставить себя на место другого
Сочувствовать
Не драться
Не кричать друг на друга
Слайд № 17
Игра «Узкий мостик»
Цель: Упражнение выступает моделью конфликтной ситуации и позволяет продемонстрировать различные стратегии поведения в ней: конкуренцию, сотрудничество, компромисс, приспособление.
Описание упражнения: Двое участников становятся на проведенной на полу линии лицом друг к другу на расстоянии около трех метров.
Ведущий объясняет ситуацию: «Вы идете навстречу друг другу по очень узкому мостику, перекинутому над водой. В центре мостика вы встретились, и вам надо разойтись. Мостик – это линия. Кто поставит ногу за ее пределами – упадет в воду. Постарайтесь разойтись на мостике так, чтобы не упасть».
Пары участников подбираются случайным образом. При большом количестве участников может одновременно функционировать 2-3 «мостика».
Упражнение проходит более эмоционально, если используется не просто полоска на ровном полу, а небольшое возвышение (например, для этой цели хорошо подходит перевернутая гимнастическая скамейка). Если же такой возможности нет, следует выбрать или провести на полу прямую полоску (это может быть полоса на линолеуме, продольная рейка в паркете и т.п.) длиной не менее 3-х метров, находящуюся на расстоянии не менее 1 м от ближайшей стены и предметов мебели. Лучше, если она будет иметь ширину 5-10 см, но можно обойтись и простой линией.
Обсуждение.
- Какие чувства вы испытывали при выполнении данного упражнения? Что помогало, а что мешало успешно выполнить его? Какие в принципе есть способы «разойтись на узком мостике»? Чем «упавшие в воду» пары отличались от успешно преодолевших трудную ситуацию? Целесообразно подвести участников к пониманию того, что в выигрыше оказывались не те, кто стремился пройти сам, а те, кто, прежде всего, стремился помочь партнеру.
III. Заключительная часть
Слайд № 18
Упражнение «Эмоции конфликта»
Нарисуйте чувства, которые проявляются во время конфликтов, свои эмоции,
которые вам не нравятся.
(кружочки для определения настроения)
Слайд № 19
Обратная связь:
- Как вы думаете помогут вам новые знания избегать конфликтов?
(высказывания детей)
- В заключение мне хочется привести слова Максима Горького: «Если ты хочешь, чтобы вокруг тебя были хорошие, добрые люди, попробуй относиться к ним внимательно, ласково, вежливо – увидишь, что все станут лучше. Все в жизни зависит от тебя самого…».
- Мне сегодня очень приятно было работать с вами на уроке. Я увидела умных заинтересованных детей. Спасибо. Я хочу вам подарить. Правила бесконфликтного общения.(Раздать распечатки)
Правила бесконфликтного общения.
Старайся жить так, чтобы людям рядом с тобой было хорошо.
Избегай конфликтов, ссор, не совершай необдуманных поступков.
В споре будь сдержан и тактичен.
Научись сотрудничать, договариваться, уступать, находить компромисс.
Главное – относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе.
Все ученики высказываются о том, что понравилось, удивило, обрадовало на занятии, что получилось, чем довольны, какие чувства испытывали и какие вопросы остались неразрешенными.
На уроке были использованы
методы
по виду источника информации: словесные (беседа на этапе самоопределения, при подготовке к акт.познав. деятельности, при анализе ситуаций, на этапе рефлексии, когда делали выводы.)наглядные (при подготовке к активной познавательной деятельности, при выводах урока, на основном этапе - как сопровождение)практические (работа в группах, разыгрывание ситуаций)
Формы познавательной деятельности: групповая (работа парами), общеклассная, индивидуальная. Задействованы на уроке наглядные, технические, дидактические средства обучения.
Все эти методы, формы и средства помогали осуществлению триединой дидактической задачи.
Мне хотелось чтобы дети на практике попробовали различные ситуации и попытались решить их. Специфика занятия в том, что когда ситуация реальна, то ребенка захлестывают эмоции и трудно делать ее разбор, а на занятии ситуации «придуманные» и дети имеют возможность посмотреть на нее более объективно. Использованный материал подбирался с учётом возрастных особенностей класса. Содержание учебного материала и виды работы, используемые на уроке, были направлены на поддержание познавательной активности учащихся на протяжении всего урока. Положительный эмоциональный заряд, стиль общения, использование игровых моментов, применение ИКТ, приобщение к совместной деятельности, личное участие детей, организация начала, постановка задач занятия способствуют развитию речи, чувств детей, выработке положительных эмоций. У ребят мал словарный запас, поэтому им трудно было высказать правильно свои мысли, этап целеполагания пройден с трудом. Дети часто работают в технологии деятельностного метода на уроках, любят работать в группах, поэтому структура занятия была для них привычной и дети активно работали. Очень эмоционально проходила работа в группах, получились интересные рисунки и дети дали к ним комментарии. При разборе ситуаций дети приводили примеры из жизни и давали характеристики правильному и неправильному поведению в них. Но особенно ярко получилось разыграть ситуации. Дети очень артистично показали возможный конфликт и как его можно решить. В конце урока учащиеся вывели правила которые им помогут решать различные ситуации в жизни. Учитывая психологические и возрастные особенности детей, в основной этап урока был включен элемент здоровьесберегающих технологий – игра «Мостик». С воспитательной точки зрения урок способствовал формированию у детей интереса к данной теме, положительному отношению к людям и окружающему миру. Я считаю, что цели занятия достигнуты.Все этапы взаимосвязаны между собой.