Сценарий концерта «Отец и сын: две жизни-две судьбы»
(памяти композиторов Георгия Ивановича и Геннадия Георгиевича Сураевых-Королевых)
В юбилейный для Саранского музыкального училища год мы с благодарностью вспоминаем тех, кто внес весомый вклад в его становление и развитие, кто оставил свой особый след не только в истории нашего учебного заведения, но и в музыкальной жизни Республики. В апреле 2017 года Георгию Ивановичу Сураеву-Королеву исполнилось бы 95, а Геннадию Георгиевичу 65 лет со дня рождения.
Сегодня мы перелистаем страницы личной и творческой биографии композиторов, преподавателей училища Сураевых-Королевых, услышим полюбившиеся мелодии в исполнении солистов и ансамблей, воспоминания учеников и коллег юбиляров. И начнем мы, конечно же, с музыки…
Трудно назвать другого такого человека, в котором удивительным образом сочетались бы страстная увлечённость творца и глубокая пытливость учёного. Георгий Иванович Сураев-Королёв – выдающийся мордовский музыкальный деятель, композитор, собиратель и исследователь народной музыки, заложивший основы мордовской музыкальной фольклористики, талантливый педагог – дирижёр, теоретик, сольфеджист, создавший собственную стройную систему обучения, автор многочисленных статей, касающихся проблем национальной музыки.
Заслуженный деятель искусств России и Мордовии, лауреат Государственной премии РМ, член Союза Композиторов России Георгий Иванович Сураев-Королёв родился 19 апреля 1922 года в одном из песенных уголков Мордовии - селе Кулдым Старо-Шайговского района. Ранние музыкальные впечатления Сураева-Королева связаны с его матерью Прасковьей Васильевной, которая знала и пела мокшанские народные песни. В 5-6 лет Георгий с увлечением пел вместе с ней, чистенько выводя высокие подголоски. Прасковья Васильевна говорила: «Пой, сынок, людям нравятся песни».
Любовь к музыке привела его в стены Саранского музыкального училища, где юный музыкант учился по классу скрипки с 1938 по 1941 год. Теорию музыки и сольфеджио в училище преподавал Л.П. Кирюков, оказавший большое влияние на творческое становление молодого композитора. Спустя много лет, будучи зрелым мастером, Георгий Иванович примет участие в издании клавира музыкальной драмы Л.П. Кирюкова «Литова». Ко времени пребывания в училище относятся первые опыты в сочинении, получившие одобрение Л.П. Кирюкова, например, романс «К морю» на стихи Пушкина. Лирика Георгия Ивановича подкупает своей задушевностью, искренностью. Теплота, сердечность характерна для одной из лучших его песен – «Первое свидание»
Великая Отечественная война прервала учебу. Сураев-Королев уходит на фронт. В августе 1942 года, при переправе через Дон, он получает тяжелое ранение. После выздоровления оканчивает военно-пехотное училище в г. Томске и в звании младшего лейтенанта вновь отправляется на фронт. Долгожданный день Победы застает его в Чехословакии. Демобилизовавшись, Сураев-Королев решил продолжить свое музыкальное образование. В 1951 году он окончил Томское музыкальное училище по классам скрипки и хорового дирижирования, в 1962 – заочно историко-теоретический факультет Музыкально-педагогического института имени Гнесиных. По композиции он занимался у Генриха Ильича Литинского, параллельно стажировался как хоровой дирижер. С 1953 года Сураев-Королев обосновывается в Саранске, где и прошла вся его творческая, музыкально-общественная и педагогическая деятельность.
Георгий Иванович некоторое время работает художественным руководителем Государственного ансамбля песни и пляски (ныне Мордовский государственный ансамбль песни и танца «Умарина»). С 50-х же годов начинается планомерная работа по сбору и записи мордовских народных песен. Фольклорно-этнографическая и исследовательская работа в области мордовской народной песни занимает значительное место в многогранной сфере деятельности композитора. С целью записи песен Георгий Иванович «исколесил» практически все районы Мордовии. Результатом его многолетнего труда явилось издание сборника «Мордовские народные песни». Следуя издавна сложившимся традициям исполнения мордвой своих песен, все обработки сделаны для хора а капелла. В статье «Многоголосие и ладовое строение мордовской народной песни впервые в мировой музыковедческой практике Георгий Иванович вводит новый термин «многоголосная пентатоника». Кроме этого, Георгию Ивановичу принадлежит методический труд «Специальные технические приемы развития музыкальных способностей (систематический курс сольфеджио)», разработанный на материале мордовской народной музыки и ставший одним из немногих в отечественной педагогике, в которых народная музыка используется в образовательных целях. Следуя «заветам» мастера, и в настоящее время на уроках сольфеджио в училище звучит многоголосная мордовская песня, в том числе и в обработках Георгия Ивановича Сураева-Королева.
Говоря о Георгии Ивановиче как композиторе, следует отметить, что его творческий облик, излюбленный круг тем и жанров определился в последние полтора десятилетия жизни. Среди инструментальных произведений значительный интерес представляют написанный в 1961 году Струнный квартет (№1) и Фантазия для фортепиано. Музыка квартета интересна как первый смелый опыт разработки мордовских национальных элементов в камерной инструментальной музыке. Оригинальность замысла, свежесть музыкального языка отличают и Фантазию для фортепиано на тему мордовской народной песни «Роман Аксясь» («Романова Аксинья»). Значительное место в творчестве Сураева-Королева занимают песенно-хоровые жанры. Песни о советской молодежи, о родной Мордовии, о любви, песни для детей. В 1965 году Георгий Иванович написал музыку к спектаклю «Яблоня у большой дороги» по одноименному историческому роману в стихах А. Куторкина. В произведении ярко и образно показаны быт, нравы и обычаи мордвы на рубеже XIX–XX веков. Весной 1972 года Сураев-Королев завершил работу над крупным вокально-симфоническим произведением – фантастической ораторией «Последний суд» на собственное либретто. В марте 1973 года композитору была присуждена Государственная премия Мордовии за Струнный квартет, Фантазию на мордовскую тему для фортепиано и фантастическую ораторию «Последний суд».
С 1957 года Г. Сураев-Королев работает в Саранском музыкальном училище имени Л.П. Кирюкова и является ведущим преподавателем курса сольфеджио. Среди его учеников – Гавриил Григорьевич Вдовин, Нина Васильевна Кошелева, Альбина Ивановна Макарова, Нина Михайловна Ситникова. И я с удовольствием приглашаю на сцену ученицу Георгия Ивановича – Заслуженного деятеля искусств Мордовии, Лауреата премий Главы РМ, члена Союза композиторов России, члена Союза театральных деятелей России Нину Михайловну Ситникову.
Еще одна яркая страница в творческой биографии Сураева-Королева-старшего - женский фольклорный ансамбль «Келу», основателем и художественным руководителем которого долгие годы был Георгий Иванович. В 2004 г. Ансамблю было присвоено имя Сураева-Королева. Лауреат Государственной премии РМ ансамбль «Келу» по праву можно считать национальным достоянием Мордовии. Именно этот коллектив под управлением Георгия Ивановича Сураева-Королева впервые показал народное мордовское многоголосие в концертных формах, открыл новые пути творческого освоения музыкального наследия мордвы.
23 февраля 2000 Георгия Ивановича не стало. Более 60 лет творческой и общественной деятельности, богатое музыкальное наследие и многочисленные ученики по всей России! В 2016 году ансамбль «Келу» имени Сураева-Королева вернулся из Москвы с очередного Всероссийского хорового фестиваля, где получил звание лауреата. Можно с уверенностью сказать: «Сураев-Королёв это не просто прославленное имя, это бренд».
Сыну Георгия Ивановича Сураева-Королева Геннадию Георгиевичу в искусстве предстояло найти свой путь. Заслуженный деятель искусств Мордовии, Лауреат премии Главы РМ, премии Комсомола Мордовии, конкурса академической импровизации Казанской консерватории, член Союза композиторов России Геннадий Георгиевич Сураев-Королёв родился 20 апреля 1952 в г. Колпашево Томской области. Рождение в семье известного фольклориста Георгия Ивановича Сураева-Королева еще не определяло судьбы, но необычайная одаренность и страстное желание учиться сделали путь в музыку для Геннадия единственно неизбежным. «Во мне две крови, и не знаю, которая сильнее. Русская? Мокшанская? Я по духу — сибиряк. Среди родственников мамы все сибиряки до шестнадцатого поколения. Алтай, Хакассия, глубокая Сибирь... Сопки, поросшие сосной. В жаркий день заходишь в лес и видишь слезы смолы... И воздух удивительно густой, его даже можно пить... Ты влюбляешься в этот воздух... Впечатление невыразимого блаженства, здоровья, счастья... А все родственники по линии отца — из мордовского села. Старики говорят: «Способности человек получает больше от матери, чем от отца», а я взял поровну: восприятие, чувство — от мамы, энергию, порыв — от отца. Я благодарю судьбу за то, что мои родители такие...»
В 1970 г. Геннадий окончил теоретическое отделение Саранского музыкального училища им. Л.П. Кирюкова. «Мне повезло с учителями. В музыкальном училище по теоретическим предметам я занимался у отца, который был ко мне более требователен, чем к другим студентам. Зоя Геннадьевна Мизерская — удивительный человек. Меня восхищала ее феноменальная память, высочайшая культура. И конечно же, хорошая фортепианная школа в лице В. Афанасьева, ученика самого Нейгауза». Программа, которую Геннадий играл на четвертом курсе, будучи студентом теоретического отделения, требовала крепкой фортепианной техники и хорошего чувства формы - «Патетическая» соната Бетховена и «Фантазия на темы Рябинина» Калинникова.
Позже Сураев-Королев закончит музыкально-теоретический факультет Казанской государственной консерватории по классу профессора Земфиры Нурмухаметовны Сайдашевой, еще через несколько лет композиторский факультет по классу профессора Анатолия Борисовича Луппова.
По фортепиано он занимался у Назнины Газизовны Сабитовской. На всех фестивалях и концертах Геннадий Георгиевич сам играл свои фортепианные произведения, оберегая музыку от возможной фальши небрежной интерпретации. В качестве дипломного сочинения к окончанию консерватории Сураев-Королев представил Концерт для фортепиано с оркестром, который, кстати, является первым произведением в этом жанре в Мордовии. Тогда, в 1988 году, это было необычно, неожиданно: в концерте молодой автор соединил несоединимое — национальные мокшанские мелодии с блюзовыми гармониями и джазовым ритмом сопровождения. Музыка мордвы с уникальным многоголосием и ладовым своеобразием вошла в сознание будущего композитора еще в детстве. Во все этнографические экспедиции Георгий Иванович брал сына с собой.
В конце 1970-х-начале 80-х гг. Геннадий Сураев-Королев - аранжировщик в вокально-инструментальном ансамбле «Вастома» Мордовской государственной филармонии, несколько лет в составе концертной бригады Александры Куликовой объездил с гастролями весь Советский Союз. С 1985 г. – преподаватель теоретических дисциплин Саранского музыкального училища. В 1990-е годы являлся заместителем председателя правления Союза композиторов РМ.
Позвольте пригласить на сцену однокурсницу Геннадия Георгиевича Сураева-Королева, преподавателя Саранского музыкального училища, заведующую дирижерско-хоровым отделением Зеникову Адилю Иматьевну.
Сураев-Королев – автор произведений для симфонического оркестра: фортепианного концерта, поэмы «Свет и тень», Симфонии новелл; пьес для эстрадного оркестра: «Дискотека», «Эрзянский и мокшанский танец»; камерно-инструментальных сочинений; произведений для театра: рок-оперы «Что же счастье?» (либретто Талалаевского); музыки к драматическому спектаклю по пьесе Мишаниной. Жанры вокальной музыки в творчестве композитора, главным образом, представлены многочисленными песнями, вокальными циклами. Ну а песню «Эх, мордовочка моя» на слова Юрия Азрапкина знают и любят далеко за пределами Мордовии.
Геннадий Георгиевич ушел из жизни 19 июня 2007 года, в самом расцвете творческих сил. Его сочинения прочно вошли в концертный и педагогический репертуар исполнителей. В 2015 году состоялся V Республиканский фестиваль «Посвящение» памяти Геннадия Георгиевича Сураева-Королева. Лауреатом фестиваля стал женский ансамбль «Вдохновение» Саранского музыкального училища (руководитель Родина Наталья Федоровна).
Чем больше проходит времени со дня ухода Георгия Ивановича и Геннадия Георгиевича Сураевых-Королевых, тем значительнее и глубже предстают они как личности, музыканты. Дочерью Георгия Ивановича, Светланой Георгиевной Сураевой-Королевой создан Благотворительный фонд поддержки и развития деятельности в сфере музыкальной культуры и искусства Мордовии «Союз Сураевых-Королёвых»
В 2015 году Благодарностью Фонда и специальным дипломом «За бережное отношение к культуре родного края» Саратовской государственной консерватории была отмечена студентка нашего училища Якина Людмила, подготовившая работу о хоровом творчестве Георгия Ивановича Сураева-Королева под руководством преподавателя Зениковой Адили Иматьевны.
Имя Георгия Ивановича, основателя музыкальной династии Сураевых-Королевых, носит детская школа искусств Старошайговского района Мордовии, родного района композитора. В 2016 в районе жилой застройки микрорайона «Юбилейный» города Саранска появилась улица имени Георгия Ивановича Сураева-Королева. А в следующем году жители и гости Саранска, благодаря дочери композитора, Светлане Георгиевне, смогут осуществить туристический маршрут по памятным местам, связанным с жизнью и творчеством Георгия Ивановича.
Наша встреча подошла к концу. Спасибо вам за внимание. До новых встреч!
Автор сценария и ведущая музыковед,
преподаватель СМУ им. Л.П. Кирюкова
Родина Наталья Федоровна
10.04.2017г.