Артикуляционная гимнастика является необходимой составляющей любого логопедического занятия. В работе с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения, она решает задачи формирования артикуляционных укладов звуков, развития мышечной силы органов артикуляции и др. В статье предлагаются комплексы упражнений для выработки артикуляционных укладов звуков позднего онтогенеза.
Комплекс артикуляционных упражнений
для постановки звуков [Ш], [Ж].
«Улыбка – хоботок» - губы растянуть в улыбку, чтобы видны были сомкнутые губы, произносить звук «И». Удерживать губы в таком положении под счёт до 5. Затем вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой», произносить звук «У». Удерживать губы в таком положении под счёт до 5. Повторить 5-6 раз.
«Толстячки-Худышки» - ребенок поочередно надувает и втягивает щеки в спокойном темпе, удерживая их в каждом положении 3-5 сек. Губы сомкнуты!
«Хомяк» - язык поочередно упирается в правую и левую щеки, задерживаясь в каждом положении на 3-5 сек. Рот закрыт. Ребенок контролирует движение языка, приложив пальчики снаружи щек.
«Обезьянка» - чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и нижними зубами. Удерживать его в таком положении 3-5 сек.
«Бульдог» - чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и нижними зубами. Удерживать его в таком положении 3-5 сек.
«Обезьянка-Бульдог».
«Лопаточка» - высунуть широкий кончик языка между зубами, произнося слоги: «пя-пя-пя». После произнесения последнего слога оставить рот открытым, зафиксировав широкий язык на нижней губе. Удерживать язык в таком состоянии под счёт до 5-7. Следить за тем, чтобы язык оставался широким, спокойно лежал на нижней губе. Повторить 5-6 раз.
«Чашечка» - улыбнуться, открыть рот, сделать «лопаточку». Затем загнуть вверх края
широкого языка и установить язык в форме «чашечки». Внимание! Язык не должен лежать на нижней губе! Если «чашечка» не получается, то необходимо вернуться к упражнению «лопаточка», распластать широкий язык на нижней губе, и слегка надавить на середину языка. При этом края языка поднимаются вверх, и язык принимает нужную форму. Можно также завернуть широкий язык на верхнюю губу, придерживая края пальчиками. Внимание! Язык должен быть широким! Удерживать язык в таком положении под счёт до 5-7. Повторить 5 раз.
«Чашечка» с конфеткой. Улыбнуться, открыть рот. Широкий язык лежит на нижней губе. На серединку языка положить кусочек мармелада. Ребенку нужно занести язык в рот в виде чашечки. (см. видео).
«Вкусное варенье» - улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движения сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая «чашечки». Важно! 1. Следить за тем, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не «подсаживала» язык вверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать ее пальцем). 2. Язык широкий, в форме «чашечки». 3. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Лопаточка», распластать язык, а потом завернуть его на верхнюю губу, придерживая пальцами (с бинтом).
«Ступеньки» (чередование «чашечка» на верхней губе - «чашечка» на верхних зубах - «чашечка» вверху за зубами) – улыбнуться, открыть рот, установить язык в форме «чашечки» на верхней губе, затем перевести «чашечку» на верхние зубы, а затем на верхние зубы. Удерживать в каждом положении 5-10 сек. Важно! 1. Следить за тем, чтобы двигался только язык, нижняя челюсть неподвижна. 2. Сохраняем «чашечку», плавно переводя язык из одной позиции в другую.
«Фокус» - улыбнуться, приоткрыть рот. Положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос. Усложнение: на кончик носа положить кусочек ватки и сдуть его, он должен улететь вверх. Важно! 1. Нижние зубы не «подсаживают» язык вверх. 2. Не сжимать язык зубами. 3. Выдох плавный, длительный.
«Не разбей чашечку» - придать языку форму «чашечки» и двигать его: выдвигать его и убирать обратно в рот. Удерживать язык снаружи и внутри по 3-5 сек., не разрушая чашечки. Важно! 1. Двигается только язык, губы остаются неподвижны. 2. Можно начинать упражнение с более удобного для ребенка положения на выбор: «чашечка» снаружи, «чашечка» внутри.
«Чистим чашечкой верхние зубки» - улыбнуться, открыть рот и языком в форме «чашечки» почистить верхние зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону. Важно! 1. Улыбнуться так, чтобы видны были верхние и нижние зубы. 2. Следить за тем, чтобы кончик языка не загибался внутрь, а двигался у корней зубов. 3. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.
«Стук» - Открыть рот, округлить губы и, не закрывая рта, в медленном темпе 4-5 раз с придыханием произнести звук [Т], ударяя кончиком языка по основаниям верхних резцов. Затем, постепенно удлиняя выдыхаемую струю, уже не ударять по альвеолам, а только поднимать к ним кончик языка. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Получится звук, напоминающий т-шшшш – барабан лопнул. Произносить этот звук прерывисто, с паузами, отделяя звук [Ш] от предыдущего [Т].
«Шипение» - открыть рот, губы слегка округлить. Широкий кончик языка поднять к альвеолам верхних зубов и образовать с ними щель. Боковые края языка плотно прижать к верхним боковым зубам. Среднюю часть спинки языка опустить вниз в форме «чашкчки». Важно! 1. Следить, чтобы губы не подворачивались и не натягивались на зубы. 2. Не допускать сближения уголков рта. 3. Нижняя челюсть неподвижна. Кисть ведущей руки округлить в форме горсти, поднести ее ко рту и с шумом подуть.