«Осенний фестиваль знаний 2024»

Конспект урока "Звезды"

Цели:

  • Образовательные: сформировать представления о звездах и Солнце, показать, что Солнце – ближайшая к Земле звезда, познакомить с созвездиями, продолжить обучение распознаванию природных объектов.
  • Развивающие: развивать представление о форме, размерах, цвете предметов, логическое мышление, память, речь.
  • Воспитательные: воспитывать у учащихся любовь к природе, бережное отношение к окружающему миру.

Метапредметные результаты:

- развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

- развивать способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из сложных ситуаций.

- самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели;

- осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).

- ориентирование в учебнике и рабочей тетради;

- принимают и сохраняют учебную задачу;

- оценивают результат своих действий;

- прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

-умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя;

- согласовывать свои действия с партнером;

- строить понятные речевые высказывания.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки



Тема: Почему солнце светит днём, а звёзды ночью?

Цели:

  • Образовательные: сформировать представления о звездах и Солнце, показать, что Солнце – ближайшая к Земле звезда, познакомить с созвездиями, продолжить обучение распознаванию природных объектов.

  • Развивающие: развивать представление о форме, размерах, цвете предметов, логическое мышление, память, речь.

  • Воспитательные: воспитывать у учащихся любовь к природе, бережное отношение к окружающему миру.

Метапредметные результаты:

Личностные:

- развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

 - развивать способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из сложных ситуаций.

Познавательные:

- самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели;

- осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).

Регулятивные:

- ориентирование в учебнике и рабочей тетради;

- принимают и сохраняют учебную задачу;

- оценивают результат своих действий;

- прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Коммуникативные:

-умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя;

- согласовывать свои действия с партнером;

- строить понятные речевые высказывания.

Оборудование: презентация.











Ход урока

I. Организационный момент: (1 слайд)

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

- Проверяем готовность к уроку.

-На прошлом уроке вы очень хорошо и дружно работали. Я надеюсь, что сегодня у нас урок пройдет также интересно и результативно.



II. Актуализация знаний:

- Ребята, мы с вами закончили изучать раздел "Где и когда?". Давайте вспомним, что интересного мы узнали из этого раздела? (Ответы детей)

(2 слайд)

- Сегодня мы с вами начнем изучать новый раздел "Почему и зачем?".

- Откройте учебники на странице 31.

- Давайте прочитаем, чему мы научимся, изучая этот раздел.



III. Формулирование темы урока:

Отгадайте загадки и постарайтесь определить тему урока.

Загадки:

Всем оно нам нравится,

Без него мы плачем

А едва появится-

Взгляд отводим, прячемся:

Уж больно оно яркое

И жаркое – прежаркое.

(3 слайд: Солнце)



Лишь солнце погасло

И стало темно,

Как по небу кто-то

Рассыпал зерно.

Какое? Не знаю…

Одно лишь добавлю,

Что было блестящим

И ярким оно. (4 слайд: звёзды)

- Кто догадался, о чём мы будем говорить на уроке? (Предположения)

(5 слайд) - Сегодня как всегда с нами на уроке Мудрая Черепаха и Муравьишка-Вопросик. Они приготовили для вас новый вопрос.

- Прочитайте тему урока: «Почему Солнце светит днём, а звёзды – ночью?». Кто может ответить на этот вопрос?

- Чтобы ответить на этот вопрос, Муравьишка-Вопросик предлагает отправиться в необычное путешествие, где нас ждёт только самое удивительное.

(6 слайд) - Посмотрите, а кто еще к нам пришел в гости? (Космонавт)

- Итак, мы отправляемся в путешествие вместе с космонавтам

- Но на чём мы отправимся в путешествие? (На ракете)

- Давайте отгадаем загадку Муравьишки и проверим правы мы или нет?

Загадка:

Чудо птица – алый хвост

Полетела в стаю звёзд.

Крыльев нет у этой птицы,

Но нельзя не подивиться:

Лишь распустит птица хвост –

И поднимется до звёзд. (Ракета)

(7 слайд) - Представьте, что вы ракеты. Встали все. На носочках подтянись. Руки вверх, летите ввысь! Итак, приготовились к путешествию.

- Сесть удобнее. (Есть сесть)

- Пристегнуть ремни. (Есть пристегнуть ремни)

- Включить мотор. (Есть включить мотор)

- Начинаем обратный отсчет: 5, 4, 3, 2, 1 Поехали!

IV. Открытие нового знания:

1. (8 слайд) - Мы пролетаем над нашей планетой.

- На какой планете мы с вами живём? (Земля)

- Как называется страна, в которой мы живем? (Россия)

- Молодцы! Вы хорошо это знаете.

2. - Что это светиться вдали? (Солнце)

- А можем мы подлететь к нему поближе?

- Что вы знаете про Солнце? (Ответы детей)

Факты о Солнце: (9 слайд) - Солнце – это ближайшая к Земле звезда. Она похожа на огромный пылающий шар. Нам оно кажется маленьким кружком лишь потому, что находится от Земли на очень большом расстоянии.

- Солнце от Земли находиться на расстоянии 150 миллионов километров. Чтобы доехать до него на автомобиле со скоростью 80 км/ч, то пришлось бы ехать без остановки 200 лет.

(10 слайд) - Если бы можно было поставить Солнце рядом с Землёй, оно выглядело бы как большой футбольный мяч и горошина.

(11 слайд) Мудрая Черепаха спрашивает: что будет, если погаснет Солнце? (Ответы детей)

- Правильно. Если погаснет Солнце, на Земле исчезнет жизнь. Растения, животные и люди живут потому, что жизнь им дает Солнце. Оно согревает и освещает Землю.

-Древние люди поклонялись Солнцу как богу. Они благодарили его за тепло и приветствовали восход по утрам.

- Знаете ли вы, почему наступает день? ( Ответы детей)

Показать, как Земля вращается вокруг Солнца. (12 слайд)

(13 слайд) - Солнце не просто светит днем, а оно-то и создает нам день.

- В рабочей тетради на странице 21 нарисуйте весёлое и грустное солнышко. Расскажите, зависит ли ваше настроение от того, солнечный день или пасмурный.

3. - Что мы можем увидеть на небе ночью? (Звезды)

(14 слайд) - Хотели бы вы полететь к звёздам? (Да)

- Черепаха предлагает продолжить путь. И вот перед нами бесконечное космическое пространство, в котором много звёзд.

- Раньше в старину люди думали, что звезды – это маленькие фонарики, подвешенные к небу.

- Вы знаете, что такое звезды? (Предположения детей)

- Откройте учебники на странице 32 и прочтите, что такое звезды.

Факты о звездах: (15 слайд) - Они находятся очень далеко от Земли и поэтому не греют, и кажутся очень маленькими.

- Звезды различаются по размерам, цвету и температуре. На ночном небе звезды мерцают разным светом: голубым, белым, желтым, красным. Самые горячие звёзды – белого и голубого цвета, затем жёлтые, а наиболее холодные – красные. Наше Солнце – жёлтая звезда.

(16 слайд) - Найдите в учебнике на стр. 32 самые горячие звёзды.

- Какого они цвета?

- Прочитайте, как они называются. (Регул, Сириус)

- Есть звезды – гиганты, а есть звезды – карлики. Звёзды, которые в десятки раз больше Солнца – гиганты.

- Найдите звезду – гигант. Прочитайте её название. (Альдебаран)

- Какую звезду мы ещё не назвали? (Солнце)

- Какого оно цвета? (Желтого)

- Значит, какая температура Солнца? (Средняя)

- Если сравнить его с другими звездами, то Солнце-это карлик или гигант?

-Молодцы. Несмотря на то, что Солнце намного больше Земли, оно является желтым карликом.

(17 слайд) - Когда мы можем любоваться звёздами? (Ночью)

- Муравьишка считает, что когда заканчивается ночь, звёзды выключают свет и ложатся спать. Это правда?

- Получается, что Солнце единственная звезда, которая светит днем? (Ответы детей)

- А вот и нет. Ребята, звёзды не ложатся спать днём, а продолжают светить, но из-за яркого солнечного света мы не можем их видеть. Лучше всего смотреть на звёзды в безлунные ночи.

- Посмотрите на звездное небо. Какие звёзды мы видим на ночном небе: чёткие, остроконечные или расплывчатые? (Предположения детей)

- Далекий свет звезды, пройдя через слои газов и атмосферы, рассеивается, расплывается, и звезды нам кажутся мерцающими. А на самом деле они похожи на шары.


V. Физкультминутка: (18 слайд)

Вот как солнышко встаёт –

Выше, выше, выше!

К ночи солнышко зайдёт –

Ниже, ниже, ниже!

Хорошо, хорошо

Солнышко смеётся,

А под солнышком нам всем

Весело живется!

4. (19 слайд) - Кто изображён на картинке? (Звездочёт)

- Кто такой звездочёт? (Человек, который наблюдает за звёздами.)

- Было принято считать, что они носили звездный колпак и плащ.

- А что это за прибор у звездочёта? (Телескоп)

- Для чего он служит? (Для изучения звезд и других небесных тел)

- А сейчас как называют учёных, которые исследуют звёзды? (Астрономы)

- Наука, которая изучает небесные тела, называется астрономия.

5. (20 слайд) -Звезд на небе очень много. Еще в древности люди заметили, что некоторые звезды образуют на небе фигуры. Они мысленно соединили их линией. Так появились созвездия. Созвездиям и самым ярким звёздам люди дали имена. Чаще всего давали имена мифических героев.

- Существуют целые карты созвездий. На небосводе 88 созвездий.

- Какие созвездия знаете вы? (Большая Медведица и другие)

(21 слайд) - Под ногами Большой Медведицы расположено созвездие Льва.

(22 слайд) - Мудрая Черепаха предлагает отправиться к созвездию Льва.

- Существует Миф о созвездии Льва: Созвездие названо в честь льва, который свирепствовал около греческого города Немен. Геркулес настиг льва около логова и пустил в него 3 стрелы с бронзовыми наконечниками. Но стрелы отскочили от шкуры, как от стали. Тогда герой выдернул из земли дуб и вместо палицы ударил им зверя. Оглушенный лев упал на землю. Геркулес бросился на зверя и задушил его голыми руками. С тех пор львиная шкура заменяла Геркулесу панцирь и шлем.

(23 слайд) - Это созвездие состоит из 70 звезд. Самая большая звезда этого созвездия – Регул, что значит “царь”.

- Сегодня мы уже говорили про эту звезду.

- А о какой самой большой звезде мы сегодня говорили? (Альдебаран)

(24 слайд) - Эта звезда находиться в созвездии Телец. Альдебаран - самая яркая звезда в этом созвездии («последователь»).

(25 слайд) - А это созвездие Большого Пса. Какую знакомую звезду вы видите в этом созвездии? (Сириус)

- Сириус («ярко горящий») – самая яркая звезда в этом созвездии.

(26 слайд) - А под каким созвездием родились вы? (Ответы детей)

- Ребята, где можно ещё найти сведения о Солнце, о звёздах и о созвездиях? (В энциклопедиях)

- Правильно. Читая энциклопедии, можно узнать обо всём.

VI. Домашнее задание (по желанию):

- Попробуйте вместе с родителями узнать, есть ли миф у созвездия, под которым родились вы. Если нет, то найдите миф о каком-либо созвездии. И расскажите на следующем уроке.


VII. Итог урока: (27 слайд)

- Наше путешествие подходит к концу и мы летим домой.

- А сейчас мы с вами, дети,

Приземлимся на ракете.

На носки поднимись,

А потом руки вниз.

- Как перенесли полет? (Хором: полет прошел нормально!)


- Что нового мы сегодня узнали?

- Что вам запомнилось на уроке?

- Какие необычные слова встретились сегодня на уроке?

- Кто доволен сегодня своей работой?

- Ребята, вам понравился наш урок?


Похвалить активных учеников.


- Наш урок окончен. Спасибо, ребята, за работу!

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее